Предновогодняя закупка началась
Общие повседневные расходы россиян в ноябре продолжили рост, прибавив к октябрьскому показателю 2,4%, что значительно опережает месячную инфляцию в размере 0,2%. В разрезе года рост ноябрьских расходов россиян составил 3,7%, что также превосходит накопленную за год инфляцию в 2,5%. Ноябрьский рост общих повседневных расходов по традиции объясняется началом закупки продуктов и подарков к Новому году. И текущий год, видимо, не стал исключением.
Основными драйверами роста расходы стали жители полумиллионников и стотысячников, расходы которых за месяц выросли более чем на 4%. Не стали дожидаться предпраздничного подорожания товаров и представители низкодоходной группы, которые потратили на 3,7% больше, чем месяцем ранее. В текущем году также перед праздниками активизировались россияне с высокими доходами. Рост их расходов за месяц превзошел 7%.
Согласно данным, полученным на основе скан-панели домохозяйств Romir Consumer Scan Panel*, общие повседневные расходы россиян в ноябре продолжили рост, прибавив к октябрьскому показателю 2,4%, что значительно опережает месячную инфляцию в размере 0,2%, рассчитанную Росстатом. И в разрезе года рост ноябрьских расходов россиян оказался уверенным и составил 3,7%, что также превосходит накопленную за год инфляцию в 2,5% (см. График 1).
График 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – ноябрь 2017.
Таким образом, реальные, то есть «очищенные» от инфляции, расходы обогнали аналогичные показатели двух предыдущих лет, сравнялись со значением 2012 года, но пока все еще уступают показателям 2013 и 2014 годов (см. График 2).
График 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – ноябрь 2017.
Ноябрьский рост общих повседневных расходов по традиции объясняется началом закупки продуктов и подарков к новому году. И текущий год, видимо, не стал исключением. Средний чек прибавил в ноябре 2,6% к величине октябрьского. С 47 до 48% увеличилась доля расходов на продовольственные товары в общей корзине. Вероятно, наслушавшись прогнозов чиновников и экспертов о неминуемом подорожании традиционных новогодних товаров в декабре, россияне не стали откладывать предпраздничную закупку на последний момент.
Регионы
За месяц повседневные расходы горожан выросли почти во всех регионах страны за исключением Уральского округа, где они сократились на 0,8%. В остальных же округах потребители потратили больше, чем в октябре. Где-то, как например, на юге страны и в Приволжском округе, рост расходов составил скромные 0,6%. Потребители северо-запада прибавили в тратах за месяц 1,6%, а в Сибири – 2,5%. Лидерами же по приросту на 5,9% общих расходов в ноябре стали жители Центрального округа страны.
А вот относительно ноября прошлого года амплитуда динамики расходов в разных регионах оказалась более широкой. Северо-запад показал существенный отрицательный результат в -5,1%. На Урале также было зафиксировано годовое снижение расходов на -0,8%. Зато этот потребительский негатив был с лихвой компенсирован ощутимым ростом расходов в Сибири (5,8%), в Приволжском округе (7,7%), на юге (13,3%). Ниже инфляции оказался рост расходов только в центре страны, где он составил 2,1%.
Города
На скромные годовые результаты Центрального округа оказала влияние Москва, где относительно прошлогоднего ноября расходы сократились на -1,3%. Однако за месяц в столице общие расходы жителей увеличились на уверенные 2,7%.
Похожая ситуация наблюдалась и в Санкт-Петербурге. Месячный рост расходов в северной столице совпал по значению в округом в целом и составил 1,6% к октябрю. А вот по сравнению с ноябрем прошлого года в Питере расходы упали на -8,4%, что также не могло не сказаться на общей ситуации в регионе в целом.
И в остальных миллионниках ситуация с расходами в ноябре оставляла желать лучшего. В разрезе месяца была зафиксирована нулевая динамика, а в разрезе года сокращение составило -2,8%. Видимо, в силу высокой занятости жители мегаполисов пока не спешат за покупками к праздникам.
Зато в полумиллионниках и стотысячниках в ноябре вовсю началась предпраздничная закупка. Расходы жителей этих типов городов за месяц выросли соответственно на 4,5% и 4,2%. А относительно ноября прошлого года рост оказался еще более впечатляющим – 14,2% в полумиллионниках и 8,3% в стотысячниках.
Доходные группы
Заблаговременной закупкой озаботились в первую очередь россияне с низкими доходами, которые за месяц увеличили свои повседневные траты на 3,7%. И относительно ноября прошлого года в этой доходной группе расходы выросли на 4,3%.
Высокодоходники тоже продемонстрировали существенный рост расходов на 7,1% в ноябре относительно предыдущего месяца. Правда, в разрезе года прибавка в ежедневных тратах оказалась ниже инфляции и составила всего 1,8%.
Только среднедоходники не спешат раскошеливаться. В ноябре их общие расходы сократились на -0,6% относительно предыдущего месяца. Правда, по сравнению с прошлогодним ноябрем представители этой доходной группы уверенно потратили на 4,5% больше.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 000 домохозяйств в 180 городах с населением более 10 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
12.12.2017
Еще статьи по теме
- Пандемия не заставила россиян разлюбить походы по магазинам: совместное исследование Ромир и Fix Price - 13.09.2021
- Затратный Ретроградный: как Меркурий заставил россиян раскошелиться - 26.11.2020
- Опрос Criteo: Кризис доходов не отразился на желании россиян совершать покупки - 02.11.2020
- Исследование "Связного": россияне предпочли iPhone 11, дешевые зрелища и улететь - 25.02.2020
- Покупка косметики: что определяет выбор потребителя - 24.09.2019
- Только 12% российских потребителей верны выбранному бренду - 12.09.2019
- Микрочипы, 3D-принтеры и дроны - самые популярные желания российских потребителей - 30.05.2019
- Как россияне воспринимают технологии и будущее - 27.05.2019
- Российский потребитель 2019: накопилась усталость - 22.05.2019
- Потребители ждут ответственности от производителей и ритейла - 26.04.2019
- все статьи по теме...
Комментарии
Написать комментарий