Анализ рынков

Торговцы разлюбили запретный плод

Торговцы разлюбили запретный плод

Крупные торговые сети, включая X5 Retail Group, «О’кей», «Дикси» и «Лента», подсчитали, что в структуре их оборота за прошлый год на долю импортных продуктов пришлось в среднем 4–8%, максимум 10%. Ритейлеры не берутся прогнозировать, как эмбарго отразится на этих показателях по итогам текущего года. Между тем переработчики мяса, молока и рыбы уже фиксируют убытки, хотя стоимость их продукции растет.

Прогноз меняется из-за эмбарго

В пятницу Минэкономики пересмотрело прогноз по изменению цен на продукты питания по итогам 2014 года. Если до этого предполагалось, что рост составит 7,2–7,4%, то сейчас чиновники пессимистичны: продуктовая инфляция может достичь 12–13%. Очевидно, что прогноз поменялся с учетом возможных последствий от эмбарго, введенного летом в отношении продукции из США, ЕС, Норвегии и Австралии. Мониторинг, проводимый Минэкономики, показал, что в августе на 1,4% подорожали продукты, попавшие под запрет, в то время как цены на другие товары выросли всего на 0,2%.

Начальник управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анна Мирочиненко сообщила “Ъ”, что, например, с 8 по 15 сентября в Краснодарском крае свинина у оптовиков подорожала на 4,82%, говядина — на 5,24%. При этом Росстат не фиксирует резкого роста цен на продовольствие в рознице (см. график). В Минпромторге сообщили, что статистика министерства в целом совпадает с данными Росстата. «Сейчас цены колеблются примерно так же, как и в прошлом году, за исключением некоторых товаров»,— говорит замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Но цены будут расти в силу объективных причин, считает президент группы «Дикси» Илья Якубсон: «Если сырье подорожало, переработчик вынужден поднять цену». “Ъ” решил проверить, в каких сегментах рост может оказаться существенным.

Рыбу смешали с молоком

Для ритейлеров запрет на европейскую рыбу стал одним из самых болезненных. Как уже сообщал “Ъ”, поставщики уведомляют торговые сети о повышении цен на 5–20%, в некоторых случаях рост достигает 120%. В связи с этим ФАС уже начала проверки в Москве, Подмосковье, Новосибирской и Мурманской областях. В группе «Русское море» констатируют, что отпускные цены на рыбу сегодня пока еще не стабилизировались. «Для этого потребуется еще не менее полутора месяцев»,— отмечают в компании. После введения санкций компания переориентировалась на поставки красной рыбы с Фарерских островов и из Чили. «У нас на долю свежемороженой красной рыбы из Чили приходится 60%, остальные 40% — это охлажденная рыба из России и с Фарерских островов»,— уточнил представитель «Русского моря». «Лента» переключилась на поставщиков из Мурманска и наладила поставки из Чили, «Диски» нашла контрагентов на Дальнем Востоке, отмечают представители этих розничных сетей.

Что же касается молочного рынка, то санкции не создали для отрасли новых проблем, а скорее усугубили старые. Как говорит глава национального союза производителей молока «Союзмолоко» Андрей Даниленко, дефицит сырого молока, наблюдающийся в последние годы, продолжает расти, что неизбежно оказывает давление на цены на конечную продукцию. Введенный запрет на ввоз этой продукции и сырья с Запада также создает дополнительную нагрузку на стоимость. Объем импорта из-за санкций не сократился, уверен господин Даниленко: «Все, что шло в Россию, продолжает идти, но, по более высокой цене. В том числе и в качестве реэкспорта через Белоруссию». Он прогнозирует, что дальнейшее повышение цен приведет к сокращению роста потребления. В этом случае, продолжает Андрей Даниленко, производители будут вынуждены снижать цены, что приведет к падению рентабельности производства. В итоге это приведет к сокращению предложения, и цены снова вырастут, что опять вызовет турбулентность в отрасли. Производители молока считают, что изменить ситуацию поможет господдержка в размере около 600 млрд руб. до 2020 года либо высокая цена на молоко — не ниже 35 руб. за литр. При этом в «Союзмолоке» не исключают, что государство будет устанавливать ценовой коридор, который бы устроил и производителей, и переработчиков.

Поставщики молочной продукции продолжают уведомлять ритейлеров о повышении отпускных цен на свою продукцию, мотивируя это ослаблением рубля и ростом цен на сырье, рассказывает представитель X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») Владимир Русанов. Пока, добавляет он, повышение незначительное — 7–10%. По его словам, у российских поставщиков сейчас нет проблем со сбытом продукции, что позволяет ритейлерам отсрочить повышение цен в рознице. Поставщики сыров заявляют преимущественно о подорожании продукции на 5%, но ритейлер пока не повышает розничные цены, продолжает господин Русанов. Несмотря на то что с рынка ушли практически все крупные иностранные игроки — Arla, Campina, Valio,— нехватки сыров быть не должно. Дефицита этой продукции ожидают в сети «О’кей», рассказал представитель компании Артем Глущенко. Представитель «Дикси» (сети «Дикси», «Виктория») Екатерина Куманина добавляет, что сеть наращивает поставки российской продукции, а замена сыру сорта «Маасдам» нашлась в Израиле.

До санкций молоко, несгущенные сливки и кисломолочную продукцию Россия импортировала в основном из Финляндии (более 40%). Почти 70% сгущенных и сухих сливок составляли поставки из Аргентины, Франции, Украины, Польши и Уругвая, молочная сыворотка в основном поступала с Украины (35%), сливочное масло — из Новой Зеландии (25%), Финляндии (17%) и Уругвая (16%). Около 70% сыров и творога завозились из Нидерландов, Украины, Германии, Финляндии и Литвы.

Мясо зажарили с овощами

Оптовые цены на мясо тоже нестабильны. Поставщики свинины пытаются поднять стоимость поставок на 10%, рассказывает Владимир Русанов из Х5. «Сейчас производителю выгоднее продавать сырье на мясокомбинаты, чем торговым сетям, поэтому мы будем вынуждены согласиться на повышение»,— говорит он. Запрет на ввоз свинины из ЕС введен еще в начале года. Как следствие, переработчики стали переключаться на курицу. Когда запасы замороженной курицы закончились, российские и белорусские поставщики начали планомерно повышать отпускные цены, отмечает господин Русанов. Вице-президент «Мираторга» Александр Никитин отмечает, что маржа компании по импорту свинины после введения эмбарго стала отрицательной. Рост стоимости импортного сырья в холдинге связывают с падением курса рубля и монополизацией рынка поставок мяса в Россию странами Южной Америки, прежде всего Бразилией, которая существенно подняла цены. Стоимость российского мяса также выросла, что обусловлено ростом себестоимости и сокращением предложения.

После введения эмбарго также заметно сократились возможности по импорту несезонных овощей. Так, в Россию сейчас невозможно импортировать 357 тыс. тонн овощей в год, в то время как до санкций ежегодно завозилось примерно 829 тыс. тонн. Не пострадает только импорт из Турции (на ее долю приходится 39% томатов, завозимых Россией), Китая (10%) и Марокко (8%).

По данным аналитической компании «Технологии роста», в 2013 году потребление несезонных овощей в России превысило 1,8 млн тонн, из которых примерно 636 тыс. тонн — собственное производство, еще более 1 млн тонн — импортная продукция.

Председатель наблюдательного совета «Белой дачи» Виктор Семенов говорит, что до середины ноября компания будет получать салаты из центральной и южной России. Затем салат айсберг, который составляет почти 90% от всего объема продаж «Белой дачи», планируется поставлять из Турции и Египта. Также рассматривается возможность импорта из Туниса, Марокко, Израиля и Мексики. При этом цены на салаты существенно не должны увеличиться, прогнозирует господин Семенов.

Для ритейлеров замещение овощей и фруктов, попавших под запрет, оказалось наименее болезненным. «Товары первой необходимости, такие как картофель, лук, морковь, капуста, свекла, сезонные яблоки, бананы, цитрусовые, бахчевые, никак не пострадали»,— сообщил Владимир Русанов. Екатерина Куманина признается, что вопреки опасениям «Дикси» уже заменила большую часть запрещенных фруктов. На полках сети уже появились персики и виноград из Турции и Македонии, болгарский перец из Сербии. Ритейлер увеличил покупки фруктов из Краснодарского и Ставропольского краев. Замещать поставки экзотических фруктов «Дикси» намерена за счет перераспределения заказов в страны Азии, Латинской Америки, Африки. При этом президент «Дикси» Илья Якубсон признался, что в результате перехода к новым поставщикам качество товаров снижается. «Не зря же мы раньше закупали продукты в Европе»,— резюмирует он.

Торговцы разлюбили запретный плод

Анна Зиброва, Анастасия Дуленкова (Коммерсантъ) Advertology.Ru

29.09.2014

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

28.11.2024 - 11:10
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация