Государственные контракты в маркетинге и PR: рейтинг по итогам 2011 года
6 июня Коммуникационная группа «Византия» подвела итоги исследования, целью которого стало выявление компаний, наиболее успешно участвовавших в федеральных государственных тендерах на оказание услуг по PR и маркетинговым коммуникациям, пропаганде и информационно-разъяснительной работе в течение 2011 года. Исследование проводится с 2009 года.
В рамках работы были собраны и проанализированы данные, публиковавшиеся в течение 2011 года на страницах «Официального сайта РФ для размещения информации о размещении заказов». Собранные данные были верифицированы «Реестром государственных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов». В рейтинг вошли закупки, осуществлявшиеся за счет средств федерального бюджета. Данные анализировались в четырех сегментах: «Исследования», «Реклама», «Организация мероприятий» и «Информационно-разъяснительная работа».
Всего в рассмотренном сегменте рынка в течение 2011 года было проведено 1427 тендеров (для сравнения - в 2010 году аналогичных тендеров насчитывалось 2027, в 2009 - 1232).
Общая сумма средств, на которые государственными структурами, министерствами и ведомствами были посредством сайта zakupki.gov.ru приобретены услуги в сфере PR и маркетинга в течение года - 7 002, 44 млн. рублей (аналогичный показатель 2010 года - 6 825, 89 млн. рублей, 2009 года - 5 240, 27 млн. рублей, рост в 2011 году - 12,5%).
53,7% тендеров в течение года проведены в формате открытых конкурсов, 14,4% - запросов котировок, 31,9% - открытых аукционов.
Всего за счет использования тендерных механизмов государство сэкономило 7,7% средств (10,2% годом ранее).
8,2% тематических тендеров проведено в сегменте «Исследования» (по количеству - падение на 10% по сравнению с 2010 годом). 26,3% пришлось на «Рекламу» (по количеству - падение на 60,9% по сравнению с 2010 годом). 60,8% - проведение мероприятий (по количеству - рост на 11,3% по сравнению с 2010 годом). 4,6% - комплексное оказание информационных услуг, информационно-разъяснительная работа (по количеству - падение на 57,4% по сравнению с 2010 годом).
Сводные таблицы рейтинга:
Компании, выигравшие больше всего федеральных государственных тендеров в сфере коммуникаций в 2011 году (по количеству побед):
|
ПОСТАВЩИК |
КОЛИЧЕСТВО ЗАКУПОК |
1 |
ФГУП «Информационный центр по автомобильным дорогам «ИНФОРМАВТОДОР» |
24 |
2 |
ООО «Агентство гуманитарных технологий» |
17 |
3 |
ЗАО НПП «Инфоком Сервис» |
13 |
4 |
ООО «Интегрум Медиа» |
12 |
5 |
ООО "КонкордБизнесСервис" |
10 |
6 |
ООО «Студия «Фест-фильм» |
10 |
7 |
ООО «Экспотур» |
10 |
8 |
ГП «Генеральная дирекция международных книжных выставок и ярмарок» |
9 |
9 |
ФГУК «Российская государственная концертная компания «Содружество» |
8 |
10 |
ЗАО «Михайлов и партнеры. Управление стратегическими коммуникациями» |
8 |
Компании, выигравшие больше всего федеральных государственных тендеров в сфере коммуникаций в 2011 году (по количеству привлеченных средств):
|
ПОСТАВЩИК |
СУММА |
1 |
ООО «Группа компаний ИНКОННЕКТ» |
389 195 000 |
2 |
НП «Агентство международных культурных проектов «Арт Интерфорум» |
320 000 000 |
3 |
ООО «Современные образовательные концепции» |
296 650 000 |
4 |
ООО «ВиЭнДжи» |
214 708 700 |
5 |
АНО «Фестиваль «Золотая маска» |
199 750 000 |
6 |
ООО «Агентство гуманитарных технологий» |
199 421 600 |
7 |
ЗАО «Интерфакс» |
183 434 200 |
8 |
Общероссийская общественная организация - Общество «Россия-Япония» |
173 000 000 |
9 |
ЗАО «КРОС» |
169 300 000 |
10 |
ООО «СМАРТ НЬЮ СОЛЮШНЗ» |
168 800 000 |
Наиболее активные заказчики (по количеству заказов):
|
ЗАКАЗЧИК |
КОЛИЧЕСТВО ЗАКУПОК |
1 |
Министерство культуры Российской Федерации |
417 |
2 |
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям |
146 |
3 |
Федеральное агентство по делам молодежи |
111 |
4 |
Министерство образования и науки Российской Федерации |
104 |
5 |
Федеральное дорожное агентство |
49 |
6 |
Федеральное агентство по туризму |
36 |
7 |
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации |
36 |
8 |
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации |
34 |
9 |
Министерство экономического развития Российской Федерации |
30 |
10 |
Служба специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации |
24 |
Наиболее активные заказчики (по стартовой стоимости заказов):
|
ЗАКАЗЧИК |
СУММА |
1 |
Министерство культуры Российской Федерации |
2 194 706 542,03 |
2 |
Министерство образования и науки Российской Федерации |
1 129 564 100,00 |
3 |
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации |
672 147 100,00 |
4 |
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации |
427 000 000,00 |
5 |
Министерство экономического развития Российской Федерации |
321 115 460,00 |
6 |
Министерство транспорта Российской Федерации |
299 522 050,00 |
7 |
Федеральное дорожное агентство |
287 725 000,00 |
8 |
Федеральное медико-биологическое агентство |
280 516 764,00 |
9 |
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям |
248 616 000,00 |
10 |
Федеральное агентство по делам молодежи |
222 821 396,70 |
Основные показатели по сегментам
«Исследования»
(В раздел собраны тендеры на научно-исследовательскую работу (НИР) в сфере коммуникаций, социологические и маркетинговые исследования, медиа-мониторинг, аналитика, стратегические и идеологические разработки в сфере коммуникаций).
Всего тендеров: 117
Экономия относительно стартовой (максимальной) стоимости закупок: 13,8% (в 2010 - 19,6%, в 2009 - 14,9%)
Общая стартовая (максимальная) стоимость лотов: 1 049 627 780 руб.
Общая итоговая стоимость лотов: 904 522 552,42 руб.
Наиболее активно покупали исследования:
По количеству:
|
ЗАКАЗЧИК |
КОЛИЧЕСТВО ЗАКУПОК |
1 |
Служба специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации |
20 |
2 |
Министерство культуры Российской Федерации |
15 |
3 |
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям |
14 |
4 |
Министерство экономического развития Российской Федерации |
12 |
5 |
Министерство образования и науки Российской Федерации |
6 |
По деньгам (начальные суммы контрактов):
|
ЗАКАЗЧИК |
СУММА |
1 |
Министерство образования и науки Российской Федерации |
374 800 000 |
2 |
Министерство экономического развития Российской Федерации |
168 593 600 |
3 |
Служба специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации |
156 729 546 |
4 |
Министерство культуры Российской Федерации |
117 075 550 |
5 |
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации |
70 500 000 |
Лидеры рейтинга среди исполнителей:
По количеству:
|
ПОСТАВЩИК |
КОЛИЧЕСТВО ЗАКУПОК |
1 |
ЗАО НПП «Инфоком Сервис» |
13 |
2 |
ООО «Интегрум Медиа» |
12 |
3 |
ЗАО «Интерфакс» |
5 |
4 |
ОАО «Всероссийский центр изучения общественного мнения» |
5 |
5 |
Общероссийский общественный фонд «Общественное мнение» |
3 |
По деньгам (конечные суммы гос.контрактов):
|
ПОСТАВЩИК |
СУММА |
1 |
ООО «Современные образовательные концепции» |
296 650 000 |
2 |
ЗАО «Интерфакс» |
183 434 200 |
3 |
ЗАО «ПРОГНОЗ» |
59 000 000 |
4 |
ФГУП «Росгосэкспертиза» |
38 250 000 |
5 |
ФГУП «Центр научных исследований социально-экономических проблем культуры» |
37 000 000 |
«Реклама»
(В раздел включены тендеры на прямую рекламу, рекламный креатив, разработку визуальных решений для коммуникационных кампаний, сайтов, рекламный продакшн и пр.).
Всего тендеров: 376
Экономия относительно стартовой (максимальной) стоимости лота: 19,2% (в 2010 - 18,4%, в 2009 - 10,7%)
Общая стартовая (максимальная) стоимость лотов: 1 461 850 987,99 руб.
Общая итоговая стоимость лотов: 1 180 986 157,18 руб.
Наиболее активно покупали рекламу:
По количеству:
|
ЗАКАЗЧИК |
КОЛИЧЕСТВО ЗАКУПОК |
1 |
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации |
20 |
2 |
Федеральное государственное учреждение «Государственный академический Большой театр России» |
18 |
3 |
Центральная базовая таможня |
18 |
4 |
Федеральное агентство по туризму |
16 |
5 |
Федеральное агентство по делам молодежи |
15 |
По деньгам (начальные суммы контрактов):
|
ЗАКАЗЧИК |
СУММА |
1 |
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации |
384 386 300 |
2 |
Федеральное медико-биологическое агентство |
179 626 764 |
3 |
Федеральное агентство по туризму |
137 689 971 |
4 |
Федеральное дорожное агентство |
117 075 000 |
5 |
ФГУ «Дирекция по управлению федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах» |
86 798 512 |
Лидеры рейтинга среди исполнителей:
По количеству:
|
ПОСТАВЩИК |
КОЛИЧЕСТВО ЗАКУПОК |
1 |
ФГУП «Информационный центр по автомобильным дорогам «ИНФОРМАВТОДОР» |
6 |
2 |
ООО «Атон» |
6 |
3 |
ООО «Топ Юнион» |
5 |
4 |
ОАО «Московская дирекция театрально-концертных и спортивно-зрелищных касс» |
5 |
5 |
ИП «Караваева Викторовна Елена» |
5 |
По деньгам (конечные суммы гос.контрактов):
|
ПОСТАВЩИК |
СУММА |
1 |
ООО «ВиЭнДжи» |
214 708 700 |
2 |
ООО «171 Меридиан» |
95 000 000 |
3 |
ООО «Социальные программы и технологии» |
44 815 392 |
4 |
ФГУП «Информационный центр по автомобильным дорогам «ИНФОРМАВТОДОР» |
36 059 990 |
5 |
ООО «Тушарп» |
34 100 000 |
«Проведение мероприятий»
(В раздел включены тендеры на организацию фестивалей, праздников, форумов и иных мероприятий в РФ, а также по заказу гос.органов - за пределами РФ).
Всего тендеров: 868
Экономия относительно стартовой (максимальной) стоимости лота: 2,6% (в 2010 - 2,8%, в 2009 - 3,0%)
Общая стартовая (максимальная) стоимость лотов: 4 116 118 901,14 руб.
Общая итоговая стоимость лотов: 4 009 386 283,42 руб.
Наиболее активно заказывали организацию мероприятий:
По количеству:
|
ЗАКАЗЧИК |
КОЛИЧЕСТВО ЗАКУПОК |
1 |
Министерство культуры Российской Федерации |
393 |
2 |
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям |
129 |
3 |
Федеральное агентство по делам молодежи |
94 |
4 |
Министерство образования и науки Российской Федерации |
70 |
5 |
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации |
33 |
По деньгам (начальные суммы контрактов):
|
ЗАКАЗЧИК |
СУММА |
1 |
Министерство культуры Российской Федерации |
2 261 000 535 |
2 |
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации |
420 500 000 |
3 |
Министерство образования и науки Российской Федерации |
352 333 100 |
4 |
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям |
231 112 000 |
5 |
Федеральное агентство по делам молодежи |
201 645 245 |
Лидеры рейтинга среди исполнителей:
По количеству:
|
ПОСТАВЩИК |
КОЛИЧЕСТВО ЗАКУПОК |
1 |
ФГУП «Информационный центр по автомобильным дорогам «ИНФОРМАВТОДОР» |
17 |
2 |
ООО "КонкордБизнесСервис" |
10 |
3 |
ООО «Студия «Фест-фильм» |
10 |
4 |
ООО «Экспотур» |
10 |
5 |
ГП «Генеральная дирекция международных книжных выставок и ярмарок» |
9 |
По деньгам (конечные суммы гос.контрактов):
|
ПОСТАВЩИК |
СУММА |
1 |
ООО «Группа компаний ИНКОННЕКТ» |
389 195 000 |
2 |
НП «Агентство международных культурных проектов «Арт Интерфорум» |
320 000 000 |
3 |
АНО «Фестиваль «Золотая маска» |
199 750 000 |
4 |
Общероссийская общественная организация - Общество «Россия-Япония» |
173 000 000 |
5 |
АНО «Дирекция по организации и проведению международных фестивалей «Медиафест» |
127 000 000 |
«Информационно-разъяснительная работа»
(В раздел включены тендеры на комплексное коммуникационное сопровождение гос.заказчиков, реализацию системных проектов, предполагающих разработку стратегии, контента и последующую реализацию коммуникационной программы).
Всего тендеров: 66
Экономия относительно стартовой (максимальной) стоимости лота: 21,8% (В 2010 года - 15,9%, в 2009 - 14,4%)
Общая стартовая (максимальная) стоимость лотов: 1 161 160 345 руб.
Общая итоговая стоимость лотов: 907 541 566,16 руб.
Наиболее активно заказывали ИРР:
По количеству:
|
ЗАКАЗЧИК |
КОЛИЧЕСТВО ЗАКУПОК |
1 |
Министерство образования и науки Российской Федерации |
18 |
2 |
Министерство экономического развития Российской Федерации |
7 |
3 |
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации |
6 |
4 |
Министерство транспорта Российской Федерации |
5 |
5 |
Федеральное дорожное агентство |
5 |
По деньгам (начальные суммы контрактов):
|
ЗАКАЗЧИК |
СУММА |
1 |
Министерство образования и науки Российской Федерации |
321 331 000,00 |
2 |
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации |
244 600 000,00 |
3 |
Министерство транспорта Российской Федерации |
235 000 000,00 |
4 |
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации |
92 000 000,00 |
5 |
Министерство экономического развития Российской Федерации |
75 720 000,00 |
Лидеры рейтинга среди исполнителей:
По количеству:
|
ПОСТАВЩИК |
КОЛИЧЕСТВО ЗАКУПОК |
1 |
ООО «Агентство гуманитарных технологий» |
14 |
2 |
ЗАО «Михайлов и Партнеры. Управление стратегическими коммуникациями» |
7 |
3 |
ЗАО «КРОС» |
3 |
4 |
ООО «СП Огилви» |
3 |
5 |
ООО «Социальные программы и технологии» |
3 |
По деньгам (конечные суммы гос.контрактов):
|
ПОСТАВЩИК |
СУММА |
1 |
ООО «Агентство гуманитарных технологий» |
170 771 000 |
2 |
ЗАО «КРОС» |
169 300 000 |
3 |
ООО «СМАРТ НЬЮ СОЛЮШНЗ» |
168 800 000 |
4 |
ООО «ПР+Спорт» |
85 052 000 |
5 |
ООО «СП Огилви» |
70 056 000 |
Комментарий специалиста
Игорь Райхман, генеральный директор КГ «Византия»:
«Тенденции, наметившиеся в 2010 году, в 2011 получили свое развитие. Прежде всего, мы наблюдаем сокращение количества тендеров практически во всех проанализированных сегментах, кроме организации мероприятий. Общее количество заказов упало почти на 30%, однако суммы закупок при этом выросли на 12,5%. Подобные данные указывают на изменения в общем подходе государственных заказчиков к отраслевым закупкам.
Продолжает сокращаться интерес к комплексным коммуникационным проектам. Если пару лет назад PR-кампании заказывали практически все министерства, то сейчас остались буквально 5-6 крупных заказчиков. Как следствие - рост конкуренции и увеличение экономии государства за счет конкурентных закупок (с 16% до 22%). Повышение конкуренции выдавило из этого сегмента «залетные» агентства - если ранее в рейтинг попадали структуры, на рынке не известные, то в 2011 году весь топ рейтинга занят старыми уважаемыми организациями, специализирующимися именно на государственных проектах в сфере PR.
Ситуация с рекламой и проведением мероприятий также любопытна. Рекламы стало существенно меньше, однако «за ее счет» существенно увеличился event-сегмент. Во многом это связано с выборным годом. За счет рекламы необходимость в публичной активности не реализуешь, а вот мероприятия для этого прекрасная площадка. Более того, обладая развитой фантазией, можно предположить, что рост количества «смотров хоровых коллективов» и «дней культуры народов крайнего севера» выступил своеобразным противовесом не самых приятных для властей политических и экономических новостей.
В сегменте «Исследования» наблюдается резкий приток средств - бюджеты выросли более чем в три раза. Это во многом связано с реализацией «Электронного правительства» и повальным увлечением министерств и ведомств информационными системами для автоматизации собственной деятельности. Привлечение консалтинговых компаний для создания концепций подобных систем - общее место для всего рынка гос.закупок. В ситуации с маркетингом и PR эта тенденция выражается в проектировании и создании систем мониторинга и обработки материалов СМИ, иных открытых источников. Себестоимость подобных проектов высока, а сами задачи малоподъемны для традиционных участников рейтинга в сегменте «Исследования» - социологов, PR-консультантов, медиа аналитиков. Эти группы начинают вытесняться IT-консалтерами и системными интеграторами.
В целом как еще одну общую для рынка тенденцию стоит отметить, что заказчики «наигрались» электронными аукционами и запросами котировок, и вновь вернулись к формату закупок через открытые конкурсы, которые хоть и критикуются и профессиональным сообществом, и самими заказчиками, по-прежнему остаются наиболее востребованным механизмом проведения тендеров».
Disclaimer: Исследование построено на многократном дублировании запросов и системной перепроверке всех получаемых результатов. Это позволяет говорить о том, что в работе учтен максимум информации, которую возможно собрать из открытых источников. Сбор данных производился с учетом более 70 словоформ, описывающих деятельность, релевантную предмету исследования. Вместе с тем не исключены ситуации, в которых предмет профильного конкурса / названия лотов были сформулированы с использованием слов извне тезауруса анализируемого рынка. Случаи замены кириллических букв на их латинские графические аналоги были учтены при сборе информации, однако специфика работы и не-работы поиска на анализируемых сайтах вынуждает признать возможность существования тендеров, которые не были учтены в рамках исследования.
22.06.2012
Комментарии
Написать комментарий