Государственные контракты в маркетинге и PR: рейтинг по итогам 2011 годаДата публикации: 22.06.2012 Раздел: Рейтинги 6 июня Коммуникационная группа «Византия» подвела итоги исследования, целью которого стало выявление компаний, наиболее успешно участвовавших в федеральных государственных тендерах на оказание услуг по PR и маркетинговым коммуникациям, пропаганде и информационно-разъяснительной работе в течение 2011 года. Исследование проводится с 2009 года. В рамках работы были собраны и проанализированы данные, публиковавшиеся в течение 2011 года на страницах «Официального сайта РФ для размещения информации о размещении заказов». Собранные данные были верифицированы «Реестром государственных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов». В рейтинг вошли закупки, осуществлявшиеся за счет средств федерального бюджета. Данные анализировались в четырех сегментах: «Исследования», «Реклама», «Организация мероприятий» и «Информационно-разъяснительная работа».
Всего в рассмотренном сегменте рынка в течение 2011 года было проведено 1427 тендеров (для сравнения - в 2010 году аналогичных тендеров насчитывалось 2027, в 2009 - 1232).
Общая сумма средств, на которые государственными структурами, министерствами и ведомствами были посредством сайта zakupki.gov.ru приобретены услуги в сфере PR и маркетинга в течение года - 7 002, 44 млн. рублей (аналогичный показатель 2010 года - 6 825, 89 млн. рублей, 2009 года - 5 240, 27 млн. рублей, рост в 2011 году - 12,5%).
53,7% тендеров в течение года проведены в формате открытых конкурсов, 14,4% - запросов котировок, 31,9% - открытых аукционов.
Всего за счет использования тендерных механизмов государство сэкономило 7,7% средств (10,2% годом ранее).
8,2% тематических тендеров проведено в сегменте «Исследования» (по количеству - падение на 10% по сравнению с 2010 годом). 26,3% пришлось на «Рекламу» (по количеству - падение на 60,9% по сравнению с 2010 годом). 60,8% - проведение мероприятий (по количеству - рост на 11,3% по сравнению с 2010 годом). 4,6% - комплексное оказание информационных услуг, информационно-разъяснительная работа (по количеству - падение на 57,4% по сравнению с 2010 годом).
Сводные таблицы рейтинга:
Компании, выигравшие больше всего федеральных государственных тендеров в сфере коммуникаций в 2011 году (по количеству побед):
|
ПОСТАВЩИК
|
КОЛИЧЕСТВО ЗАКУПОК
|
1
|
ФГУП «Информационный центр по автомобильным дорогам «ИНФОРМАВТОДОР»
|
24
|
2
|
ООО «Агентство гуманитарных технологий»
|
17
|
3
|
ЗАО НПП «Инфоком Сервис»
|
13
|
4
|
ООО «Интегрум Медиа»
|
12
|
5
|
ООО "КонкордБизнесСервис"
|
10
|
6
|
ООО «Студия «Фест-фильм»
|
10
|
7
|
ООО «Экспотур»
|
10
|
8
|
ГП «Генеральная дирекция международных книжных выставок и ярмарок»
|
9
|
9
|
ФГУК «Российская государственная концертная компания «Содружество»
|
8
|
10
|
ЗАО «Михайлов и партнеры. Управление стратегическими коммуникациями»
|
8
|
Компании, выигравшие больше всего федеральных государственных тендеров в сфере коммуникаций в 2011 году (по количеству привлеченных средств):
|
ПОСТАВЩИК
|
СУММА
|
1
|
ООО «Группа компаний ИНКОННЕКТ»
|
389 195 000
|
2
|
НП «Агентство международных культурных проектов «Арт Интерфорум»
|
320 000 000
|
3
|
ООО «Современные образовательные концепции»
|
296 650 000
|
4
|
ООО «ВиЭнДжи»
|
214 708 700
|
5
|
АНО «Фестиваль «Золотая маска»
|
199 750 000
|
6
|
ООО «Агентство гуманитарных технологий»
|
199 421 600
|
7
|
ЗАО «Интерфакс»
|
183 434 200
|
8
|
Общероссийская общественная организация - Общество «Россия-Япония»
|
173 000 000
|
9
|
ЗАО «КРОС»
|
169 300 000
|
10
|
ООО «СМАРТ НЬЮ СОЛЮШНЗ»
|
168 800 000
|
Наиболее активные заказчики (по количеству заказов):
|
ЗАКАЗЧИК
|
КОЛИЧЕСТВО ЗАКУПОК
|
1
|
Министерство культуры Российской Федерации
|
417
|
2
|
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
|
146
|
3
|
Федеральное агентство по делам молодежи
|
111
|
4
|
Министерство образования и науки Российской Федерации
|
104
|
5
|
Федеральное дорожное агентство
|
49
|
6
|
Федеральное агентство по туризму
|
36
|
7
|
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации
|
36
|
8
|
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
|
34
|
9
|
Министерство экономического развития Российской Федерации
|
30
|
10
|
Служба специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации
|
24
|
Наиболее активные заказчики (по стартовой стоимости заказов):
|
ЗАКАЗЧИК
|
СУММА
|
1
|
Министерство культуры Российской Федерации
|
2 194 706 542,03
|
2
|
Министерство образования и науки Российской Федерации
|
1 129 564 100,00
|
3
|
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
|
672 147 100,00
|
4
|
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
|
427 000 000,00
|
5
|
Министерство экономического развития Российской Федерации
|
321 115 460,00
|
6
|
Министерство транспорта Российской Федерации
|
299 522 050,00
|
7
|
Федеральное дорожное агентство
|
287 725 000,00
|
8
|
Федеральное медико-биологическое агентство
|
280 516 764,00
|
9
|
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
|
248 616 000,00
|
10
|
Федеральное агентство по делам молодежи
|
222 821 396,70
|
Основные показатели по сегментам
«Исследования»
(В раздел собраны тендеры на научно-исследовательскую работу (НИР) в сфере коммуникаций, социологические и маркетинговые исследования, медиа-мониторинг, аналитика, стратегические и идеологические разработки в сфере коммуникаций).
Всего тендеров: 117
Экономия относительно стартовой (максимальной) стоимости закупок: 13,8% (в 2010 - 19,6%, в 2009 - 14,9%)
Общая стартовая (максимальная) стоимость лотов: 1 049 627 780 руб.
Общая итоговая стоимость лотов: 904 522 552,42 руб.
Наиболее активно покупали исследования:
По количеству:
|
ЗАКАЗЧИК
|
КОЛИЧЕСТВО ЗАКУПОК
|
1
|
Служба специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации
|
20
|
2
|
Министерство культуры Российской Федерации
|
15
|
3
|
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
|
14
|
4
|
Министерство экономического развития Российской Федерации
|
12
|
5
|
Министерство образования и науки Российской Федерации
|
6
|
По деньгам (начальные суммы контрактов):
|
ЗАКАЗЧИК
|
СУММА
|
1
|
Министерство образования и науки Российской Федерации
|
374 800 000
|
2
|
Министерство экономического развития Российской Федерации
|
168 593 600
|
3
|
Служба специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации
|
156 729 546
|
4
|
Министерство культуры Российской Федерации
|
117 075 550
|
5
|
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
|
70 500 000
|
Лидеры рейтинга среди исполнителей:
По количеству:
|
ПОСТАВЩИК
|
КОЛИЧЕСТВО ЗАКУПОК
|
1
|
ЗАО НПП «Инфоком Сервис»
|
13
|
2
|
ООО «Интегрум Медиа»
|
12
|
3
|
ЗАО «Интерфакс»
|
5
|
4
|
ОАО «Всероссийский центр изучения общественного мнения»
|
5
|
5
|
Общероссийский общественный фонд «Общественное мнение»
|
3
|
По деньгам (конечные суммы гос.контрактов):
|
ПОСТАВЩИК
|
СУММА
|
1
|
ООО «Современные образовательные концепции»
|
296 650 000
|
2
|
ЗАО «Интерфакс»
|
183 434 200
|
3
|
ЗАО «ПРОГНОЗ»
|
59 000 000
|
4
|
ФГУП «Росгосэкспертиза»
|
38 250 000
|
5
|
ФГУП «Центр научных исследований социально-экономических проблем культуры»
|
37 000 000
|
«Реклама»
(В раздел включены тендеры на прямую рекламу, рекламный креатив, разработку визуальных решений для коммуникационных кампаний, сайтов, рекламный продакшн и пр.).
Всего тендеров: 376
Экономия относительно стартовой (максимальной) стоимости лота: 19,2% (в 2010 - 18,4%, в 2009 - 10,7%)
Общая стартовая (максимальная) стоимость лотов: 1 461 850 987,99 руб.
Общая итоговая стоимость лотов: 1 180 986 157,18 руб.
Наиболее активно покупали рекламу:
По количеству:
|
ЗАКАЗЧИК
|
КОЛИЧЕСТВО ЗАКУПОК
|
1
|
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
|
20
|
2
|
Федеральное государственное учреждение «Государственный академический Большой театр России»
|
18
|
3
|
Центральная базовая таможня
|
18
|
4
|
Федеральное агентство по туризму
|
16
|
5
|
Федеральное агентство по делам молодежи
|
15
|
По деньгам (начальные суммы контрактов):
|
ЗАКАЗЧИК
|
СУММА
|
1
|
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
|
384 386 300
|
2
|
Федеральное медико-биологическое агентство
|
179 626 764
|
3
|
Федеральное агентство по туризму
|
137 689 971
|
4
|
Федеральное дорожное агентство
|
117 075 000
|
5
|
ФГУ «Дирекция по управлению федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах»
|
86 798 512
|
Лидеры рейтинга среди исполнителей:
По количеству:
|
ПОСТАВЩИК
|
КОЛИЧЕСТВО ЗАКУПОК
|
1
|
ФГУП «Информационный центр по автомобильным дорогам «ИНФОРМАВТОДОР»
|
6
|
2
|
ООО «Атон»
|
6
|
3
|
ООО «Топ Юнион»
|
5
|
4
|
ОАО «Московская дирекция театрально-концертных и спортивно-зрелищных касс»
|
5
|
5
|
ИП «Караваева Викторовна Елена»
|
5
|
По деньгам (конечные суммы гос.контрактов):
|
ПОСТАВЩИК
|
СУММА
|
1
|
ООО «ВиЭнДжи»
|
214 708 700
|
2
|
ООО «171 Меридиан»
|
95 000 000
|
3
|
ООО «Социальные программы и технологии»
|
44 815 392
|
4
|
ФГУП «Информационный центр по автомобильным дорогам «ИНФОРМАВТОДОР»
|
36 059 990
|
5
|
ООО «Тушарп»
|
34 100 000
|
«Проведение мероприятий»
(В раздел включены тендеры на организацию фестивалей, праздников, форумов и иных мероприятий в РФ, а также по заказу гос.органов - за пределами РФ).
Всего тендеров: 868
Экономия относительно стартовой (максимальной) стоимости лота: 2,6% (в 2010 - 2,8%, в 2009 - 3,0%)
Общая стартовая (максимальная) стоимость лотов: 4 116 118 901,14 руб.
Общая итоговая стоимость лотов: 4 009 386 283,42 руб.
Наиболее активно заказывали организацию мероприятий:
По количеству:
|
ЗАКАЗЧИК
|
КОЛИЧЕСТВО ЗАКУПОК
|
1
|
Министерство культуры Российской Федерации
|
393
|
2
|
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
|
129
|
3
|
Федеральное агентство по делам молодежи
|
94
|
4
|
Министерство образования и науки Российской Федерации
|
70
|
5
|
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации
|
33
|
По деньгам (начальные суммы контрактов):
|
ЗАКАЗЧИК
|
СУММА
|
1
|
Министерство культуры Российской Федерации
|
2 261 000 535
|
2
|
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
|
420 500 000
|
3
|
Министерство образования и науки Российской Федерации
|
352 333 100
|
4
|
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
|
231 112 000
|
5
|
Федеральное агентство по делам молодежи
|
201 645 245
|
Лидеры рейтинга среди исполнителей:
По количеству:
|
ПОСТАВЩИК
|
КОЛИЧЕСТВО ЗАКУПОК
|
1
|
ФГУП «Информационный центр по автомобильным дорогам «ИНФОРМАВТОДОР»
|
17
|
2
|
ООО "КонкордБизнесСервис"
|
10
|
3
|
ООО «Студия «Фест-фильм»
|
10
|
4
|
ООО «Экспотур»
|
10
|
5
|
ГП «Генеральная дирекция международных книжных выставок и ярмарок»
|
9
|
По деньгам (конечные суммы гос.контрактов):
|
ПОСТАВЩИК
|
СУММА
|
1
|
ООО «Группа компаний ИНКОННЕКТ»
|
389 195 000
|
2
|
НП «Агентство международных культурных проектов «Арт Интерфорум»
|
320 000 000
|
3
|
АНО «Фестиваль «Золотая маска»
|
199 750 000
|
4
|
Общероссийская общественная организация - Общество «Россия-Япония»
|
173 000 000
|
5
|
АНО «Дирекция по организации и проведению международных фестивалей «Медиафест»
|
127 000 000
|
«Информационно-разъяснительная работа»
(В раздел включены тендеры на комплексное коммуникационное сопровождение гос.заказчиков, реализацию системных проектов, предполагающих разработку стратегии, контента и последующую реализацию коммуникационной программы).
Всего тендеров: 66
Экономия относительно стартовой (максимальной) стоимости лота: 21,8% (В 2010 года - 15,9%, в 2009 - 14,4%)
Общая стартовая (максимальная) стоимость лотов: 1 161 160 345 руб.
Общая итоговая стоимость лотов: 907 541 566,16 руб.
Наиболее активно заказывали ИРР:
По количеству:
|
ЗАКАЗЧИК
|
КОЛИЧЕСТВО ЗАКУПОК
|
1
|
Министерство образования и науки Российской Федерации
|
18
|
2
|
Министерство экономического развития Российской Федерации
|
7
|
3
|
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
|
6
|
4
|
Министерство транспорта Российской Федерации
|
5
|
5
|
Федеральное дорожное агентство
|
5
|
По деньгам (начальные суммы контрактов):
|
ЗАКАЗЧИК
|
СУММА
|
1
|
Министерство образования и науки Российской Федерации
|
321 331 000,00
|
2
|
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
|
244 600 000,00
|
3
|
Министерство транспорта Российской Федерации
|
235 000 000,00
|
4
|
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации
|
92 000 000,00
|
5
|
Министерство экономического развития Российской Федерации
|
75 720 000,00
|
Лидеры рейтинга среди исполнителей:
По количеству:
|
ПОСТАВЩИК
|
КОЛИЧЕСТВО ЗАКУПОК
|
1
|
ООО «Агентство гуманитарных технологий»
|
14
|
2
|
ЗАО «Михайлов и Партнеры. Управление стратегическими коммуникациями»
|
7
|
3
|
ЗАО «КРОС»
|
3
|
4
|
ООО «СП Огилви»
|
3
|
5
|
ООО «Социальные программы и технологии»
|
3
|
По деньгам (конечные суммы гос.контрактов):
|
ПОСТАВЩИК
|
СУММА
|
1
|
ООО «Агентство гуманитарных технологий»
|
170 771 000
|
2
|
ЗАО «КРОС»
|
169 300 000
|
3
|
ООО «СМАРТ НЬЮ СОЛЮШНЗ»
|
168 800 000
|
4
|
ООО «ПР+Спорт»
|
85 052 000
|
5
|
ООО «СП Огилви»
|
70 056 000
|
Комментарий специалиста Игорь Райхман, генеральный директор КГ «Византия»:
«Тенденции, наметившиеся в 2010 году, в 2011 получили свое развитие. Прежде всего, мы наблюдаем сокращение количества тендеров практически во всех проанализированных сегментах, кроме организации мероприятий. Общее количество заказов упало почти на 30%, однако суммы закупок при этом выросли на 12,5%. Подобные данные указывают на изменения в общем подходе государственных заказчиков к отраслевым закупкам.
Продолжает сокращаться интерес к комплексным коммуникационным проектам. Если пару лет назад PR-кампании заказывали практически все министерства, то сейчас остались буквально 5-6 крупных заказчиков. Как следствие - рост конкуренции и увеличение экономии государства за счет конкурентных закупок (с 16% до 22%). Повышение конкуренции выдавило из этого сегмента «залетные» агентства - если ранее в рейтинг попадали структуры, на рынке не известные, то в 2011 году весь топ рейтинга занят старыми уважаемыми организациями, специализирующимися именно на государственных проектах в сфере PR.
Ситуация с рекламой и проведением мероприятий также любопытна. Рекламы стало существенно меньше, однако «за ее счет» существенно увеличился event-сегмент. Во многом это связано с выборным годом. За счет рекламы необходимость в публичной активности не реализуешь, а вот мероприятия для этого прекрасная площадка. Более того, обладая развитой фантазией, можно предположить, что рост количества «смотров хоровых коллективов» и «дней культуры народов крайнего севера» выступил своеобразным противовесом не самых приятных для властей политических и экономических новостей.
В сегменте «Исследования» наблюдается резкий приток средств - бюджеты выросли более чем в три раза. Это во многом связано с реализацией «Электронного правительства» и повальным увлечением министерств и ведомств информационными системами для автоматизации собственной деятельности. Привлечение консалтинговых компаний для создания концепций подобных систем - общее место для всего рынка гос.закупок. В ситуации с маркетингом и PR эта тенденция выражается в проектировании и создании систем мониторинга и обработки материалов СМИ, иных открытых источников. Себестоимость подобных проектов высока, а сами задачи малоподъемны для традиционных участников рейтинга в сегменте «Исследования» - социологов, PR-консультантов, медиа аналитиков. Эти группы начинают вытесняться IT-консалтерами и системными интеграторами.
В целом как еще одну общую для рынка тенденцию стоит отметить, что заказчики «наигрались» электронными аукционами и запросами котировок, и вновь вернулись к формату закупок через открытые конкурсы, которые хоть и критикуются и профессиональным сообществом, и самими заказчиками, по-прежнему остаются наиболее востребованным механизмом проведения тендеров».
Disclaimer: Исследование построено на многократном дублировании запросов и системной перепроверке всех получаемых результатов. Это позволяет говорить о том, что в работе учтен максимум информации, которую возможно собрать из открытых источников. Сбор данных производился с учетом более 70 словоформ, описывающих деятельность, релевантную предмету исследования. Вместе с тем не исключены ситуации, в которых предмет профильного конкурса / названия лотов были сформулированы с использованием слов извне тезауруса анализируемого рынка. Случаи замены кириллических букв на их латинские графические аналоги были учтены при сборе информации, однако специфика работы и не-работы поиска на анализируемых сайтах вынуждает признать возможность существования тендеров, которые не были учтены в рамках исследования. Advertology.Ru
Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article106192.htm |