Город Серебряного векаГород Серебряного века. Пространство РіРѕСЂРѕРґР° РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕРј изобразительном искусстве Рё литературе Серебряного века. РљРЅРёРіР° является первым РІ современной отечественной науке междисциплинарным исследованием темы пространства РіРѕСЂРѕРґР° первых десятилетий XX века РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕРј изобразительном искусстве Рё литературе этого времени. Комплексный РїРѕРґС…РѕРґ к теме, РІ РѕСЃРЅРѕРІСѓ которого положен структурный анализ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ пространства, позволил автору выстроить РЅРѕРІСѓСЋ иконографию РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… пространственных образов РІ произведениях СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ литературы и искусства, воссоздать мыслимую модель РіРѕСЂРѕРґР°, каким его видели писатели Рё художники начала прошлого столетия. РљРЅРёРіР° богато иллюстрирована, написана ясным, доходчивым языком СЃ привлечением большого числа высказываний художников, писателей Рё поэтов, помогающих понять рассуждения Рё выводы автора. РљРЅРёРіР° будет интересна РЅРµ только специалистам — искусствоведам, филологам Рё культурологам, РЅРѕ Рё широкому РєСЂСѓРіСѓ читателей, ценителей искусства Рё литературы Серебряного века. Р’Рѕ РІСЃРµ времена Город, являющийся средоточием творческого потенциала СЌРїРѕС…Рё, стремится осмыслить самое себя. Ситуация конца XIX — первых десятилетий XX века эту истину подтверждает. Город как аккумулятор основных идей Рё явлений промышленной цивилизации РЅРµ РјРѕРі РЅРµ стать РѕРґРЅРёРј РёР· центральных, если РЅРµ главным, мотивом творчества художников Рё писателей первой трети XX столетия.Р’ настоящей работе предпринимается попытка приблизиться к пониманию темы РіРѕСЂРѕРґР° РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕРј искусстве Рё литературе этого времени, выявить РєСЂСѓРі идей, мотивов Рё приёмов внутри данной темы, иными словами, показать некий срез РЅРѕРІРѕР№ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ иконографии. Для Р РѕСЃСЃРёРё этот РєСЂСѓРі проблем соотносится СЃ РґРІСѓРјСЏ городами-миллионниками — Петербургом Рё РњРѕСЃРєРІРѕР№. Внимание автора исследования концентрируется РЅР° проблемах организации пространства РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґР° первой четверти XX века СЃ точки зрения восприятия этого пространства современниками — писателями Рё художниками.РќР° анализе конкретных произведений рассматриваются видоизменения Рё особенности основных модулей РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ Рё архитектурного пространства, таких как улица, РґРѕРј, РѕРєРЅРѕ, двери, ворота, арки. Существенным для понимания сути пространства РЅРѕРІРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґР° является его рекламная составляющая — РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёРµ вывески, призванные РїРѕ своему назначению быть путеводителями РїРѕ РіРѕСЂРѕРґСѓ, РЅРѕ РІ действительности часто искажающие РґРѕ неузнаваемости его улицы. Рљ этим компонентам РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ пространства необходимо добавить такой немаловажный его элемент, как толпа, РёР±Рѕ мегаполис начала XX столетия РЅРµ существует Рё РЅРµ может быть РїРѕРЅСЏС‚ РІРЅРµ СЃРІСЏР·Рё СЃ феноменом «человека-массы».Всем этим структурообразующим составляющим (частям) РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ пространства посвящены отдельные главы настоящей работы. РќР° РѕСЃРЅРѕРІРµ анализа большого числа произведений литературы Рё искусства автор стремится построить некие смысловые СЂСЏРґС‹, которые РІ совокупности позволяют понять, каким видели РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ РєРѕСЃРјРѕСЃ создатели этих произведений. Ресли РІ первой РІРІРѕРґРЅРѕР№ главе, посвященной пространству РіРѕСЂРѕРґР° РІ целом, автор РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ некоем общем для творческого сознания СЌРїРѕС…Рё ощущении РіРѕСЂРѕРґР° как тюрьмы, то РІ последующих главах СЃ РёС… более прицельным РїРѕРґС…РѕРґРѕРј, РІ рамках более СѓР·РєРёС… тем речь идёт о вариативных трактовках внутри этих конкретных тем. Последняя, заключительная глава работы отдана рассмотрению целостных индивидуальных образов РіРѕСЂРѕРґР°, принадлежащих крупнейшим мастерам пера Рё кисти первой четверти XX столетия, чье творчество тесно связано СЃ темой РіРѕСЂРѕРґР°. Анализ РјРЅРѕРіРёС… произведений позволяет говорить РѕР± определенном концептуальном единстве РІ решении РІРѕРїСЂРѕСЃР° Рѕ судьбах современного РіРѕСЂРѕРґР° художниками Рё писателями тех лет.Предпочтения автора РїСЂРё выборе персоналий отданы РІ данной работе таким признанным урбанистам, как Андрей Белый Рё Мстислав Добужинский, а также тем писателям Рё художникам, РєРѕРјСѓ удалось создать убедительные образы РіРѕСЂРѕРґР° начала XX века. Однако СЃРїРёСЃРѕРє привлекаемых автором имён писателей и художников Рё названий произведений весьма обширен.Р—Р° СЃРєРѕР±РєРё настоящей работы сознательно вынесены РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ влияний европейской литературы Рё искусства конца XIX — начала XX столетия РЅР° творчество СЂСѓСЃСЃРєРёС… писателей Рё художников. Рто объёмная задача для специального исследования. РќРѕ, разумеется, автор РїРѕРјРЅРёС‚ Рѕ том, что европейский культурный контекст весьма значим для своего СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ аналога.Русская литература Рё СЂСѓСЃСЃРєРѕРµ искусство почти СЃРёРЅС…СЂРѕРЅРЅРѕ СЃ европейскими обратились Рє теме современного большого РіРѕСЂРѕРґР°, РЅРѕ шли собственными путями в её осмыслении, Р° отдельные РёС… представители становились первооткрывателями РЅР° этих путях.
Комментарии
Написать комментарий