ВАС увидел бренд в деле Х5

Х5 Retail Group может вернуть право на свой флагманский бренд "Пятерочка" в Татарии.
Франчайзинговое соглашение с местным оператором "Ак Барс Торг" не запрещает ритейлеру использовать марку в республике, посчитала коллегия Высшего арбитражного суда (ВАС).Спор между Х5 и франчайзи длится с 2009 года, когда местное управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) запретило Х5 открывать "Пятерочки" в Татарии до 2014 года.
Как стало известно "Ъ", коллегия судей ВАС передала в президиум для пересмотра дело о запрете X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель", "Копейка" и другие) открывать дискаунтеры "Пятерочка" в Татарии. Сейчас использовать этот бренд в республике имеет право только ООО "Ак Барс Торг" (входит в холдинг "Ак Барс", который является совладельцем одноименного правительственного банка). Право на использование товарного знака "Пятерочка" на территории Татарии "Ак Барс Торг" получил по договору коммерческой концессии (франчайзинга) с "дочкой" Х5 - ООО "Агроторг" - в декабре 2004 года. Контракт запрещал "Агроторгу" передавать другим лицам права на использование товарного знака в республике.
С февраля 2009 года Х5 начала открывать собственные магазины в Татарии под вывеской "Пятерочка+", но уже через полгода "Ак Барс Торг" пожаловался на конкурента в местное управление ФАС. 17 декабря 2009 года антимонопольный орган признал "Агроторг" нарушившим ч. 2 ст. 14 закона "О защите конкуренции" ("Недобросовестная конкуренция"). По мнению УФАС, договором концессии "Ак Барс Торгу" до 2014 года было передано право на единоличное и самостоятельное использование прав на товарные знаки, а использование наименования "Пятерочка+", сходного до степени смешения с наименованием "Пятерочка", вводит в заблуждение потребителей. В итоге Х5 получила штраф 10,6 млн руб. и предписание к 1 апреля 2010 года снять с магазинов вывески "Пятерочка+".
Х5 оспаривала решение УФАС в арбитражном суде Татарии, но суд счел, что действия Х5 направлены на получение преимуществ - в частности, возложение на третье лицо расходов по рекламе бренда (см. "Ъ" от 26 мая 2010 года). Позднее апелляционный суд принял сторону Х5, но кассация 16 декабря 2010 года оставила в силе решение первой инстанции.
Коллегия судей ВАС подчеркивает, что договор франчайзинга не содержал условия о запрете правообладателю осуществлять аналогичную деятельность на территории Татарии. "Антимонопольный орган ошибочно исходил из того, что общество (ООО "Агроторг".- "Ъ") передало по договору концессии исключительные права на марку на территории Татарии",- говорится в определении от 16 мая этого года.
Чистая розничная выручка Х5 за 2010 год с учетом "Копейки" - $13,047 млрд. Основным акционером с 47,86% акций является "Альфа-групп". На 30 июня компания объединяла 2683 магазина.
Рассмотрение дела президиумом ВАС состоится 20 сентября. К сегодняшнему дню Х5 успела открыть в Татарии 75 магазинов под вывеской "Пятерочка+", у "Ак Барс Торга" около ста "Пятерочек" в регионе. Если ВАС вынесет решение в пользу Х5, компания сразу же начнет ребрендинг "Пятерочек+" в обычные "Пятерочки", сообщил "Ъ" директор по корпоративным отношениям Х5 Михаил Сусов. В любом случае по дополнительному соглашению срок франчайзингового договора с "Ак Барс Тором" истекает в 2012 году, добавил он. Х5 не планирует продлевать контракт или перезаключать его на новых условиях.
"Мы позитивно относимся к партнеру, но, согласно принятой стратегии, Х5 в принципе отказывается от прямого франчайзинга в европейской части России",- пояснил господин Сусов. Уже досрочно расторгнуты франчайзинговые соглашения с партнерами в Воронеже (ООО "Висант-Торг") и в Самаре (ООО "Агроторг-Самара"), уточнил он. В Воронеже все вывески на франчайзинговых "Пятерочках" сняты, в Самаре это произойдет до января 2012 года. По словам источника, близкого к Х5, ритейлер также договорился о досрочном расторжении договора с ООО "Дворцовый ряд-МС" - лицензиатом в Ульяновске.
Advertology.Ru
15.09.2011
Комментарии
Написать комментарий