Без продуктовых сетей осталось 5 регионов

Два крупнейших ритейлера России по итогам первых шести месяцев 2011 года присутствуют в подавляющем большинстве регионов страны.
Специалисты информационного агентства INFOline вычислили, что краснодарский «Магнит» продает продукты в 55 субъектах Федерации, X5 Retail Group - в 44. Аналитики считают, что при подобных показателях компании оказались на стратегическом распутье: можно либо продолжать усиливать свои позиции в местах присутствия, либо идти в страны постсоветского пространства.
Притом что в состав России входят 83 субъекта Федерации, 70% товарооборота продуктового ритейла приходятся лишь на 20 из них. По словам генерального директора INFOline Ивана Федякова, самыми популярными и освоенными продуктовыми сетями территориями стали Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Татарстан и Башкирия, Свердловская, Тюменская, Ростовская, Самарская, Челябинская области.
«На эти регионы по итогам первого полугодия 2011 года пришлось до 50% продуктового товарооборота нашей страны, это чуть больше 4 трлн руб.», - рассказал РБК daily г-н Федяков. Он отмечает, что каждый год этот процент сокращается - ритейлеры устремляются в новые места, где платежеспособное население готово активно тратить свои средства в магазинах.
Для крупнейших ритейлеров в настоящий момент наиболее перспективным направлением развития являются соседние Украина и Белоруссия.
«Киев, Одесса и Днепропетровск - максимально интересные темы сегодняшнего дня, - считает Иван Федяков. - Ведь население Украины в полтора раза превышает число жителей Центрального федерального округа России». Отметим, что первые шаги в этом направлении уже предприняты: магазины Х5 можно обнаружить на Украине, а курский ритейлер корпорация «ГриНН» открылась в Белоруссии.
В родных краях потенциальными целями территориальной экспансии в ближайшее время могут стать Сибирь с показателем 10% от объема российского продуктового товарооборота, Южный федеральный округ и Северо-Западный. Основные сложности в работе на этих территориях связаны с логистикой и проблемами в управлении из-за отдаленности от столицы, а также конкуренция с местными игроками. «Нельзя исключать административный и криминальный барьеры», - уточняет Иван Федяков. Он говорит, что известны случаи поджогов магазинов федеральных сетей в этих регионах вскоре после их открытия.
Основной фокус продуктовых ритейлеров сейчас - это Поволжье, Урал и крупные города Сибири, считает заместитель директора департамента стратегического консалтинга компании Jones Lang LaSalle Полина Жилкина.
Но и Сибирь не так прекрасна. Как говорит г-жа Жилкина, к примеру, в Новосибирском регионе очень сильны местные сети, потому при заходе на этот рынок ритейлеры сталкиваются с жесткой конкуренцией. По ее словам, Иркутск является самой крайней восточной точкой на карте из числа городов, которые могут заинтересовать крупных ритейлеров. «Однако в связи с тем, что проблемы логистики в этой части региона еще не решены, федеральный ритейл пока дошел только до Красноярска», - замечает она.
Надо сказать, что есть ряд регионов, в которые дошел лишь краснодарский игрок. Так, в республиках Адыгея, Калмыкия, Марий Эл и Мордовия нет никого, кроме «Магнита». В Мурманской области замечен лишь «О'Кей». В Архангельской области и Коми нет вообще никого из федерального ритейла. Ряд регионов в стране считаются закрытыми и не обсуждаемыми с точки зрения появления сетевой торговли - это Чечня, Дагестан и Ингушетия.
Advertology.Ru
14.09.2011
Комментарии
Написать комментарий