Новости

Сколько стоит счастье

Сколько стоит счастье

Расхожую в недалеком прошлом истину - «не в деньгах счастье» - отчасти подтвердило масштабное социологическое исследование, проведенное американскими учеными из Университета Иллинойса. Они проанализировали результаты первого всемирного опроса агентства Gallup.

Опрос с участием более ста тысяч респондентов из стран, представляющих 96% населения Земли, выявил, что деньги придают их обладателю чувство уверенности, но не способны купить ощущение счастья, пишет газета The Daily Telegraph.

Тем самым, довольными могут считать себя и богатые, и обладатели средних и даже низких доходов.

Такие позитивные эмоции, как радость и наслаждение, гораздо более тесно связаны не с деньгами, а с другими факторами - такими, как сознание того, что тебя уважают, с ощущением независимости. Источником позитивных эмоций также являются друзья и дающая удовлетворение работа.

Как говорит автор исследования профессор Эд Дайенер (Ed Diener), людей всегда интересовал этот вопрос: приносят ли деньги счастье? «Результаты исследования показывают, что все дело в том, как вы определяете понятие «счастье»; если рассматривать удовлетворенность жизнью - то, как вы в целом оцениваете свою жизнь, - по всему миру наличествует достаточно сильная корреляция между уровнем дохода и счастьем. С другой стороны, не может не поражать, насколько мала корреляция между позитивными эмоциями и собственно получением наслаждения».

Результаты опроса Gallup опубликованы в издании Journal of Personality and Social Psycology. Он проводился с 2005 по 2006 годы в 132 странах с участием 136 тысяч человек. В районах проживания более зажиточной части населения опрос осуществлялся по телефону; в сельской местности и бедных районах вопросы задавали лично всем респондентам, посещая их на дому.

Авторы работы называют ее «первым глобальным репрезентативным опросом», целью которого было выяснить, почему люди повсеместно связывают счастье с более высокими доходами. Оценивая ответы на вопросы, исследователи оценивали уровень доходов респондентов, стандарты их жизни, то, насколько удовлетворяются их потребности в пище и жилище, какого рода удобствами они пользуются и ощущают ли они, что их психологические потребности удовлетворены.

The Daily Telegraph поясняет, что речь идет о первом глобальном исследовании уровня счастья, в котором дифференцированы такие понятия, как удовлетворенность жизнью, философское представление о том, что твоя жизнь идет хорошо, и повседневными позитивными и негативными эмоциями.

«Все (до сих пор) пытались определить связь между удовлетворенностью жизнью и доходом, - говорит профессор Дайенер. - Справедливо утверждать, что, становясь богаче, человек ощущает большее удовлетворение от своей жизни; однако это имеет гораздо меньшее влияние, чем мы полагали, на то, доставляет ли жизнь наслаждение».

Маленькие деньги приносят счастье, большие - заботы

Социолог Дмитрий Орешкин считает, что сама по себе постановка вопроса некорректна, потому что процесс, как он выражается, стохастический (т.е. случайный, вероятностный - BFM.ru). Кому-то деньги приносят счастье, кому-то не приносят. Правильней, по его мнению, было бы утверждать, что в большинстве случаев без денег трудно добиться счастья, поделился Орешкин своим мнением в интервью порталу.

Как правило, если совсем денег нет, то семье трудно добиться счастья. Но есть абсолютно счастливые семьи без денег, и есть абсолютно несчастные семьи с деньгами. Деньги не обеспечивают счастье сами по себе, они являются одной из необходимых частей, составляющих вот это понятие. Т.е. счастье - это, все-таки, гармония в семейной жизни, в сексуальной жизни, в культурной жизни, и в денежной жизни тоже. Если есть все, но не хватает систематически денег - ощущения счастья нет. Если есть деньги, но нет чего-то важного основного, сексуальной, любовной связи, семейной любви, проблемы с детьми, здоровье, то деньги счастья не заменяют. Так что значит, во-первых, асимметрия - условие необходимое, но не достаточное, и, во-вторых, даже при этом надо иметь в виду, что связь не функциональная, а вероятностная, или стохастическая, полагает Орешкин.

Бывший совладелец «Седьмого континента» депутат-единоросс Владимир Груздев, считает, что все зависит от того, насколько много денег у человека, причем зависимость здесь, по его мнению, обратная: «Небольшие деньги счастье приносят однозначно. А большие приносят большие заботы», - сообщил депутат BFM.ru.

Небольшие деньги в представлении Груздева - это те, которые необходимы человеку для нормальной жизни. Вот они и приносят счастье. Отвечая на вопрос о своем личном опыте в этой области, единоросс сказал: «У меня разные были этапы в жизни, когда-то (деньги) приносили счастье, сейчас приносят заботу».

Преумножающиеся деньги приносят удовлетворение, полагает первый вице-президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков, уточняя, что имеет в виду профессиональное, а не личное удовлетворение: «Я уверен, что большинство богатых людей уже не думают о личном, а думают о профессиональном». Те, кто профессионально занимается деньгами, они уже думают не о деньгах, а именно о профессии, о том, что необходимо сделать для того, чтобы богатство стало больше. Как говорит Аксаков, речь идет не о благосостоянии, а именно о деньгах как капитале: «деньги как мощность, как мощь; не деньги цель, а тот результат, который деньги дают. Скажем, можно построить завод, фабрику, дорогу».

Бывший издатель российской версии журнала Playboy музыкальный критик Артемий Троицкий был категоричен: «Деньги счастья не приносят, могу сказать очень коротко». Далее он поделился с нашим корреспондентом, что недавно вновь стал отцом, и в момент телефонного интервью выбирал вещи для младенца.

«Формула счастья», или научный подход 

Бестрепетные ученые пытаются препарировать даже такое субъективное чувство, как счастье. Конгресс на эту тему недавно прошел в немецком Дармштадте. BFM.ru подробно отчитался о прозвучавших на конференции выводах исследователей, занимающихся разными аспектами счастья. Один из результатов - в «индивидуальности» этого чувства. К счастью нужно подходить с собственными мерками, а не примерять на себя чужие, рекомендовал корреспонденту BFM.ru в Германии Константину Куцу участник конгресса в Дармштадте экономист Мартин Карлссон.

Генетик Дэвид Ликкен из Университета Миннесоты положение о том, что «каждый счастлив по-своему», полностью разделяет. Проанализировав информацию о 4000 близнецов, Ликкен установил, что как минимум на 50% это чувство связано с генами: от них во многим зависит характер человека, его способность противостоять стрессу и депрессии. «Поэтому пытаться стать счастливее так же бесполезно, как стараться подрасти, у каждого человека свой, определяемый генетикой, порог счастья», - говорит Ликкен.

С этим постулатом в корне не согласны основоположники «Движения позитивной психологии». Они убеждены в том, что нужно пересмотреть само предназначение психологии. Вместо того чтобы копаться в причинах низменных пороков, лучше подумать о том, как сделать человека счастливее.

Правда, все психологи столкнулись с одним вопросом: какая информация заслуживает большего доверия - вневременные обобщающие тенденции или же отчеты респондентов о своих чувствах за короткий временной промежуток? Опрос показал, что величайшим абстрактным счастьем жительницы Техаса считают детей. Когда в исследовании применили предложенную Нобелевским лауреатом Дэниэлом Канемано методику замера эмоций в краткосрочной перспективе, те же самые жительницы Техаса поместили детей как источник счастья в самый низ списка, чуть выше работы по дому, но ниже приготовления пищи. Гораздо больше счастья им доставляли секс, отдых и еда.

Разработанная для решения этой дилеммы математическая «формула счастья» в виде дроби, которую предлагает использовать для изучения каждого человека известный в Испании пропагандист науки Эдуардо Пунсет, выглядит значительнее сложнее незамысловатых вопросников для количественных исследований в масштабах страны. В числителе - эмоции, которые проявляются в повседневной жизни, помноженные на наличие новых интеллектуальных и профессиональных горизонтов. Знаменатель еще более абстрактен: одна из переменных - степень господства в обществе доктрин, в том числе религиозных. Как на практике применять эту формулу, знает, наверное, лишь сам Пунсет. Для всех остальных он выпустил книжку под названием «Путешествие в страну счастья».

Параллельно с психологами и генетиками определить, что такое счастье и какой участок мозга за него отвечает, пытаются нейрофизиологи. Первый эксперимент в 50-е годы прошлого века провели канадцы Джеймс Олдс и Питер Милнер. Крысы, в мозг которых вживили электроды, забыв о самках, еде и питье, стали беспрестанно нажимать на рычажок, приводящий к раздражению одного из участков мозга. Тогда впервые заговорили об обнаружении в мозге «центра удовольствия». Вопрос, почему он располагается в той же самой зоне, которая оказывается поражена при болезни Паркинсона, остался открытым. Спустя десятилетие в США опыты повторили на людях. После того как в одном из случаев подопытный гомосексуалист, которых тогда считали людьми с психологическими отклонениями, едва не сошел с ума от счастья, стимулировав себе зону удовольствия полторы тысячи раз подряд, эти исследования прекратили. 

02.07.2010

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...Эффективность мобильных кампаний сейчас зависит от грамотного...
Генеральный директор агентства мобильного маркетинга Mobisharks (входит в ГК Kokoc Group) — об эффективном мобильном маркетинге и примерах успешных стратегий.
Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценностиКак банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности
За последние пару лет реклама банков изменилась. Появились новые сюжеты и герои. Реклама по-прежнему — не только инструмент продвижения услуг, но и способ формирования доверия к финансовым организациям. Главный тренд, который отмечают  эксперты,— переход от сухого перечисления выгод к эмоционально окрашенным коммуникациям.
Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

30.01.2025 - 08:46
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация