Рейтинги

Исследование потребительских предпочтений на рынке банковских услуг города Омска

Исследование потребительских предпочтений на рынке банковских услуг города Омска

В настоящее время рынок банковских услуг находится под пристальным вниманием деловой прессы. Это во многом обусловлено влиянием финансово-экономического кризиса, первый удар которого пришелся как раз на банковскую систему Российской Федерации, а стабилизация ситуации в банковской сфере является первым шагом на пути выхода из сложившейся экономической ситуации

Укрепление экономического положения банков во многом зависит от царящих в сознании населения потребительских настроений в отношении банковских услуг.

Изучению потребительских предпочтений на рынке банковских услуг города Омска было посвящено исследование, проведенное исследовательской компанией «Делфи» в январе 2010 года.

По данным исследования, доля омичей, воспользовавшихся услугами банков за последние 12 месяцев, составляет 72,0% от числа жителей нашего города в возрасте от 16 до 60 лет. Соответственно, не пользовались банковскими услугами 28,0% омичей.

 Исследование потребительских предпочтений на рынке банковских услуг города Омска

Рис.1. Доля омичей, которые пользовались банковскими услугами в 2009 году.

Основу группы потребителей банковских услуг составляют мужчины и женщины (46,8% и 53,2% соответственно), в возрасте 21-55 лет (86,2%) с высшим образованием (55,6%). Пользователями банковских услуг чаще являются респонденты, имеющие постоянный источник трудового дохода (63,9% клиентов банков города Омска относятся к категории «занятые»). В зависимости от критерия «уровень дохода на одного члена семьи» в группу пользователей банковскими услугами чаще склонны попадать омичи с доходом свыше 10000 руб. на одного члена семьи (51,4%).

Банки, которые в настоящее время функционируют в городе Омске, предоставляют широкий перечень услуг для физических лиц. По данным исследования, рейтинг популярности банковских услуг среди клиентов банков выглядит следующим образом (Рис. 2).

 Исследование потребительских предпочтений на рынке банковских услуг города Омска

Рис. 2. Популярность банковских услуг среди омичей, пользовавшихся услугами банков.

Наиболее популярным видом банковских услуг среди омичей являются денежные вклады. В качестве вкладчиков в настоящее время выступают более 2/3 потребителей банковских услуг, что составляет 48,0% от числа омичей в возрасте 16-60 лет. Распространенность банковских вкладов среди потребителей банковских услуг города Омска отчасти обусловлена благоприятной для вкладчиков экономической ситуацией. По данным редакции журнала «Банки Омска и бизнес», в 2009 году впервые за последние 4 года средневзвешенная ставка по депозитам превысила темпы инфляции.

Используют банки в качестве посредников при оплате различного рода услуг (коммунальные услуги, услуги операторов сотовой связи, Интернет-провайдеров и т.д.) 42,6% потребителей банковских услуг, что соответствует 30,7% омичей. Данная услуга занимает второе место в рейтинге популярности банковских услуг, предоставляемых физическим лицам. Кредитами за последний год воспользовались 30,6% потребителей банковских услуг (22,0% омичей). Меньшей популярностью пользуется услуга по осуществлению денежных переводов, которой воспользовались за год только 13,9% клиентов банков (10,0% омичей).

Потребители, пользующиеся услугами банков по распространению биржевых и внебиржевых ценных бумаг, а также услугами по брокерскому обслуживанию, не были выявлены в ходе исследования. Это свидетельствует об отсутствии потребности в подобных операциях у населения города Омска.

Развитая система банковского кредитования населения является показателем здоровья экономики в целом, так как способствует повышению потребительской активности населения. Так, например, программа льготного кредитования населения  позволила повысить потребительский спрос на внутреннем рынке КНР, что поспособствовало стабилизации экономического положения в этой стране. По сравнению с результатами опроса общественного мнения, проведенным исследовательской компанией «Делфи» в январе 2008 года, доля потребителей кредитов за 2 года уменьшилась более чем на 15%. Так, если за 2007 год доля омичей, воспользовавшихся кредитами составляла 37,7%, то в 2009 году она составила только 22,0% от числа жителей нашего города.

 Исследование потребительских предпочтений на рынке банковских услуг города Омска

Рис. 3. Популярность различных видов кредитования среди потребителей банковских кредитов города Омска

Данные, представленные на Рис. 3 наглядно демонстрируют, что наиболее популярный среди жителей города Омска вид кредита - потребительский (на различные нужды). За последние 12 месяцев им воспользовались 68,2% кредитополучателей (15,0% омичей). Второе место по популярности среди населения занимают кредиты, полученные посредством использования кредитных карт - 21,2% (4,7% омичей). Практика оформления целевых кредитов менее распространена среди кредитополучателей города Омска. Так, ипотечный кредит оформили 7,6% потребителей услуг кредитования, автокредитом и кредитом на образование воспользовались 4,6% и 3,0% кредитополучателей, соответственно.

Важным показателем потребительской активности является частота, с которой заемщики обращаются в банк для получения кредитов. Этот показатель отражает способность потребителей рассчитываться с полученными кредитами.

 Исследование потребительских предпочтений на рынке банковских услуг города Омска

Рис. 4. Частота использования кредитов за 2009 год, в процентах от числа кредитополучателей города Омска.

По данным исследования, большинство потребителей кредитов (72,7%) пользовались ими только один раз за последний год (Рис.4). Дважды брали кредит 18,2% заемщиков, а 3 раза и более - 6,0% от их числа. Еще 3,1% потребителей кредитов отказались ответить на поставленный вопрос.

Потребительские предпочтения на рынке банковских услуг во многом определяются ассоциативными представлениями, которые сложились в сознании потребителей. Для того, чтобы выяснить с какими конкретными банками ассоциируется у омичей понятие «банк» в исследовании применялся показатель «Top of mind». Рейтинг «Top of mind» составляется из названий, которые респондент называет интервьюеру в первую очередь. Именно с первой названной маркой респондент ассоциирует товарную категорию или услугу в целом.

 Исследование потребительских предпочтений на рынке банковских услуг города Омска

Рис. 5. Уровень известности «Top of mind» банков среди омичей.

Для каждого второго омича банк ассоциируется со Сбербанком России (54,0%). Столь высокое значение показателя отчасти обусловлено долгой историей стабильного существования этого банка. При этом наблюдается значительное увеличение данного показателя по сравнению с данными 2007 года (35,0%). Возможно, данный рост показателя «Top of mind» связан с тем, что в период кризиса банковской системы именно он остался в сознании потребителей «островком банковской надежности», так как банк является государственным, а, следовательно, вызывает большее доверие. Кроме того, данный рост может быть связан с активной рекламной компанией Сбербанка. Так, более 40% опрошенных вспомнили, что видели рекламу Сбербанка России за последние 12 месяцев (за 2009 год). Столь высокая известность Сбербанка среди населения может оказать положительное влияние на реализацию концепции развития банка до 2014 года,  в соответствии, с которой топ-менеджеры Сбербанка рассчитывают стать «любимым банком розничных клиентов», а так же увеличить капитализацию банка до 200 млрд. долл.  

  На втором месте находится ОТП Банк (вспомнили первым 11,3% омичей), что, возможно, обусловлено широким распространением пластиковых карт для перечисления заработной платы среди населения города Омска. Значение показателя «Top of Mind» для других банков не превышает 5,66% каждое, что не выходит за пределы уровня точности в настоящем исследовании.

Подводя итоги статьи, можно сказать, что, несмотря на кризисный 2009 год, пользователями банковских услуг являются 72,0% жителей города Омска в возрасте от 16 до 60 лет. По сравнению с данными за 2007 год наблюдается значимое снижение доли омичей, которые воспользовались банковскими кредитами. Так, по данным текущего исследования, доля пользователей кредитами составляет 22,0% от числа омичей. Наиболее популярными видами кредитования являются: потребительские кредиты (на различные нужды) и кредитные карты. Ими воспользовались 68,2% и 21,2% от числа кредитополучателей города Омска, соответственно.

На рынке банковских вкладов, напротив, напротив, наблюдается повышение клиентской активности. Согласно информации Агентства страхования вкладов, объем средств физических лиц в российских банках увеличился на 1579 млрд. руб.  По данным исследования компании «Делфи», в 2009 году банковские вклады были у 48% омичей в возрасте от 16 до 60 лет. Высокую активность вкладчиков отчасти можно объяснить стремлением населения сохранить свои денежные средства в период нестабильного экономического положения в стране. Кроме того, привлекательность банковских вкладов, как эффективного способа сохранения сбережений была подкреплена высокими процентными ставками по депозитам, а так же государственными гарантиями по страхованию вкладов.

Почти каждый третий омич (30,7%) пользуется банками при оплате различных услуг (коммунальные услуги, услуги операторов сотовой связи и т. д.).

Таким образом, можно сказать, что услуги банков по-прежнему пользуются спросом у населения города Омска, что в итоге будет способствовать постепенному укреплению банковской системы.

"Маркетинговое агентство "Делфи"
Advertology.Ru

26.02.2010

на печать


Комментарии

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Антитренды наружной рекламыАнтитренды наружной рекламы
Антитрендами наружной рекламы в текущем году стали прямолинейность и чрезмерная перегруженность сообщений. Наружная реклама продолжает показывать рост: число рекламных конструкций за последний год увеличилось более чем на 2 тысячи.
Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...Мария Бар-Бирюкова, Sellty: продажи на маркетплейсах не заменят...
В компании Sellty спрогнозировали развитие рынка электронной коммерции в сегменте СМБ на ближайший год. По оценке основателя Sellty Марии Бар-Бирюковой, число собственных интернет-магазинов среднего, малого и микробизнеса продолжит расти и увеличится минимум на 40% до конца 2025 года. Компании будут и дальше развиваться на маркетплейсах, но станут чаще комбинировать несколько каналов продаж. 
Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...Более двух третей представителей сферы рекламы, маркетинга и PR...
10 сентября – Всемирный день психического здоровья. Специально к этой дате компания HINT опросила коллег в сфере маркетинга, рекламы и пиара, чтобы понять, как представители этих профессий могут помочь себе и другим поддержать в норме психическое здоровье.
День знаний для маркетологовДень знаний для маркетологов
Как не ошибиться с выбором формата обучения и предстать перед будущим работодателем успешным специалистом. Директор по маркетингу ведущего IT-холдинга Fplus Ирина Васильева рассказала, на что теперь смотрят работодатели при приеме на работу, как нестандартно можно развиваться в профессии и стоит ли действующим маркетологам обучаться на онлайн-курсах.
Почему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследованиеПочему покупатели бросают корзины в интернет-магазинах - исследование
Эксперты ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) и RetailCRM (решение для управления заказами и клиентскими данными) провели исследование* и выяснили, почему пользователи не завершают покупки в интернет-магазинах. По данным опроса, две трети респондентов хотя бы раз оставляли заказы незавершёнными, чаще всего это электроника и бытовая техника, одежда и товары для ремонта. Вернуться к брошенным корзинам многих мотивируют скидки, кэшбэк и промокоды.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.11.2024 - 22:50
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация