Чистое искусство
Чистый убыток российских продюсеров от проката кино за последние 3,5 года превысил 15 млрд руб., подсчитала компания RFilms. Получается, почти 60% инвестиций в российские фильмы не окупилось
В этом году на производство кинофильмов в России было потрачено 9 млрд руб. - и это вдвое больше, чем в 2006 г., подсчитали компании RFilms и «Нева Research» при участии Министерства культуры. Всего за последние четыре года на кинопроизводство ушло 29 млрд руб. Рост расходов объясняется двукратным увеличением бюджетов фильмов - до 110 млн руб. в этом году. При этом кассовые сборы росли медленнее: средний разрыв между сборами российского фильма и его производственным бюджетом составит в этом году 45 млн руб., хотя четыре года назад он не превышал 20 млн руб. В расчетах были использованы объявленные самими продюсерами данные по производственным бюджетам, объяснил гендиректор RFilms Константин Нафиков, при этом не учитывались расходы на рекламу и продвижение фильма. Во-первых, эти расходы несут не только сами продюсеры, но и прокатчики, а порой и телеканалы, во-вторых, продюсеры крайне неохотно раскрывают бюджет на продвижение, уточнил он.
Если вычесть из сборов долю кинотеатров (50%), долю прокатчика (до 10%) и производственные бюджеты, чистый совокупный убыток продюсерских компаний от проката фильмов до вычета расходов на продвижение и на уплату налогов составил не менее 15 млрд руб. за последние 3,5 года, подсчитали в RFilms. Таким образом, 60% инвестиций в российские фильмы не окупилось за счет проката.
Бюджеты фильмов за последние годы сильно раздулись и все больше проектов не собирает нужную кассу, согласен основатель студии СТВ Сергей Сельянов. Но солидную долю доходов приносят продажи DVD-дисков и прав на телепоказ, отмечает он.
Киноиндустрию поддерживают безвозвратные инвестиции от государства, потратившего на поддержку кино около 5 млрд руб. за последние четыре года (данные Министерства культуры и RFilms), и меценатов. «Два года назад у меня было неплохо с деньгами и я решил помочь другу, так что для меня это личное одолжение», - говорит Алексей Адикаев, владелец ID Group и бывший член совета Mirax Group, который вложил около $1 млн в российско-американский фильм «Пророк: Миссия пятого ангела». Знакомый с президентом группы «Онэксим» Михаилом Прохоровым предприниматель говорит, что тот потратил личные деньги на несколько кинокартин и возврат этих средств для него не так важен. Два продюсера рассказали, что только на мюзикл «Стиляги» Прохоров выделил около $3 млн. Владелец Национальной резервной корпорации Александр Лебедев, который инвестировал в фильмы «Юрьев день» и «Бумажный солдат» около $1 млн, считает это своим вкладом в культуру и деньги дает на авторское кино. Компания «Ренова» вложила деньги в три фильма («Код апокалипсиса», «1612» и «Поп»), расходы на них не раскрываются, но два продюсера оценили их в $10 млн.
По словам представителя «Реновы» Андрея Шторха, затраты на фильмы «Поп» и «Код апокалипсиса» можно рассматривать как вклад компании в культуру и улучшение имиджа России, а вот работа над проектом «1612» стала «тренировочной инвестицией».
«Около 30% вложений в этот фильм мы так и не окупили, но приобретенный опыт работы в кинопроизводстве для нас очень ценен, - утверждает Шторх. - Если бы не кризис, мы бы занимались более масштабными инвестициями в кино, так как считаем это направление перспективным». Президент концерна «Тракторные заводы» Михаил Болотин и его первый заместитель Альберт Баков тоже ожидают, что их личные инвестиции в кинопроизводство со временем станут бизнесом. Они создали кинокомпанию «ВВП-альянс», которая участвовала в производстве шести фильмов («День Д», «9 рота» и др.) и потратила на это, по словам Бакова, около $15 млн. «Вернули мы в итоге не больше половины средств, - говорит он. - Но у нас нет задачи сразу отбить инвестиции, для нас принципиально важно по-настоящему в этом разобраться».
Впрочем, не всегда бизнесмены готовы просто подарить деньги продюсерам. В 2007 г. владелец группы компаний «Ледово» Надежда Копытина под угрозой судебных разбирательств добилась передачи ей прав (за исключением телевизионных) на фильм «Ванечка», в который она вложила $1,3 млн. «Партнеры перестали передо мной отчитываться и скрывали, как они расходуют деньги», - объясняла она причины конфликта.
Advertology.Ru
03.12.2009
Комментарии
Написать комментарий