Ценность SEO-специалистов - в практическом опыте!
Многие рекламные агентства, работающие на интернет-рынке, жалуются на высокую конкуренцию и сложности при поиске клиентов. С началом кризиса компании экономят, прежде всего, на маркетинге и рекламе и каждый клиент становится на вес золота. Как найти клиента, привлечь его внимание и удержать в условиях высокой конкуренции? На вопросы Advertology.Ru отвечает Олег Пролубщиков ErstMedia.
Каковы сейчас тенденции на рынке SEO и что нам следует ожидать в ближайшем будущем? С какими проблемами приходится сталкиваться сотрудникам рекламных агентств при работе с заказчиками? Своим видением ситуации на рынке SEO и опытом по повышению качества клиентского сервиса поделился специалист рекламного агентства «ErstMedia» Олег Пролубщиков.
Олег, какая сейчас ситуация на рынке SEO-услуг и чувствуется ли влияние кризиса? Можно ли сказать, что на сегодняшний день SEO наиболее оптимальный вариант продвижения бизнеса в интернете по соотношению «цена-качество», если сравнивать, например, с контекстной рекламой?
Небольшой спад на рынке интернет-рекламы и, в частности, SEO, был ощутим осенью 2008 года. Вызван он был тем, что клиенты просто не знали, как себя вести во время кризиса. Сейчас чувствуется подъем и он легко объясним. С началом дестабилизации экономики перед предпринимателями встал остро вопрос, как спасти свой бизнес, сэкономить на рекламе, но не прогадать при этом на ее эффективности. Другими словами, во время кризиса люди больше стали уделять внимания соотношению «цена-качество». Если, например, еще два года назад, при формировании рекламной стратегии, заказчик мог позволить себе сочетание разных направлений рекламы, привлекая для этого сразу несколько компаний, то сейчас обстоятельства диктуют свои условия и все хотят развивать бизнес дешево и иметь при этом хороший результат. Клиенты увидели эффективность SEO-продвижения, соответственно спрос на эту услуг растет. В свою очередь, рекламные агентства, ранее не определявшие SEO как приоритетное направление своей деятельности, начинают его активно развивать, лидеры рынка расширяют штат отдела продаж и все активнее ведется борьба за место в десятке лидеров по продвижению сайтов. Таким образом, сейчас на рынке SEO капиталовложения как со стороны клиентов, так и стороны рекламных компаний постоянно возрастают.
Много ли крупных компаний сейчас работает на рынке SEO или же он представлен, преимущественно, мелкими агентствами? Какие методы, например, в клиентском сервисе используют компании, что бы выделиться среди конкурентов. Как должно работать агентство, чтобы удержать клиента?
Для того, чтобы иметь влияние на рынке интернет-рекламы и определять ситуацию, компания должна иметь в активе существенную долю рынка. Сейчас таких крупных агентств немного. Так, компаний, которые позиционируют себя как лидеры в этой сфере не более пяти. Если говорить о крупных игроках, то их около двадцати. Поэтому рассуждать о серьезном влиянии одной или нескольких компаний пока рано. Надо учитывать, что эта сфера относительно молодая, поэтому большинство небольших компаний получают опыт на практике и только пробуют свои силы в этом направлении. Рынок интернет-рекламы очень мобилен, постоянно появляются новые компании и исчезают старые. Но скоро он станет более устойчив, четко будут выделяться лидеры, на которых будут ориентироваться другие агентства. В общем, все еще впереди.
Каждая из компаний, оказывающая услуги по интернет-рекламе, старается сделать свой сервис максимально привлекательным для заказчика. В борьбе за клиентов компании используют разнообразные тарифные схемы, такие как оплата за трафик, за позиции, за количество слов в топ 10. Также дают клиентам всевозможные гарантии качественного оказания услуг, бесплатные бонусы, например аудит и подготовка сайта к продвижению. Вариантов, на самом деле, много, все зависит от политики компании и ее авторитета. Конкурентная среда в SEO такова, что большинство рекламных компаний могут представить заказчику прогноз посещаемости сайта в результате продвижения в поисковых системах. Из сопоставления стоимости услуг и планируемой отдачи от продвижения вытекает стоимость каждого потенциального посетителя сайта. Клиенту необходимо получить детальную отчетность о проделанной работе, конкретные цифры об увеличении числа посетителей ресурса при его продвижении.
Поисковая оптимизация - относительно молодое направление. Достаточно ли сейчас на рынке профессионалов в этой области? Какие методы повышения мастерства, например тренинги, семинары, есть на данный момент?
На семинарах можно, конечно получить неплохую теоретическую базу, но они не дают самого главного - практического опыта. Стать специалистом в области интернет-рекламы, даже наизусть выучив всю теорию - невозможно. Так уж сложилось, что ценность SEO-специалистов заключается не в понимании текущих методик работы, а в практическом опыте. То, что актуально сегодня, может потеряет смысл уже через несколько месяцев, когда у поисковых систем изменится алгоритм. Методы повышения мастерства заключаются в накоплении опыта внутри компании и создании программных решений, позволяющих вести изменение выдачи поисковых систем в больших масштабах.
Свободных профессионалов высокого уровня сегодня на рынке очень мало. Мы в нашей компании столкнулись с этим. Нам потребовалось перебрать большое количество кандидатур, прежде чем мы смогли найти компетентных специалистов.
Как за последние годы изменилась поисковая оптимизация? Из чего она складывается сейчас и как строилась ранее?
Рынок постоянно растет и, как следствие, растёт конкуренция. Поэтому условия требуют все большего профессионализма со стороны исполнителей. Изменилось за последние годы и отношение к работе, намного выше стала ответственность компаний. Если еще два-три года назад никто не требовал от исполнителя никаких гарантий, а риск потерять деньги и не получить результаты несли только клиенты, то сегодня все риски берут на себя рекламные агентства. Сегодня среди лидеров рынка будет сложно найти компанию, не дающую своим клиентам 100%-ые финансовые гарантии на достижение результата. В этом и хороша конкуренция, так как при ее отсутствии клиентский сервис зачастую страдал. Теперь же агентства стараются предложить заказчикам максимально гибкие условия работы, что бы обойти конкурентов.
Какие изменения ждут рынок SEO в ближайшее время?
Главные тенденции этого года - прозрачность для клиента, переход к автоматизации и снижение цен. С прозрачностью всё понятно: люди хотят понимать, за что они платят деньги и какую выгоду получат. Им важен результат, а не просто «30 низкочастотных слов в топ10». Если агентство даст заказчику четкое понимание того, что принесёт его бизнесу поисковое продвижение - это точно заинтересует клиента. Покажите, что ваш интерес завязан на успешности продвижения, так как агентство дает финансовые гарантии и нацелено на получение стопроцентного результата и клиенты доверятся вам.
Автоматизация процесса работы - необходимая мера. Уже сегодня новым компаниям сложно выйти на рынок без существенного вложения в разработку специализированного программного обеспечения, позволяющего автоматизировать работу SEO-специалистов. Ушло время, когда 1 оптимизатор, работая в компании, вёл 6-10 проектов и это считалось для него сильной загрузкой. Компании, занимающие лидирующие позиции на рынке не могут позволить себе вести менее 20 проектов одновременно. Даже если их число близко к 30 - это нормальный показатель. Современные условия требуют вкладывать в работу больше сил и компании, которым не хватает мощностей, становятся неконкурентоспособными. Логичным продолжением активной работы является снижение цен на услуги по продвижению. Ведь уменьшение издержек позволяет агентству существенно выигрывать в цене и, как следствие, предлагать своим клиентам наиболее выгодные условия.
Существует мнение о том, что серьезные компании сейчас перестраиваются от SEO к SEM и агентства, которые не сделают это, станут неконкурентоспособными. Насколько верно такое суждение?
На самом деле у SEO при том же бюджете, что и у SEM рентабельность на порядок выше, поэтому перестраиваться не стоит. Самый оптимальный вариант как для клиентов, так и для рекламных агентств - это развитие обоих направлений.
26.06.2009
Комментарии
Написать комментарий