Статьи

Буллшит. Часть I

Когда я писал эту статью, мой компьютер постоянно пытался мне помешать! Бранное слово. Его употребление в литературном языке не желательно. Именно так реагирует воспитанная машина на то, о чем я пишу. И это правда! Должен предупредить читателя – моя статья содержит слова, понятия и мысли, которые не принято употреблять "в литературном языке".

БУЛЛШИТ ®

В декабре 2005 года в издательском мире США произошло непредвиденное событие:

Совершенно не известный широкой публике профессор философии Хэрри Франкфурт опубликовал научный труд, рассчитанный исключительно на специалистов. Но тоненькая книжка, изданная тиражом 1200 экземпляров, внезапно взлетела вверх по шкале бестселлеров, и сегодня ее уже перепечатывают огромными тиражами!

Спору нет, Хэрри Франкфурт – человек весьма уважаемый в узких академических кругах, его основательные труды по моральной философии имеют высокий рейтинг, но одно дело – рейтинг среди профессиональных изданий, которые читают лишь специалисты, и совсем другое – среди популярных.

Книга уважаемого принстонского философа имеет совсем не академическое название, дословный перевод которого: "О бычьем говне". Но прямой перевод не будет точным. "Bullshit" в англо-американском разговорном языке употребляется в значении "брехня, пурга, туфта", а по частотности сопоставим разве что с русским "блин!". Любой американец интуитивно использует это слово сто раз на дню. Пожалуй, "bullshit" и "may God!" – самые распространенные слова для миллионов американцев. Конечно, прописки в литературном языке "bullshit" не имеет, печатается с точками. И вдруг это слово попадает на обложку сугубо академического издания!

Написанный в суховатой академической манере научный трактат с… непечатным названием – согласитесь, странное явление! Но меня бестселлер Франкфурта интересует совсем по другой причине. Убежден, что книга имеет прямое отношение к нашей профессии – маркетингу, рекламе и PR.

"Мы живем в эпоху беспрецедентно масштабного производства буллшита" – так начинается книга. Она посвящена научному определению буллшита (не имея русского аналога, я буду употреблять это слово), как исторического, социального и психологического явления.

Давайте на минуту остановимся в своей азартной гонке за потребителем и честно взглянем на наш бизнес. На девяносто процентов он состоит из буллшита!

МИСТИФИКАЦИЯ, ЛОЖЬ И БУЛЛШИТ

В нашей жизни полным-полно наглой лжи и безобидных выдумок. Все мы постоянно врем или фантазируем. Но это еще не есть буллшит.

Помню, как-то лет тридцать пять назад мама привела меня из детского сада.

- Как дела? – спросил старший брат.

И тут я внезапно рассказал, что на наш детский сад вдруг напали плохие взрослые дяди с усами и саблями (примерно сто миллионов человек, все на черных конях, предположительно из Дремучего леса), чтоб похитить Ленку Карташову. Все вокруг испугались, но тут выскочил я, выхватил волшебный меч, всем плохим дядям отрубил головы и Ленку спас.

- Не ври, врун, врешь! –  радостно закричал старший брат.

Но мама неожиданно встала на мою защиту.

- Нет, Андрей, он не врун, он… фантазер. – сказала она
- А какая разница? – удивился брат.
- А вот такая: некоторые обманывают, чтобы причинить людям вред. Это плохо. А когда Юний фантазирует, он ведь никому ничего плохого не делает, наоборот – рассказ становится более интересным. Так это же хорошо!..

Врать плохо, фантазировать хорошо. Мне тогда очень понравилась эта идея, и десять лет назад, когда мое новорожденное рекламное агентство делало первые робкие шаги в агрессивной взрослой тусовке, я… фантазировал.

Да я просто не имел права сообщить моим первым клиентам правду! Кто захочет отдать рекламный бюджет зеленому новичку, не имеющему ничего, кроме энтузиазма? Поэтому первая презентация моего агентства полностью состояла из мистификаций, фантазий и вымысла.

Ну и что? Такая у нас профессия! Реклама – профессиональная мистификация. Но если креативный вымысел не причиняет вреда окружающим, что в нем плохого? Наоборот; качественная, красивая, остроумная мистификация – своеобразный цемент, на основе которого строятся самые железобетонные имиджи самых крупных корпораций.

Мистификация, фантазия, вымысел, выдумка – это не буллшит.

А что же такое буллшит? Может быть – клевета, ложь, навет, поклеп?..

Нет, тоже разные вещи! Вот, например, типичный лжец: неверный муж. Он знает истину и сознательно ее скрывает, выдавая заведомую неправду. Едет, подлец, в Сочи с любовницей, а жене говорит, что в Когалым на конференцию. Ложь!

Теперь другой пример: автомобильный дилер. Втюхивая клиенту подержанную машину, он с азартом рассказывает, что эта "ласточка" раньше принадлежала аккуратному пенсионеру, который холил ее и лелеял, выезжая только на дачу в Подмосковье – гаражное хранение, летний пробег, не битый, не крашеный, один хозяин, сел-поехал и т.д.

А вот это уже буллшит, потому что дилер НЕ ЗНАЕТ ИСТИНЫ; он брешет, как брешут собаки. В отличие от лжеца он просто равнодушен к истине. Брехня про пенсионера может случайно оказаться правдой, но ему это безразлично.

Отсутствие интереса, равнодушие к истине и составляет самую суть буллшита.

ПОЛИТ-БУЛЛШИТ

Мы окружены буллшитом со всех сторон еще и потому, что его гораздо труднее разоблачить, чем ложь.

Если президент утверждает "нет, мы не бомбим Чечню (Ирак, Югославию, Афганистан…)" в то время как авиация сбрасывает бомбы – он фактически лжет, и его легко опровергнуть. Если же президент говорит: "да, мы помогаем установить порядок, защищая ценности свободы-равенства-братства" – это уже буллшит, потому что…

Да надо ли объяснять, почему? Мы слышим это каждый день! Он никогда не признается, что власть ему нужна ради денег, а деньги ради власти. Он будет выдавать бла-бла-бла, высокие абстрактные ценности, патриотизм, вера, боль за Отчизну и так далее.

Каждый успешный политик – специалист по производству буллшита. Он может не уметь ничего другого, но зато он умеет нравиться избирателям, общаться с журналистами, не отвечая на их вопросы, "ходить в народ"…

Политический буллшит максимально прост. Его задача – демонизировать. Обратите внимание на риторику политиков-демагогов – здесь нет обертонов, вариантов и оттенков, здесь все всегда черно-белое.

"Китай, Казахстан, Германия – друг! Грузия, Украина, Латвия – враг!"
"Ходорковский, Березовский – вор! Шойгу, Рошаль – герой!"

Полит-буллшит играет на желании толпы найти и сокрушить врага, виновного во всех бедах. Он порождает теории мировых заговоров и панацеи от всех болезней.

Он предлагает как раз то, что мы хотим получить.

Что ж,  пипл хавает.

СРЕДСТВА МАССОВОГО БУЛЛШИТА

Журналистика становится все более сенсационной, все менее точной. Журналист  превращается в буллшитера: он просто физически не может иметь точного знания о том, о чем должен часами удерживать интерес аудитории.

Случилось событие, он об этом узнал и немедленно (желательно – чуть-чуть быстрее конкурентов) запустил в эфир. А дальше, пока не подоспела более-менее точная информация, он обязан удерживать аудиторию у телевизора.

Тут на помощь приходит буллшит – гадание на кофейной гуще, домыслы, воспоминания о сходных случаях, ни на чем не основанные предположения… Журналист врет? Нет, он всего лишь гонит тюльку. Или туфту. Или пургу. Или буллшит. Главное – не перестать развлекать!

А что же делать, если ну нет, не может быть содержательных новостей на двадцать четыре часа вещания, а телевидение – есть? Сплетни о "звездах", криминальные хроники, скандалы и расчлененные трупики – все это давно перекочевало со страниц желтой прессы на экраны самых солидных телеканалов.

ПЕРЫЙ КАНАЛ, НТВ, ОРТ, СТС… "Профессия репортер", "Скандалы недели", "Максимум", "Детали"… За последние несколько лет все наши центральные каналы окончательно превратились в развлекательные.

ГИГАНТСКИЕ ЖАБЫ-МУТАНТЫ АТАКОВАЛИ ШКОЛЬНИЦУ ИЗ ЛЮБЕРЕЦ!
Экологи бьют тревогу!
ТОТАЛИТАРНЫЙ СЕКС В ГРАНОВИТОЙ ПАЛАТЕ КРЕМЛЯ!
Признания личной секретарши Берии!
ДОСТОЕВСКИЙ В КАЗИНО – РАБ РУЛЕТКИ!
Сенсационные подробности из жизни гения!
ПОЧЕМУ КСЕНИЯ СОБЧАК НЕ ЛЮБИТ ХОДИТЬ В РУССКУЮ БАНЮ?!
Журналистское расследование скрытой камерой!

Быстрый монтаж, броские заголовки, зачастую не имеющие отношения к содержанию, дешевые сенсации, гламурные ведущие и – буллшит, буллшит, буллшит.

Часть 1 | Часть 2 | Часть 3

Юний Давыдов, генеральный директор РА R&I GROUP
Advertology.Ru

27.07.2006

на печать


Комментарии

Гость
27.07.2006 7:12 | сообщение #1
 

так... а дальше-то где?!!!!

Гость
27.07.2006 7:14 | сообщение #2
 

что-то я еще не встречала, чтобы в электронных сми практиковалось "продолжение следует"! дайте продолжение статьи!

avatarum
27.07.2006 11:36 | сообщение #3
 

Действительно, конец какой-то скомканный... ВидимоЮ предполагается вторая часть?

гаденыш
27.07.2006 12:43 | сообщение #4
 

Читаю и думаю - ниужели нельзя было слово "говно" заменить на какое-то другое! А потом вижу подпись - тот самый Юний Давыдов... Ну-ну... Все сразу встало на свои места :)))

POTAP-III
27.07.2006 15:28 | сообщение #5
 

Да ты фишку не понял просто - это слово из статьи не вынешь, оно незаменяемое... На что бы ты его заменил? гаденыш...

POTAP-III
27.07.2006 15:31 | сообщение #6
 

А статья наикрутейшая, кстати. Но при этом мне глубоко безралично, кто такой этот Юний Давыдов.

Гость
27.07.2006 17:01 | сообщение #7
 

а какие претензии не понимаю? он еще в самом начале предупредил, что нецензурно будет.

newk
27.07.2006 18:51 | сообщение #8
 

Молодец автор, не побоялся сказать правду про нашего "любимого" президента...

Л. Шепитько
27.07.2006 19:22 | сообщение #9
 

"Следующее погружение в удивительный мир БУЛЛШИТА произойдет 28 июля 2006 г."

Вот уж воистину удивительный мир!! Интересно только, с какой целью автор все это пишет? Он что, собирается объявить войну телевизионной рекламе?
И почему такая дозировка странная? Нужно было сразу весь текст опубликовать!

Жаба
22.12.2013 11:00 | сообщение #10
 

"Панацея от всех болезней" - шта? "Панацея" - лекарство от всех болезней. Получается тавтология, причем такая, которой детей в школе учат - "лекарство от всех болезней от всех болезней".

Гость
22.12.2013 20:35 | сообщение #11
 

Жаба, Тема протухла 7 лет назад (см. дату)...

Написать комментарий

 Проверочный код

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Рассылка

Подписка на рассылку

E-mail:
 

Также нашу рассылку вы можете получать через

E-mail:  

на правах рекламы

Есть мнение ...

Маркетинг с AR и VR от HICLICKМаркетинг с AR и VR от HICLICK
В 2024 году маркетологи все чаще начинают использовать метавселенные. По сравнению с социальными сетями, вовлеченность пользователей в иммерсивных площадках гораздо больше. Одним из самых интересных для клиентов форматов являются АR и VR. Как технологии будущего применять в маркетинге уже сегодня, разобрали в агентстве высоких откликов HICLICK.
Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?Коkос Group: ИИ в рекламной индустрии: модный тренд или революция?
Искусственный интеллект уже давно среди нас. Он прочно вошел в нашу жизнь, используется абсолютно в разных её сферах и кардинально меняет лицо современного бизнеса. Рекламная индустрия - не исключение. Самый яркий и известный пример - это нейросети, на основе которых построен поиск рекламных систем Яндекса. Использование нейросетей и других алгоритмов ИИ, делает рекламу еще более эффективной и качественной. Евгений Халин, директор по продуктам Коkос Group рассказывает о том, как работает ИИ, в чем его преимущество и какие перспективы нас ждут.
Как подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраляКак подготовить маркетинг к 8 марта и 23 февраля
В период гендерных праздников предприниматели отмечают 50%-ый рост продаж. – Даже в случае торговли сепараторами или двигателями, при должном подходе. Для маркетологов это время – забег на короткие дистанции. Поэтому важно грамотно подойти к выбору инструментов.
Тренды в мобильном маркетинге-2024Тренды в мобильном маркетинге-2024
Как будет работать мобильный маркетинг в 2024 году и какие тренды прямо сейчас влияют на весь рынок, рассказывает Алла Рауд, руководитель направления ASO в IT-Agency.
Новые медиа – Новая реальностьНовые медиа – Новая реальность
Сегодня российская блогосфера стремительно трансформируется. И это неудивительно: только за последний год ведущие отечественные социальные сети продемонстрировали, пожалуй, самую серьезную бизнес- и маркетинговую активность за долгие годы – появились новые сервисы, произошло резкое расширение аудиторий, усилился приток авторов, возникли инновационные форматы и мн. др.  Блогеры, в свою очередь, стали расширять перечень жанров, в которых они работают; оформился тренд на мультиформатность и партнерства. Рекламодатели же сделали ставку на блогосферу как на приоритетный и наиболее эффективный канал продвижения. Наконец, государство стало рассматривать блогосферу как полноценного экономического субъекта, что, естественно, отразилось в законодательной базе.

Книги по дизайну

Загрузка ...

Репортажи

Дизайн под грифом "секретно"Дизайн под грифом "секретно"
На чем раньше ездили первые лица страны? Эскизы, редкие фотографии и прототипы уникальных машин.
"Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции..."Наша индустрия – самодостаточна": ГПМ Радио на конференции...
Чего не хватает радио, чтобы увеличить свою долю на рекламном рынке? Аудиопиратство: угроза или возможности для отрасли? Каковы первые результаты общероссийской кампании по продвижению индустриального радиоплеера? Эти и другие вопросы были рассмотрены на конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции», спикерами и участниками которой стали эксперты ГПМ Радио.
Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...Форум "Матрица рекламы" о технологиях работы в период...
Деловая программа 28-й международной специализированной выставки технологий и услуг для производителей и заказчиков рекламы «Реклама-2021» открылась десятым юбилейным форумом «Матрица рекламы». Его организовали КВК «Империя» и «Экспоцентр».
В ЦДХ прошел День социальной рекламыВ ЦДХ прошел День социальной рекламы (3)
28 марта в Центральном доме художника состоялась 25-ая выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама NEXT». Одним из самых ярких её событий стал День социальной рекламы, который организовала Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР) совместно с АНО «Лаборатория социальной рекламы» и оргкомитетом LIME.
Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое...Форум "Матрица рекламы": к рекламе в интернете особое... (2)
На VII Международном форуме «Матрица рекламы», прошедшем в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки  «Реклама-2018», большой интерес у профессиональной аудитории вызвала VI Конференция «Интернет-реклама».

Форум

на правах рекламы

19.03.2024 - 10:15
RSS-каналы Advertology.RuRSS    Читать Advertology.Ru ВКонтактеВКонтакте    Читать Advertology.Ru на Twittertwitter   
Advertology.Ru - все о рекламе, маркетинге и PR
реклама

Вход | Регистрация