Полиграфкомбинаты сделают холдингами

Дата публикации: 20.01.2005
Раздел: Статьи

Будущее издательско-полиграфических ФГУПов практически решено: частные покупатели будут создавать на их основе либо производственные, либо смешанные холдинги

В течение месяца правительство России выпустит список ФГУПов, подведомственных агентству "Роспечать", которые планируется акционировать в ближайшее время. Об этом заявил руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский, комментируя перечень ФГУПов и предприятий, где "Роспечать" выступает учредителем и которые пока не планируется отчуждать из госсобственности. Речь, прежде всего, идет об издательско-полиграфических комплексах (в общей сложности их 65), которые должны начать выставляться на продажу уже с этого года. Эксперты считают, что эти изменения должны положительно сказаться на рынке. А потенциальными покупателями, по их мнению, являются компании, имеющие издательские активы, которые таким образом смогут создавать специализированные или смешанные холдинги.

За последние несколько лет ситуация в сфере российского полиграфического производства изменилась. Если в кризисное время – после 1998 года – изрядная доля продукции печаталась за рубежом, то за два последних года доля российских предприятий значительно увеличилась. По некоторым оценкам, она составляет почти 60%, тогда как за рубежом печатается не больше 30% газетной и журнальной продукции, а рекламной – порядка 15%. Тем не менее рентабельность полиграфического производства остается невысокой – порядка 4%. Изменить ситуацию может предстоящая приватизация и акционирование издательско-полиграфических комплексов – ФГУПов. Об интересе к ним свидетельствует тот факт, что "программные заявления" по этому поводу стали делать уже давно. В частности, об этом говорил на летнем съезде Российского книжного союза его президент Сергей Степашин. "Мы будем добиваться того, чтобы приватизация предприятий, входящих в книгоиздательскую отрасль, шла под контролем участников рынка, и намерены просить ввести в акционируемые компании членов РКС, – заявил он. – Также мы хотим добиться соответствующих поправок, с тем чтобы ФГУПы без акционирования выставляли имущественный комплекс на торги".

А Михаил Сеславинский в одном из интервью подчеркнул, что главная цель акционирования полиграфических производств – облегчить их работу на рынке, поскольку нынешняя форма собственности затрудняет принятие решений: все они должны получить одобрение "сверху". Первоначально предполагалось, что в 2005 г. вся работа по смене формы собственности будет завершена, однако из-за административной реформы этот процесс замедлился.

Поэтому информацию о том, что полиграфические комплексы будут акционироваться, эксперты восприняли положительно. Правда, при этом выяснилось, что некоторые предприятия уже миновали эту стадию и даже зарегистрированы как акционерные общества. "Гораздо интереснее, как будет ситуация развиваться дальше, – прокомментировал RBC daily президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов (МАП) Борис Кузьмин. – В 2005 г. должно быть продано 6 предприятий, а в 2006 – остальные. В каких-то из них государство сможет оставить за собой часть акций, но очевидно, что об оптовой продаже речь не идет". Также г-н Кузьмин подчеркнул, что сменить форму собственности удастся далеко не всем предприятиям и некоторые из них будут проданы как имущественные комплексы.

Впрочем, далеко не все предприятия находятся в состоянии, когда их "подтягивание" до рыночного уровня не представляется возможным. "Акционирование ФГУПов, многие из которых были лидерами отрасли в советское время, обеспечит им дальнейшее развитие и хорошо скажется на полиграфическом рынке и производстве продукции в целом, – сказал RBC daily заместитель генерального директора по развитию компании Heidelberg СНГ Алексей Серов. – Кроме того, часть из них имеет хорошую производственную базу, несмотря на то что далеко не у всех этих предприятий были возможности для планомерного инвестирования средств в оборудование".

Напомним, что, к примеру, в "Немецкую фабрику печати", специализирующуюся на журнальной и рекламной продукции, было вложено в общей сложности 10 млн евро. "В основном госпредприятия выпускают газеты, книжную продукцию, в меньшей степени журнальную, – прокомментировал Алексей Серов. – Но если раньше многие заказы выполнялись за рубежом, то сейчас по объемам лидирует местное производство. Впрочем, возможности роста полиграфической отрасли заключаются не только в замещении все еще значительных объемов ввозимой печатной продукции, но также и в возможностях экспорта печатной продукции хотя бы в страны СНГ. А сегодня вторым по значимости импортером печатной продукции для РФ выступает Украина, чьи типографии активно отнимают заказы у российских полиграфистов".

Об этом же говорил и Борис Кузьмин. "Кроме газетной бумаги, у нас не используется ничего своего, – рассказал он RBC daily. – Поэтому многое определяется затратами на расходные материалы и конкурентоспособностью предприятия". Словом, только когда в производственную цепочку будут включены все участники процесса, отрасль будет функционировать нормально. Такая ситуация возможна, если приобретать полиграфические предприятия будут крупные издатели. Они, по мнению Алексея Серова, смогут создавать смешанные производственно-издательские холдинги. Подобные примеры уже есть на рынке – то же "Эксмо" имеет несколько полиграфических активов, в том числе долю в Тверском полиграфическом комбинате и "Немецкую фабрику печати". А по мнению директора по развитию издательского дома "Проф-Медиа" Евгения Абова, большой интерес к ним будет среди компаний, которые смогут покупать сразу несколько предприятий в различных регионах страны и создавать на их основе производственную сеть.

Анна Попова
RBCdaily

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article9859.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100