Рекламный рынок будет расти, несмотря на экономические трудностиДата публикации: 06.12.2011 Раздел: Анализ рынков Общемировые расходы на рекламу в 2011 году вырастут на 3,5% по сравнению с прошлым годом и достигнут $464 млрд. Российский рынок покажет 21% рост в 2011 году. В 2012 году динамика роста российского рынка снизится - до 14%. Такие цифры приводит агентство ZenithOptimedia (группа VivaKi) в своем новом прогнозе развития рекламного рынка. Агентство ZenithOptimedia оставило без изменений свой прогноз по росту глобальных рекламных затрат в 2011 году. По ожиданиям агентства они вырастут на 3,5% по сравнению с прошлым годом и достигнут $464 млрд. Рост в 2012 году составит 4,7%, в 2013 - 5,2%, а в 2014 - 5,8%.
Дополнительный рост рынку в 2012 году обеспечат Олимпийские игры, Чемпионат Европы по футболу и президентские выборы в США. ZenithOptimedia оценивает, что «четырехгодичные» события 2012 года добавят глобальному рынку $7 млрд. Без этого дополнительного вливания, рост глобального рынка в 2012 году, по ожиданиям, составил бы 3,1% - немного ниже, чем в 2011 году.
Рынок Восточной Европы в 2012 году вырастет на 8%. Дополнительным стимулом к его росту станет Чемпионат Европы по футболу, который пройдет в Польше и Украине. В 2013 году ожидается рост на 10,1% , в 2014 - на 10,6%.
Экономическая ситуация в Западной Европе более нестабильна. В этом регионе в 2012 году прогнозируется скромный рост - на 2%. Североамериканская экономика выглядит гораздо более здоровой. Агентство оценивает рост этого рынка на 3,6% в 2012 году, на 3,7% в 2013 и на 4,4% в 2014.
Большую часть роста мирового рынка будут обеспечивать развивающиеся страны. По оценкам ZenithOptimedia, их вклад в рост глобального рынка в 2011-2014гг. составит более 58%. При этом, вклад в общий рост десяти крупнейших из них составит 48%. Четыре страны БРИК вложат 33% в глобальный рост. Остальные 15% придутся на рынки Индонезии, ЮАР, Аргентины, Турции, Мексики и Южной Кореи.
Страны с наибольшим вкладом в рост мирового рекламного рынка (2014 к 2011, $млн. по текущему курсу)
|
|
Рост объемов
|
1
|
Китай
|
16 439
|
2
|
Россия
|
4 418
|
3
|
Индонезия
|
3 768
|
4
|
Бразилия
|
2 972
|
5
|
ЮАР
|
2 050
|
6
|
Аргентина
|
1 812
|
7
|
Индия
|
1 571
|
8
|
Турция
|
1 435
|
9
|
Мексика
|
1 092
|
10
|
Южная Корея
|
1 016
|
Источник: ZenithOptimedia
На данный момент в топ-10 стран с самыми крупными расходами на рекламу присутствует лишь две развивающиеся - Китай и Бразилия. В 2014 году к ним присоединится Россия, встав на 9 место.
Крупнейшие рекламные рынки мира ($ млн)
|
2011
|
Объем
|
|
2014
|
Объем
|
1
|
США
|
154 935
|
1
|
США
|
173 165
|
2
|
Япония
|
45 358
|
2
|
Япония
|
48 825
|
3
|
Китай
|
29 943
|
3
|
Китай
|
46 381
|
4
|
Германия
|
24 419
|
4
|
Германия
|
26 005
|
5
|
Британия
|
18 355
|
5
|
Британия
|
20 345
|
6
|
Бразилия
|
15 470
|
6
|
Бразилия
|
18 442
|
7
|
Франция
|
12 823
|
7
|
Франция
|
13 827
|
8
|
Австралия
|
11 417
|
8
|
Австралия
|
13 035
|
9
|
Канада
|
10 529
|
9
|
Россия
|
12 592
|
10
|
Италия
|
10 040
|
10
|
Канада
|
12 458
|
Источник: ZenithOptimedia
Расходы на рекламу по регионам мира (основные медиа, $млн. по текущему курсу)
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
С. Америка
|
161 707
|
165 464
|
171 455
|
177 742
|
185 623
|
|
|
|
|
|
|
Западная Европа
|
101 862
|
103 722
|
105 785
|
108 795
|
112 427
|
|
|
|
|
|
|
Азия/Тихоокеанский рег.
|
114 832
|
121 058
|
129 769
|
139 302
|
150 791
|
|
|
|
|
|
|
Центральная/Восточная Европа
|
23 373
|
25 355
|
27 387
|
30 147
|
33 340
|
|
|
|
|
|
|
Латинская Америка
|
31 248
|
33 110
|
35 089
|
37 802
|
40 960
|
|
|
|
|
|
|
Ближний восток и Африка
|
4 945
|
4 177
|
4 242
|
4 344
|
4 344
|
|
|
|
|
|
|
Остальной мир
|
10 731
|
11 419
|
12 197
|
13 263
|
13 710
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
448 697
|
464 304
|
485 924
|
511 394
|
541 194
|
Источник: ZenithOptimedia
Изменения по сравнению с предыдущими годами (основные медиа, %)
|
2010 v 09
|
2011 v 10
|
2012 v 11
|
2013 v 12
|
2014 v 13
|
С. Америка
|
2,7
|
2,3
|
3,6
|
3,7
|
4,4
|
из них США
|
2,3
|
2,2
|
3,5
|
3,5
|
4,3
|
|
|
|
|
|
|
Западная Европа
|
4,9
|
1,8
|
2,0
|
2,8
|
3,3
|
|
|
|
|
|
|
Азия/Тихоокеанский рег
|
9,7
|
5,4
|
7,2
|
7,3
|
8,2
|
кроме Японии
|
17,5
|
10,2
|
9,7
|
10,4
|
11,2
|
|
|
|
|
|
|
Центральная/Восточная Европа
|
7,2
|
8,5
|
8,0
|
10,1
|
10,6
|
|
|
|
|
|
|
Латинская Америка
|
15,5
|
6,0
|
6,0
|
7,7
|
8,4
|
|
|
|
|
|
|
Ближний восток и Африка
|
7,7
|
-15,5
|
1,5
|
2,4
|
0,0
|
|
|
|
|
|
|
Остальной мир
|
14,5
|
6,4
|
6,8
|
8,7
|
3,4
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
6,3
|
3,5
|
4,7
|
5,2
|
5,8
|
Источник: ZenithOptimedia
Расходы на рекламу по медиа ($ млн)
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
Газеты
|
94 600
|
91 495
|
89 868
|
88 785
|
88 446
|
Журналы
|
43 741
|
43 122
|
42 681
|
42 464
|
42 186
|
ТВ
|
176 627
|
184 290
|
193 735
|
203 608
|
215 737
|
Радио
|
32 017
|
32 903
|
33 667
|
34 827
|
35 923
|
Кино
|
2 313
|
2 442
|
2 564
|
2 732
|
2 916
|
Outdoor
|
29 824
|
31 291
|
32 928
|
34 559
|
36 350
|
Internet
|
63 979
|
72 842
|
84 267
|
97 764
|
113 281
|
Итого *
|
443 100
|
458 385
|
479 710
|
504 738
|
534 839
|
Источник: ZenithOptimedia * Общие цифры ниже, чем в таблице «Расходы на рекламу по регионам мира», так как в некоторых странах мира нет разбивки расходов по медиа.
Доля медиа в общих расходах на рекламу (%)
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
Газеты
|
21,3
|
20,0
|
18,7
|
17,6
|
16,5
|
Журналы
|
9,9
|
9,4
|
8,9
|
8,4
|
7,9
|
ТВ
|
39,9
|
40,2
|
40,4
|
40,3
|
40,3
|
Радио
|
7,2
|
7,2
|
7,0
|
6,9
|
6,7
|
Кино
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
Outdoor
|
6,7
|
6,8
|
6,9
|
6,8
|
6,8
|
Internet
|
14,4
|
15,9
|
17,6
|
19,4
|
21,2
|
Источник: ZenithOptimedia
Расходы по типам интернет-рекламы ($млн. по курсу 2010 года)
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
Банеры
|
21 845
|
25 362
|
29 965
|
35 597
|
42 648
|
Classified
|
10 951
|
11 989
|
13 068
|
14 236
|
15 594
|
Контекстная
|
31 183
|
35 491
|
41 234
|
47 931
|
55 039
|
Итого
|
63 979
|
72 842
|
84 267
|
97 764
|
113 281
|
Источник: ZenithOptimedia
Доля основных интернет-порталов в общих расходах на интернет-рекламу (%)
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Google
|
34,9
|
40,3
|
42,5
|
41,9
|
44,1
|
Microsoft
|
8,1
|
7,9
|
4,2
|
4,0
|
4,0
|
Yahoo!
|
18,7
|
14,9
|
11,7
|
9,6
|
8,3
|
AOL
|
6,3
|
5,5
|
4,2
|
2,2
|
1,5
|
Facebook
|
0,2
|
0,4
|
0,6
|
1,4
|
3,1
|
Итого
|
68,1
|
68,9
|
63,2
|
59,2
|
61,0
|
Источник: ZenithOptimedia
Прогноз развития Российского рекламного рынка в 2011-2012 гг.
Российский офис ZenithOptimedia скорректировал свой предыдущий прогноз (был выпушен в октябре) относительно развития российского рекламного рынка в сторону уменьшения: с 22% до 21% в 2011 году и с 18% до 14% - в 2012 году.
В первом полугодии 2011 года российский рынок вырос на 28% по сравнению с показателями прошлого года, однако в связи с нестабильностью на фондовых рынках, скачками курса мировых валют и финансовых индексов, а также высокой зависимостью российской экономики от мировых цен на сырье, в третьем и четвертом квартале 2011 года рост рынка несколько замедлился. Экономические катаклизмы в большой степени могут оказать влияние на рекламную активность в следующем, 2012 году.
Интернет-реклама так же как в предыдущие годы, останется самым динамично развивающимся сектором рынка. К 2014 году ее доля в общих расходах на рекламу достигнет 20.5% (в 2008 было 5.9%, в 2010 - 10,5%). К концу 2012 года ее доля в общих рекламных расходах, скорее всего, превысит долю наружной рекламы. Доля газет, журналов и радио будет медленно снижаться - с 3,8%, 8,6% и 4,8%, соответственно, в 2010 году, до 2,7%, 6,6% и 3,7% в 2014.
Объем рекламы в средствах ее распространения в России (млн. рублей, без НДС)
|
|
|
|
|
|
2009
|
2010
|
2011*
|
2012*
|
Телевидение* (в т.ч. кабельно-спутниковое)
|
96 400
|
110 800
|
133`113
|
147`000
|
Печатные СМИ (газеты, журналы, рекламные издания)
|
35 600
|
38 000
|
41`040
|
43`092
|
Радио
|
9 253
|
10 300
|
11`536
|
12`344
|
Наружная реклама
|
25 200
|
29 700
|
36`234
|
42`031
|
Интернет (в т.ч. контекстная реклама)
|
16 200
|
22 600
|
34`352
|
46`375
|
Прочие носители (в т.ч. indoor и кинотеатры)
|
2 200
|
3 100
|
3`720
|
4`278
|
ИТОГО
|
184 853
|
214 500
|
259`995
|
295`120
|
|
|
|
|
|
Источник: ZenithOptimedia Russia *- прогноз
Темпы прироста по отношению к предыдущему году (Россия, %)
|
|
|
|
|
|
2009
|
2010
|
2011*
|
2012*
|
Телевидение* (в т.ч. кабельно-спутниковое)
|
-18%
|
15%
|
20%
|
10%
|
Печатные СМИ (газеты, журналы, рекламные издания)
|
-44%
|
7%
|
8%
|
5%
|
Радио
|
-29%
|
11%
|
12%
|
7%
|
Наружная реклама
|
-40%
|
18%
|
22%
|
16%
|
Интернет (в т.ч. контекстная реклама)
|
9%
|
40%
|
52%
|
35%
|
Прочие носители (в т.ч. indoor и кинотеатры)
|
-19%
|
41%
|
20%
|
15%
|
ИТОГО
|
-27%
|
16%
|
21%
|
14%
|
|
|
|
|
|
Источник: ZenithOptimedia Russia *- прогноз VivaKi Russia Advertology.Ru Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article98478.htm |