Телевидение не умрет, но постареетДата публикации: 18.11.2011 Раздел: Статьи В 2011 году сразу несколько крупнейших эфирных телеканалов заявили о смене своей закупочной аудитории. Моложе станет телезритель «Первого канала», повзрослеет аудитория «России 1». С чем связаны такие изменения и как повлияют на рекламодателей?
Так как целевая аудитория - основной актив телеканалов, обеспечивающий им доход, каждый канал ищет свою нишу, которая при этом будет привлекательной для рекламодателей. Это актуально как для новых телеканалов, только планирующих выходить на рынок, так и для телеканалов с историей, которые по объективным причинам принимают решение изменить/скорректировать свою аудиторию.
В 2012 году 11 российских телеканалов изменят свои закупочные аудитории. Причина такого массового пересмотра - вынужденная. Российская телеаудитория неумолимо стареет, и каналы вынуждены учитывать этот тренд - либо следовать ему, либо противостоять.
 (Источник: TNS Russia, Palomars 2011)
Абсолютное большинство телеканалов, семь из одиннадцати, решили сконцентрироваться на более возрастной аудитории, чем ранее - то есть принять факт старения зрителя и «постареть» вместе с ним. По данным TNS Russia, на данный момент 43% зрителей «Первого Канала» - люди старше 55 лет, а у телеканала «Россия 1» доля аудитории 55+ еще выше - более 52%.
Ранее заявлялось о том, что СТС также собирается сузить свою аудиторию до «Все 14-44», отказавшись от маленьких детей и людей старшего возраста, которые представляют меньший интерес для рекламодателей. Однако в сентябре руководство канала отказалось от этих планов, заявив, что на данный момент это будет экономически нецелесообразно.
Из ведущей тройки федеральных каналов наперекор тренду пошли только «Первый» и ТНТ. С осени 2011 года «Первый» уже начал продавать рекламу, ориентируясь на более молодую аудиторию - от 14 лет (вместо 18-ти). Полностью переориентация на новую аудиторию «Все 14-59» произойдет с 2012 года. ТНТ же сужает ядро своей аудитории - вместо аудитории «Все 6-54» в новом году телеканал будет продавать «Все 14-44». Стоит отметить, что ТНТ последовательно занимается омоложением своей аудитории, наряду со слоганом «Почувствуй нашу любовь!» зрителям хорошо известен и другой - «ТНТ - номер 1 по молодежи!»
Анализ рейтинга телеканалов за 2011 год позволяет понять, почему телеканалы решились на изменение закупочной аудитории. Если рассчитать телевизионный рейтинг (TVR) за 2011 год по текущей закупочной аудитории и по аудитории, заявленной на будущий год, то мы увидим, что большинство телеканалов приняли правильное решение. Так, накопленный рейтинг за 2011 год по новой аудитории для «России 1» был бы выше реального на 9%, для ТНТ - на 11,5%, для ТВ3 - 12%. Это значит, что в 2012 году эти каналы, скорее всего, смогут повысить свои рейтинговые показатели даже без внесения существенных изменений в контент. Немного снизились бы показатели телеканала «Домашний», но и корректировка закупочной аудитории этого канала - самая незначительная (вместо аудитории «Ж 25-60» с 2012 года заявляется «Ж 25-59»).
Телеканал
|
Закупочная аудитория 2011
|
Закупочная аудитория 2012
|
Накопленный TVR 2011 по закупочной аудитории 2011, пункты рейтинга
|
Накопленный TVR 2011 по закупочной аудитории 2012, пункты рейтинга
|
Первый
|
Все 18+
|
Все 14-59
|
694,51
|
554,02
|
Россия 1
|
Все 18+
|
Все 25+
|
641,51
|
710,83
|
НТВ
|
Все 18+
|
Все 18+
|
581,27
|
|
СТС
|
Все 6-54
|
Все 6-54
|
329,03
|
|
ТНТ
|
Все 6-54
|
Все 14-44
|
322,46
|
359,55
|
РЕН-ТВ
|
Все 25-54
|
Все 25-59
|
181,4
|
190,27
|
Пятый Канал
|
Все 18+
|
Все 25-59
|
112,47
|
108,53
|
ТВ3
|
Все 18-54
|
Все 25-59
|
83,93
|
93,9
|
Домашний
|
Ж 25-60
|
Ж 25-59
|
123,59
|
122,28
|
Россия 2
|
М 18+
|
М 25+
|
120,46
|
129,81
|
ДТВ/Перец
|
Все 25-54
|
Все 25-59
|
74,2
|
76,61
|
Муз-ТВ
|
Все 11-34
|
Все 11-34
|
59,2
|
|
MTV
|
Все 11-34
|
Все 14-34
|
41,52
|
42,08
|
Семерка
|
Все 18-54
|
Все 25-59
|
60,55
|
73,37
|
Самые серьезные трудности в новых условиях испытает «Первый» - единственный из локомотивных федеральных каналов, который, по всей видимости, осознанно идет на омоложение ЦА. Установив верхнюю планку возраста в 59 лет, крупнейший российский канал отсекает большую часть своих зрителей, возраст которых превышает 60 лет, что приводит к снижению рейтинга на 20,2%. Подростков же, которые отныне войдут в область интереса «Первого», еще предстоит завоевать - каналу придется очень серьезно работать с контентом, чтобы хотя бы удержать свои рейтинги на текущем уровне.
Источник данных: TNS Russia, Palomars, 2011. Ирина Безик, MediaPanorama Advertology.Ru Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article97644.htm |