Со шрифтом или на шрифте…Дата публикации: 16.09.2011 Раздел: Интервью В музее МГУП проходит выставка лауреатов нескольких конкурсов TDC club 2011 года. Среди победителей есть и наш человек, что радует. Правда, всего один, и это грустно. Лучшие работы международных конкурсов 2011 года «Ти-Ди-Си в квадрате 2011» - конкурса шрифтового дизайна, «Ти-Ди-Си 57» - конкурса типографики и «Ти-Ди-Си Интро» - конкурса дизайна титров для фильмов - безусловно, праздник для студентов и преподавателей вуза. Да и всем, кто не поленится прийти сюда до 20 сентября, будет любопытно - плакат, айдентика, упаковка, книжка, журнал, календарь и титры - всего понемногу, все славно и все радует, кроме одного: из наших - всего один лауреат.
На наши вопросы о выставке и шрифтовом дизайне отвечает Александр Борисович Коноплев, заслуженный художник России, член-корреспондент Российской Академии художеств член Национальной Академии Дизайна, действительный член Академии Графического Дизайна России, , профессор кафедры художественного оформления печатной продукции и руководитель мастерской дизайна книги. МГУП.
Какое место у TDC в рейтинге шрифтовых конкурсов?
Это один из самых престижных конкурсов, в нем участвует огромное количество людей со всего света. И победить в этом конкурсе - это такая печать на всю жизнь, важная запись в curriculum vitae. Очень важна роль Максима Жукова, что эта выставка попала в Россию.
Типографика сегодня - понятие широкое...
Type Directors Club объединяет художников, занимающихся типографикой. Сегодня бытует идея, что типографика - это все. И они ко всему подходят, как я понимаю, с этой точки зрения. В это понятие входит и то, что к типографике не имеет непосредственного отношения - в том классическом понимании, к которому мы привыкли. Это не только работа со шрифтом и изображением, а вообще, все вокруг нас, включая к примеру цифры на экране мобильного телефона по образному определению Максима Жукова.
Что здесь представлено? Плакаты и постеры,книги , есть несколько замечательных, просто прекрасных. Есть фирменные стили и есть отдельные демонстрации понимания шрифта -шрифтовые работы.
И как вам показалась коллекция в целом?
Когда я монтировал выставку с ребятами, я, как бы, вернулся по спирали назад, в середину 70-хначало 80-х годов, я вот что заметил: в этих студенческих работах есть все - лак, высечки, вырубки, вклейки - бог знает что, но все это уже когда-то было, только делалось вручную. Перед нами - возврат к тем ценным идеям, которые были заложены в те годы, только возврат с помощью новых технологий. Руками тут ничего не сделано, абсолютно! Я думаю, это знак времени, что все теперь делается с помощью компьютера, без которого уже жить никто не может.
Вот этот плакат, посвященный катастрофе на Гаити, - вы представляете, как бы это делалось раньше - пришлось бы сначала сфотографировать, потом обтравить, потом сделать фон...а здесь это сделано на одном щелчке!
Шрифтовики вроде бы, компьютером довольны, говорят, что он вернул им свободу «взмаха кисти», утраченную после изобретения печатного станка...
Да, возможности не только расширились - «открылась бездна звезд полна, звездам нет счета, бездне - дна». Ну казалось бы что такого в шрифте - их уже десятки тысяч, а ведь надо выбрать тот, что лучше всего ляжет в полосу набора, подойдет по пропорциям к изданию... Главное, чтобы этот искуситель, компьютер, остался инструментом...
А новые идеи компьютерные технологии принесли? Или иначе: вы видите на выставке идейные прорывы? Что-то сильно зацепило?
С ходу сказать не могу, я же монтировал все это. Думаю, что есть.
Каково сегодня соотношение дизайна и рекламы в шрифтовом искусстве?
Есть точка зрения, что плакат умер...и она очень распространена. Плакат стал телевизионными титрами, титрами в кино, а плакатов, который был раньше - вы вспомните, польский плакат-их стало мало, они превращаются в чисто станковые листы.
То-есть лист над которым надо размышлять.
Который требовал от зрителя столько же времени, сколько живопись...
Да, такой плакат умер. Все зависит от заказчика и от того, предлагает ли художник какую-то новую идею. Например, когда можно про сахарный песок сделать 12 листов, на которых сахарного песка вообще не будет и не будет пустыни из песка (первое, что приходит в голову), а будут обломки обгоревшего танка, а на последнем плакате - маленький пакетик растворимого кофе с кусочком сахара, который солдат не успел выпить перед боем...
Среди работ - шрифт «Amalta» Веры Евстафьевой. Кто-то еще из наших побеждал на TDC- конкурсе?
Не знаю. Вера - наша недавняя выпускница. И лет десять назад она же удостоилась стипендии клуба.
А почему у нас так мало побед? Уровень низкий или работ не подают?
И уровень, и не подают работ. Вот сейчас проходит грандиозный конкурс, посвященный Родченко, и у меня на нынешнем пятом курсе читал о нем, своем деде, Александр Лаврентьев. Я его позвал, чтобы он чтото показал, рассказал, а ребята заявились бы со своими проектами. Но практически ничего никто не сделал, хотя было видно, что им было интересно .
Почему?
У них не хватает времени и вообще разговоры о другом... Они считают, что все предопределено. При этом среди студентов огромное количество способных людей.
К тому же, вы знаете, в последнее время происходит сильная феминизация профессии. Женщина стала главным локомотивом нашей жизни, она воспитывает детей и зарабатывает деньги - хочешь - не хочешь, надо уходить из книги, из какого-то проектирования просто в зарабатывание денег. Идут в хорошие рекламные бюро, где их берут с удовольствием, платят 1200-1500 долларов и все, и спасибо. А индивидуального роста не происходит. И это беда.
Как ни странно это может звучать от дизайнера, происходит катастрофа с книжной иллюстрацией. Потому что нельзя иллюстратору платить маленькие деньги. Большинство иллюстраторов сегодня или работают за границей, или вообще с этим делом завязали. А за рубежом огромное количество книг, сделанных именно художниками.
В последнее время, я вижу, МГУП поддерживает это направление и у нас... И детской литературы стало, вроде бы, побольше - с симпатичными иллюстрациями, как мне кажется...
Есть новые имена. А кто за ними? Много делает для поддержки иллюстраций питерское издательство Vita Nova& Но таких примеров мало
Как, вы считаете, можно было бы переломить ситуацию?
Можно все. Нужны лишь люди, которым это было бы интересно.
Говорят, на смену бумажной книге идет электронная, и этот формат с точки зрения иллюстрации и шрифта вообще не имеет визуальных границ. Как вы относитесь к этому формату и сможет ли он возродить жанр иллюстрации? Или это будут не только другие художники, но и вообще другой дизайн и другая жизнь?
Это очень перспективно, но опять-таки все зависит от тех людей и организаций, которые этим могут и захотят заниматься
Выставка продлится до 20 сентября 2011 года, затем поедет путешествовать по городам и весям.
Адрес: ул. Михалковская, д.7, 2-й этаж. Время работы выставки с 10.00 до 17.00 в будние дни, кроме субботы и воскресенья. Юлия Квасок Advertology.Ru Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article94178.htm |