Москва лишится рекламных фасадовДата публикации: 10.06.2011 Раздел: Репортажи Решение московских властей запретить фасадную рекламу в историческом центре столицы прокомментировал в пресс-центре РБК руководитель департамента СМИ и рекламы г. Москвы Владимир ЧЕРНИКОВ. Вот дайджест ответа чиновника журналистам.
Реформа размещения рекламы в Москве назрела давно: более «зарехламленного» города не знает не только Россия, но и Европа. И если недавно размещение наружной рекламы в городе всецело зависело от рыночной стихии (частью которой был и городской бюджет) и рыночной эйфории (частью которой были горожане), то теперь ни рынок, ни городские власти, ни горожане наружкой не довольны. И, прежде всего, - так называемой фасадной рекламой, то есть, рекламой на строительной сетке и заборах.
Недовольство привело к новому прочтению закона «О рекламе»: теперь там усматривается не только право бизнеса на размещение, но и обязанность властей следить за нарушениями архитектурного облика застройки. «Давайте сначала наведем порядок, вернемся к нормальному состоянию, пониманию, что впереди: строительная сетка как реклама или строительная сетка с изображением рекламы как способ компенсировать затраты» - предложил Владимир Черников.
Причин обоюдного недовольства несколько. Бизнес недоволен нарушением конкуренции: те, кто размещает рекламу на строительных сетках, делает это по-большей части незаконно (сегодня таких рекламных конструкций 80%, в чем повинно, в некоторых случаях, и Москомнаследие). Для размещения рекламы (и это - недавнее указание ФАС) даже не требуется ордера на строительство, т.е, грубо говоря, можно взять и превратить некое здание в рекламоноситель без малейшего повода на ремонт или реконструкцию. Недоволен город: с сеток в бюджет не поступает ничего. Недоволен народ: компенсации за отсутствие света получают далеко не все жители, а «ремонт» может длиться несколько лет!
«Если раньше власти города имели возможность влиять на эту самую незаконную рекламу и борьбу с ней, то теперь эти возможности значительно сократились, потому что функции административно-технической инспекции были переданы коллегам из Министерства внутренних дел. Соответственно, процедура нивелировалась, потому что у коллег из МВД много других, более серьезных проблем. Ранее ОАТИ выписывала предписание, которое должно быть исполнено. В случае неисполнения реклама демонтировалась, и потом можно было разбираться в суде. Сейчас по действующим нормам нужно, чтобы МВД обратилось в суд, и только после этого возможно обращение к собственнику рекламы о том, чтобы он демонтировал конструкцию, - комментирует В. Чернихов. - Ни одного обращения в суд за последний год, ни одного официального действия в отношении демонтажа той или иной рекламы!».
Чиновник заверил, что сокращение объема рекламы крупногабаритных форматов в центре города не приведет к переделу рынка: речь идет о новой концепции размещения рекламы в столице, которая предполагает замену морально устаревших форм новыми, более выгодными и компактными, например, сити-форматами, городской мебелью и проч.
«Я, конечно же, за то, чтобы реклама была, но была в тех количествах и объемах, которые позволяли бы не скрывать красоту города. Естественно, она имеет вторую составляющую - это доходы бюджета. Хотелось бы, чтобы доходы были ни в коей мере не меньше, а может быть, и больше».
Участникам рынка направлены специальные документы, предлагающие им самостоятельно демонтировать фасадные конструкции. Сегодня, по официальным данным, насчитывается 70 строительных сеток и заборов общей площадью 10 тыс квадратных метров. Лишь 8 из 73 компаний, владеющих этими конструкциями, имеют официальное разрешение на ремонт. Им разрешено демонтировать рекламу в сроки, обусловленные договорами. Остальные должны ликвидировать сетки и заборы в течение лета. Причем, учитывая незаконность рекламы, безо всякой компенсации.
Что же до остальных пунктов концепции размещения рекламы, то «фасады» - лишь первая часть обширного плана по наведению порядка. Будет покончено с рекламой на дорожных указателях (она отвлекает водителей), а также с рекламой на брошенных автомобилях. Есть, правда, рекламоноситель, на который нет пока ни закона, ни управы - это асфальт.
И есть, наконец, еще один ближайший объект «зачистки» - транспаранты и перетяжки. В Черников подтвердил высказанное ранее намерение властей последовать опыту европейских столиц и Петербурга удалить из города все перетяжки (сегодня в Москве их более 2 000). С законностью здесь все обстоит намного лучше, чем с фасадной рекламой, поэтому государство будет изыскивать средства для компенсаций в других сферах («аукцион по транспорту показал, надеюсь, что аукцион по метро подтвердит, что мы движемся в правильном направлении»).
Договора на транспаранты и перетяжки имеют сегодня 26 компаний, из них 10 компаний - до четырех перетяжек. Основных игроков на рынке - 4. Они исправно платят деньги в казну, и, говорят, готовы, если что, судиться, но у представителей власти в руках два сильных аргумента - архитектурное наследие столицы - здания и панорамы, изрядно испорченные рекламой и безопасность горожан. В распоряжении властей - официальная статистика ГИБДД о дорожно-транспортных происшествиях (в том числе, с летальным исходом), происшедших из-за перетяжек. И это главный аргумент.
«Надеемся, что участники рынка нас поймут, а если не поймут, мы будем идти до конца. Это нужно делать решительно, потому что не могут интересы четырех, даже десяти компаний превалировать над интересами москвичей, над интересами здравого смысла, если хотите. Это наша позиция, мы будем ее отстаивать, и надеюсь, что к августу все-таки этот вопрос решим.
Разумеется, город не будет компенсировать всех объемов прибыли от размещения перетяжек. Это будет сумма порядка 80 млн рублей. В свою очередь, компании, занимающиеся производством транспарантов и перетяжек, должны будут перепрофилировать работу - освоить производство других рекламоносителей и т.п.
Что же до выработки концепции размещения столичной рекламы в целом, то стоит учесть недавний печальный опыт обнародования плана по зонированному «рекламному озеленению» Москвы, разработанному архитекторами для Комитета по рекламе. Проект был встречен представителями бизнеса «в штыки», т.к. совершенно не учитывал маркетинговой карты. Проще говоря, щиты и конструкты были поставлены так, чтобы хорошо смотреться, и ничего не продавать. Однако никаких конкретных форм организации дела В. Черняков пока не назвал: «Может быть, мы проведем конкурс заинтересованных организаций или привлечем эти организации для создания уже не концепции, а тех самых схем размещения рекламных конструкций. Но то, что там должны быть профессионалы, - это в обязательном порядке. И такая группа будет создана не позднее сентября-октября 2011г.». Подготовила Юлия Квасок Advertology.Ru Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article90826.htm |