Квадрат как философияДата публикации: 30.12.2010 Раздел: Про дизайн Ценность квадрата как графического элемента в системе сигналов и передачи информации неоспорима. Мы нажимаем на квадратные клавиши, чтобы напечатать, сохранить и обменяться информацией. Таблицы, графики и сетки упорядочивают информацию. Квадраты могут и обманывать - они порождают оптические эффекты, искажающие цвет и форму, и создают неправильную перспективу.
Сам способ переплетения нитей в ткани идеален для создания узора «клетка». Чаще всего классическая клетка имеет собственное имя: клетка «барберри» - фирменный знак британского модного дома; клетка «таттерсолл» получила название в честь известного лондонского аукциона чистокровных лошадей; узор «ромбы», или по-английски «аргайлл», прославился благодаря семейному клану Кэмпбеллов из шотландского графства Аргайлл.
Узор «ромбы». Именно носки «виноваты» в том, что узор «ромбы» стал ассоциироваться с игрой в гольф. Американские игроки в гольф 1920-х обожали яркие, высотой до колена носки с ромбовым узором, которые впоследствии и стали называться «гольфы», а узор «ромб» ассоциировался со спортом всю вторую половину XX века. Модные бренды смело возвращают узор на подиумы, заново открывая прелесть «ромба» и в новых сочетаниях и в «архивных» вариантах.
«Гусиная лапка». В середине XX века модный дом Dior вознес «гусиную лапку» на вершину популярности: клетка стала фирменным узором первого аромата Дома - Miss Dior, выпущенного в 1974 году и совпавшего с набирающей силы тенденцией New Look. Присущий ей парижский шик и элегантность сделали «гусиную лапку» визуальной «визитной карточкой» одежды высокого класса, демонстрируя хороший вкус и высокий стиль. Привлекательная «гусиная лапка» переросла моду и ткани и вышла на новый уровень - переместилась в трехмерный мир дизайна продукта. Одинаковые по форме пересекающиеся фигуры позволяют играть с позитивным и негативным пространством.
Принадлежность и идентификация
Клетка и квадрат, отличающиеся большим многообразием, очень популярны в идентификации формы. Господство квадрата и клетки в геральдической системе не могло не оказать влияние на вид национальных флагов.
Геральдика. Когда рыцари были закованы в латы с головы до ног, в пылу сражения отличить одного из них от другого практически не представлялось возможным. Чтобы решить эту проблему, в обращение ввели гербы. Благодаря гербам геральдика попадает в категорию систем идентификации и может считаться ранней формой брендинга, поскольку использование определенных цветов, форм и символов способствует дифференциации. Герб разбит на секции или «поля» соответственно определенной сетке, у которой может быть несколько конфигураций. «Правило цвета» следит за тем, чтобы рядом располагались только контрастные цвета, что создает максимально возможную разборчивость.
Мемориальные датирующие таблички. Зная дату возведения здания, можно достаточно уверенно определить исторический и социальный контекст эпохи, метод возведения, используемые материалы и даже изначальное назначение постройки. Квадрат - идеальная рамка для мемориальных табличек.
Темы и настроения
Квадраты и сетки отличаются внутренней рациональностью - это и превращает их в идеальные объекты, способные передать такие понятия, как логика и порядок. Головоломки бросают нам вызов - создать порядок из хаоса. Сделайте сетку более гибкой, и вы получите модульную концепцию. В модульной мебели используется стандартный набор компонентов, которые допускают вариантность сборки и наличие нескольких конфигураций.
Игры и головоломки. В основе значительного количества игр и головоломок лежит квадрат. Гибкая сетка допускает бесконечное количество конфигураций. Первый кроссворд придумал и опубликовал в New York World журналист Артур Уайн. Модная оригинальная головоломка «судоку», дословно означающая «числа рядом», построена по принципу латинского квадрата. Математическая логика квадрата - идеальная база для составителей головоломок.
Геометрия головоломок настолько привлекательна графически, что проникает не только в графический дизайн, но и в дизайн одежды и мебели. Фирма Pentagram создала для «Сакс Пятая авеню» систему графической идентификации, нарушающую все правила традиционного брендинга. Логотип сложен из неупорядоченных «плиточек», создающих динамичную систему с практически бесконечным набором перестановок.
Ретро. Модификации простой клетки дают прекрасное представление о графических традициях середины XX века. В современных жилых и офисных строениях 1950-х бетонные блоки не декорировали, они были на виду, превращая в декоративный узор простую сетку. Переходя в 1960-е, квадрат приобретает некоторую округлость, его углы сглаживаются. Этот стиль продержался все 1970-е и сдал позиции только с появлением в 1980-х хай-тека - квадраты в графиках и сетках символизировали техничность. Возродившийся в 1980-х интерес к «ска-музыке» ввел в моду черно-белую клетку, используемую и в моде, и в графическом дизайне и символизирующую стиль двухтоновой музыки.
Авто мотивы. Взмах флага в черно-белую клетку в конце автомобильной гонки символизирует победу. Преимущества подобного дизайна очевидны: черно-белая клетка высоко контрастна, а поэтому ее сигнал - «гонка окончена» - отчетливо виден всем водителям. И нанесенная на транспортное средство, и задействованная в брендинговой марке, эта клетка неизменно в лаконичной форме ассоциируется с автомобильными темами.
Модернизм. Модернизм объединяет несколько групп и направлений в искусстве и архитектуре конца XIX - начала XX века. Орнамент из квадратных блоков на мебели, вывесках и каменной кладке был своего рода подписью одного из ключевых фигур модернизма Чарльза Ренни Макинтоша.
Кубисты искали пути преодоления двухмерности поверхности бумаги при изображении трехмерных фигур, подчеркивали форму и объем предметов. Мондриан ограничил себя жесткими рамками работы с основными цветами: красным, синим и желтым в сетке черных вертикальных и горизонтальных полос на белом фоне. По его мнению, он доводил кубизм до «логического завершения». Современные художники, архитекторы и дизайнеры отдают дань уважения цвету и композиции классических работ Мондриана, находя им применение в современном дизайне. В стиле Мондриана чаще всего украшаются фасады - он идеально вписывается в современную среду.
Сигналы и информация
Ценность квадрата как графического элемента в системе сигналов и передачи информации неоспорима. Мы нажимаем на квадратные клавиши, чтобы напечатать, сохранить и обменяться информацией. Таблицы, графики и сетки упорядочивают информацию. Квадраты могут и обманывать - они порождают оптические эффекты, искажающие цвет и форму, и создают неправильную перспективу.
Предупреждающие знаки. Для системы общественной идентификации квадрат - почти идеальная форма. Но поверните квадрат на 45 градусов, и он превратится в ромб, а его влияние сразу удвоится. Ромбы являются предписывающими и информационными знаками: желтые - для автомобилистов, зеленые - для велосипедистов, оранжевые - временные знаки, его форма всегда привлекает внимание. Квадраты определенного цветового кодирования лежат в основе системы маркировки опасных химических веществ.
Пиксели. Пиксели - это компоновочные блоки цифровой информации, «элемент изображения», технически это не квадрат и не точка, а абстрактный образец информации, это своего рода отдельные «плиточки» в цифровой мозаике, но «пиксельный» дизайн не обязательно должен быть жестко привязан к цифровой среде.
Оптические эффекты. Никто не смог более-менее убедительно объяснить, почему мы видим точки в местах пересечения квадратов в сетке. Сетка правильной квадратной формы неожиданно начинает искажаться и изгибаться при определенном расположении черно-белых квадратиков или диагональных линий. На визуальное восприятие также влияет ориентация предмета: ромб того же размера, что и квадрат, кажется больше, потому что глаз фокусируется на его длинной вертикальной оси. Расположенные рядом друг с другом квадраты могут влиять на наше восприятие цвета и пространства и даже иногда камуфлируют предмет. Своеобразную пиксельную версию камуфляжной окраски использует для раскрашивания польских автобусов и трамваев Джон Морган.
Формы и функции
Квадрат чаще всего образован с помощью сеток, ячеек и плетения. Квадрат - наш первый помощник в организации и упорядочивании. В трехмерном пространстве основой базовой многофункциональности и измерения объема становится куб. Рамы делят пространство на отсеки, сетки приводят в порядок городскую среду - помогают в ориентировании и позволяют максимально использовать пространство. А более наглядного символа инстинктивного стремления человека к общению, чем городская площадь, вам не найти - это общественное место создано специально для политических выступлений и социального взаимодействия.
Мозаика и плитка. Мозаика и плитка эксплуатируют способность квадрата покрывать поверхность. Квадрат - одна из трех фигур, обладающих такой характеристикой, как «мозаичность», способность многоугольников со сторонами одинакового размера заполнить поверхность без щелей и наложений.
Городская планировка и площади. Снимок с воздуха любого современного города наглядно демонстрирует триумф человеческой цивилизации и «победу» над органической формой. Любой гость Манхэттена сразу ощущает преимущества правильной сетки улиц, по крайней мере, до 14 Street. С 1811 года застройка этой части Нью-Йорка велась строго в соответствии с правилом: направление проспектов - север-юг, направление улиц - запад-восток. В принципе, это было самое разумное освоение территории.
Книжки с кARTинками Advertology.Ru Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article86241.htm |