От сокращения и минимизации расходов – к разумной оптимизации и обоснованным вложениям в развитие бизнеса

Дата публикации: 29.04.2010
Раздел: Статьи

От сокращения и минимизации расходов – к разумной оптимизации и обоснованным вложениям в развитие бизнесаИндустрия печатных СМИ почувствовала некую стабилизацию и оживление на рынке и перешла, в массе своей, от сокращения и минимизации расходов к оптимизации и обоснованному повышению затрат.

Итоги первой в 2010 году волны мониторинга ГИПП состояния российского рынка печатных СМИ.

Это пятая волна мониторинга с конца 2008 года, цель - оценить, как изменилась ситуация на рынке с конца 2009 года и представить прогнозы на 2010 год.

Как наиболее важный итог 2009 года, можно отметить, что все ведущие участники рынка сохранили в кризис свой бизнес и в настоящий момент думают о развитии - поиске новых моделей бизнеса, новых доходов и конкурентных преимуществ. Кризис стал, своего рода, хорошим толчком для пересмотра стратегий и качественного роста, внедрения инноваций и новых предложений медиакомпаний читателям и рекламодателям.

Индустрия почувствовала некую стабилизацию и оживление на рынке и перешла, в массе своей, от сокращения и минимизации расходов к оптимизации и обоснованному повышению затрат. Ожил рынок вакансий, размораживаются расходы на рекламу, маркетинг и обучение сотрудников. Мы вступили в стадию длительного и непростого восстановления.

На издательском рынке наблюдается обострение конкуренции за бюджеты и долю рынка, сохраняется тенденция перераспределения рынка в пользу лидеров. Лидеры вкладываются в развитие новых технологий, мультимедийные проекты и сопутствующие бизнесы. К сожалению, региональные рынки восстанавливаются медленнее, в том числе, за счет слабой прозрачности для инвесторов и рекламодателей. В то же время, следует отметить, что все региональные сети сохранились, изменились их темпы развития.

Ситуация с рекламой в прессе улучшается - наблюдается рост рекламных бюджетов, в начале 2010 года ряд сегментов - авангард рынка (еженедельные газеты и телегиды) - вышли в плюс к аналогичному периоду прошлого года. В то же время, рекламные издания и ежемесячные журналы пока показывают низкую динамику. Оптимизм вызывает оживление традиционно «печатных» рекламных категорий - продуктов питания, лекарств и БАДов. По оценкам экспертов, по итогам 2010 года рынок печатных СМИ превысит показатели 2009 года.

В дистрибуции следует, прежде всего, отметить плавное снижение розничных продаж по всему ассортименту, кроме телегидов и патворков. Сохраняется тенденция замещения и перераспределения потребительского спроса в пользу более дешевых изданий, по тематике - в пользу развлекательных изданий, изданий с оперативной и практической информацией.

Дистрибуторы неплохо пережили кризис, несмотря на изменения в налоговом законодательстве, связанные с ЕНВД. Падение доходов от продаж прессы (за исключением патворков, которые, по сути, спасли розницу в кризис) с успехом компенсировалось продажей сопутствующих товаров, в некоторых сетях их доля уже приближается к критическим 50%. В этой ситуации все чаще разгораются споры между издателями и распространителями вокруг так называемой «доплаты до рентабельности».

Рынок подписки по-прежнему стагнирует, и положительной динамики пока не ожидается. Вызывает серьезные опасения ценовая политика на рынке подписки, ситуация с платежеспособностью ряда подписных агентств, критическое положение адресной подписки. В этих условиях важно сохранение государственной поддержки в замораживании подписных тарифов на местную доставку и тарифов ГЦ МПП на 2010-2011 гг., ГИПП неоднократно выступала с этой инициативой.

Такие сегменты отрасли, как полиграфия и бумажная индустрия, все еще ощущают на себе серьезные последствия кризиса. В этих отраслях предложение по-прежнему превышает спрос. Отечественные производители бумаги пережили кризис легче, чем западные, их объемы практически не пострадали, но и роста пока не планируется.

Интересная ситуация с ценами на бумагу: если цены отечественных бумаг пока неизменны (ожидается небольшой рост цен), европейские газетные бумаги упали в цене до 20%. Но заградительные импортные таможенные пошлины на газетную бумагу не позволяют западным бумагам конкурировать на российском рынке.

В условиях сокращения производства, проблем на рынке целлюлозы и забастовок в ряде стран Западной Европы ожидается серьезный и стремительный рост цен на мелованную бумагу - в среднем на 10-12%, все производители уже объявили об этом. В России из-за курса валют и снижения до 5% импортной пошлины на мелованные бумаги это повышение может быть существенно смягчено.

Снижение таможенных пошлин на мелованную бумагу с оптимизмом восприняли отечественные полиграфисты, наблюдается переход издателей на печать в Россию. В то же время, некоторые издатели смогли получить серьезную скидку в западных типографиях в качестве компенсации снижения пошлин на бумагу. Многие отечественные типографии развивают свои мощности и обновляют оборудование.

В целом, прогнозы на 2010 год для индустрии печатных СМИ достаточно оптимистичные

Юлия Казакова, исполнительный директор ГИПП
Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article79528.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100