Самая глупая покупка

Дата публикации: 26.02.2010
Раздел: Есть мнение ...

Самая глупая покупкаСлухи о возможной продаже ICQ компанией AOL пошли давно, но сейчас они подтвердились. Заголовки новостей пестрят названиями компаний - потенциальных покупателей. Если ICQ действительно будет продана одной из российских компаний, то эта сделка претендует на звание самой глупой покупки года.

Чтобы не быть голословными, рассмотрим актив компании AOL подробнее, а заодно прикинем, зачем той или иной компании ICQ и почему эта покупка может оказаться бессмысленной.

Насиловать труп и в тысячный раз обжёвывать недостатки сервиса совсем не хочется, поэтому перечислим сложности актива тезисно.

Исторически ICQ завоевала популярность на постсоветском пространстве. Сегодня, несмотря на то что конкуренты в лице Google, Skype и «Mail.Ru Агента» наступают окончательно и бесповоротно, ICQ всё равно владеет достаточно существенной аудиторией. И то, что эта аудитория медленно, но вёрно перетекает в другие сервисы, тоже очевидно.

ICQ в той форме, в которой мессенджер существует сейчас, - очень самостоятельный актив. Протокол, на котором работает программа, а также приятные и не очень дополнительные функции нелегко интегрировать с другими аналогичными сервисами-конкурентами. Перевести ICQ на какой-нибудь Jabber - задача настолько сложная и дорогостоящая, что проще написать такую программу с нуля.

Все потенциальные покупатели ICQ в той или иной степени имеют альтернативные коммуникационные сервисы и давно стараются диверсифицировать свой пакет. Хорошо это получается или плохо - другой вопрос. Однако зависимость крупных игроков от ICQ с каждым годом уменьшается.

Поэтому логично, что ребята из AOL решили «слить» бесперспективный на Западе сервис туда, где из него ещё можно при каких-то условиях выжать деньги, то есть в Россию.

А в России... Впрочем, давайте по порядку.

«Рамблер»

«Рамблер» уже давно сотрудничает с ICQ. Именно он много лет назад выпустил русифицированную версию аськи и устроил ей в России большой промоушен. Казалось бы, покупка ICQ могла бы подвести черту в их отношениях.

Но есть одно но: после прихода нового менеджмента и новой команды в недрах компании стал разрабатываться другой продукт - Virtus, который вроде бы является прямым конкурентом ICQ. Правда, после небольшого анонса широкая публика забыла о его существовании, да и ссылок с главной страницы на него нет. Поэтому можно подозревать, что проект если не похоронили, то решили не выводить в свет до лучших времён.

Если верно второе предположение, то покупка ICQ шаг на редкость глупый. В рамках единого портала иметь два конкурирующих продукта - странно. Так что в качестве покупателя компания «Рамблер» сомнительна.

И тут вступает другое но: как известно, компания недавно провела делистинг с Лондонской биржи. Эксперты связывали этот шаг с будущим IPO владельца интернет-компании - корпорацией «Проф-Медиа». Отсюда вопрос: а может, для более успешного IPO, красивых бумажек и симпатичных финансовых отчётов стоит купить аську? Этот вариант уже более логичный. Хотя и такой же глупый.

«Яндекс»

Спустя много лет после «Рамблера» до ICQ добрался и «Яндекс». Форма сделки была чисто финансовая и скучная: ICQ можно скачать со страниц «Яндекса» - с поиском от одноимённой компании и «Яндекс.Баром». Полученные доходы от показа контекстной рекламы «Яндекс.Директ» делятся в непонятных пропорциях. С точки зрения денег и промотирования собственного поиска шаг понятный. С точки зрения стратегии развития собственных коммуникационных сервисов - тоже странный.

У «Яндекса» есть «Я.Онлайн», мессенджер, работающий по протоколу Jabber. Живущий как в почте и социальной сети «Я.Ру», так и в виде клиента под разнообразные платформы. Видимо, по популярности «Я.Онлайн» не в силах тягаться с ICQ или его развитие тормозит по разным причинам, но «Яндекс» решил играть и в свои, и в чужие ворота.

Может, хватит дружить? Если ICQ продаётся, можно купить. Но и тут история похожа на «Рамблер». Держать два коммуникационных сервиса на редкость глупо. Интегрировать ICQ в сервисы «Яндекса» (а не наоборот!) будет дорого и сложно. IPO накрылось медным тазом.

Купят? Вряд ли. Но если купят - посмеёмся.

РБК

Вот кому надо купить ICQ. Логично же! К мессенджеру QIP, который принадлежит РБК, уже предъявлялись претензии по поводу незаконного использования протокола, на котором работает аська. Покупка может закрыть эти претензии раз и навсегда. Но, как и в случае с двумя вышеперечисленными корпорациями-претендентами, QIP работает на проколе Jabber. Слезание с иглы под названием ICQ - одна из правильных и основных стратегий компании. Рушить все старания по конвертации нелегальных пользователей ICQ в легальных пользователей QIP одним махом - кто на это пойдёт?

Есть ещё финансовый аспект: не факт, что холдинг располагает в эту трудную минуту большим объёмом финансовых средств, достаточных для покупки. Но даже если эти средства есть, ICQ - последняя компания, покупку которой могут одобрить инвесторы и кредиторы. Так что РБК, как и остальные участники этого забега, отпадает.

Digital Sky Technologies

Если в случае «Рамблера», «Яндекса» или РБК оценка потенциальной покупки была примерно одинаковая - возможность встроить аську в существующий бизнес и её привлекательность для инвесторов, то случай DST выгодно отличается.

Формально у DST нет ни одного актива. Это чисто финансовая компания, которая владеет пакетами акций в Mail.Ru, «Одноклассниках», «Вконтакте», Facebook и других компаниях, среди которых много социальных сетей. По заверениям менеджмента, DST не вмешивается в операционное управление компаниями, а судя по прошедшим сделкам, консолидация тех или иных активов и перераспределение долей в первую очередь носит финансово-стратегический характер, нежели цель физически подружить компании. Недавно руководство DST объявило о том, что готово потратить ещё 1 млрд долларов на покупку разнообразных интернет-активов как в России, так и за рубежом. И учитывая подобные заявления и общую стратегию компании, DST - самый вероятный покупатель.

Если изучить структуру активов DST, то нигде эта компания напрямую не владеет контрольными пакетами. Что правильно с точки зрения стратегии: у DST есть финансовая мотивация, а на стратегическое развитие сервисов им, судя по всему, чихать. Что тоже правильно, так как контрольные пакеты как раз у тех, кого это должно заботить. Поэтому можно предположить, что DST не купит ICQ, так как продаётся 100%, а DST не управляет активами.

Исходя из анализа рынка, получается, что потенциальных покупателей может быть два: DST как финансовый инвестор и кто-нибудь из сумасшедших, случайно оказавшихся в «большой тройке», - как стратегический. Например, Mail.Ru, которая, во-первых, аффилирована с DST, а во-вторых, несмотря на наличие «Агента», может сделать такой резкий шаг (в десятый раз повторять про конфликт сервисов в рамках одной компании уже слишком).

Но кто бы ICQ ни купил и что бы с ней ни сделал, роста она не покажет. А зачем покупать актив, у которого нулевые перспективы роста?

Ставлю на то, что ICQ так и сгниёт в недрах AOL. Потому что очень не хочется ошибиться и разочароваться в наших потенциальных покупателях.

Антон Меркуров, Частный корреспондент
Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article77894.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100