Ключевые факторы успеха и SWOT-анализ компанииДата публикации: 13.12.2009 Раздел: Школа рекламиста В данной работе приведена методика проведения SWOT-анализа компании, опирающаяся на набор ключевых факторов успеха (КФУ). Материал дан на основе примера для продуктово - рыночной комбинации компании «Stels»: "автомобильные сигнализации - рынок Российской Федерации". 1. Внешняя среда компании и ключевые факторы успеха
1.1. Потребительские предпочтения Потребителями для компании «Stels» являются Дилеры. Описание предпочтений потребителей сделано на основании данных, полученных в процессе маркетинговых исследований (в формате экспертных опросов). В качестве экспертов были привлечены компетентные сотрудники компаний Дилеров. В качестве канала коммуникации использовалась электронная почта.
Были получены следующие основные предпочтения субъектов рынка: 1. Доходность товара при стабильной политике дистрибуции товара; 2. Соответствие характеристик сигнализаций предпочтениям владельцев автомобилей; 3. Эффективная логистика; 4. Постпродажный сервис.
1.2. Анализ конкуренции в отрасли
По месту, занимаемому компанией в производственной цепи, её конкурентами являются компании - дистрибуторы автомобильных сигнализаций.
Данные о долях рынка торговых марок основных конкурентов приведены в таблице 1. Эти данные получены в результате опроса клиентов компании - её дилеров и совместного анализа объёма рынка и собственных продаж компании.
Торговая марка
|
Stels
|
С1
|
С2
|
С3
|
С4
|
Доля рынка (%)
|
31%
|
16%
|
11%
|
10%
|
10%
|
Отметим, что сумма долей рынка этих пяти крупнейших компаний составляет 78%. Таким образом, рынок автомобильных сигнализаций находится в конце стадии развития и уже является гетерогенной олигополией. Переход в стадию насыщения прогнозируется через 4 - 5 лет. На этом развитом рынке наблюдается острая конкуренция. Процессы слияния - поглощения компаний ещё не начались. Конкуренция носит как ценовой, так и не ценовой характер.
Совместный анализ базовых потребительских предпочтений и компетенций компании даёт возможность определить ключевые факторы успеха.
Так, для рассматриваемой продуктово - рыночной комбинации основными ключевыми факторами успеха (далее КФУ) являются: 1. Продукт, соответствующий потребительским предпочтениям. (Здесь это - "сигнализация ТМ Stels", обеспечивающая необходимую доходность и соответствующее качество товара / услуги"); 2. Система постпродажного сервиса; 3. Каналы сбыта, обеспечивающие качество логистики и функции контроля дистрибуции, в частности, контроль цен и маржи в канале; 4. Способность привлекать финансовые ресурсы; 5. Высокая скорость реакции компании на изменения в окружающей среде; 6. Имидж надёжного делового партнёра.
2. SWOT-анализ: основные этапы
2.1. Формирование набора SWOT
На первом шаге процедуры экспертами был сформирован набор ключевых элементов матрицы SWOT (описателей компании и внешней среды). На следующем шаге описатели были оценены этими же экспертами. Для оценок использовалась 5 - бальная шкала, где: минимальное значение = 1; максимальное = 5.
Результат приведен в таблицах 2 - 5. В результате анализа полученных оценок было решено объединить ряд описателей по принципу взаимосвязи. Результаты объединения приведены в столбцах таблиц "Объединение".
Таблица 2
Компания
|
Оценки экспертов
|
Сильные стороны
|
Оценка 1
|
Оценка 2
|
Оценка 3
|
Оценка 4
|
Средняя оценка
|
Объединение
|
1. Торговая марка принадлежит компании
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4,00
|
|
2. Способность накапливать опыт /сильный менеджмент/
|
2
|
4
|
4
|
5
|
3,75
|
|
3. Логистика /эффективная логистическая структура/
|
3
|
4
|
3
|
3
|
3,25
|
3 и 7
|
4. НИОКР /в структуре компании/
|
4
|
4
|
5
|
4
|
4,25
|
|
5. Финансовые ресурсы /практика привлечения и аккумулирования/
|
4
|
5
|
5
|
5
|
4,75
|
|
6. Сервис - центры
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5,00
|
|
7. Развитая дилерская сеть
|
4
|
5
|
5
|
5
|
4,75
|
3 и 7
|
8. Актуальный ликвидный продуктовый портфель
|
5
|
|
5
|
4
|
4,67
|
|
Таблица 3
Компания
|
Оценки экспертов
|
Слабые стороны
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Средняя оценка
|
Объединение
|
1. Персонал /высокая текучесть кадров, связанная с дефицитом профессионально подготовленных сотрудников/
|
4
|
5
|
5
|
4
|
4,50
|
|
2. Связь с производством /территориально удалённое OEM/
|
1
|
2
|
4
|
3
|
2,50
|
|
3. Маркетинг /нерегулярность, отсутствие планирования/
|
3
|
5
|
3
|
5
|
4,00
|
|
4. Длительный финансовый цикл
|
2
|
3
|
4
|
5
|
3,50
|
|
Таблица 4
Внешняя среда
|
Оценки экспертов
|
Возможности
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Средняя оценка
|
Объединение
|
1. Рост рынка автосигнализаций /драйвер - рост количества новых автомобилей/
|
4
|
4
|
5
|
5
|
4,50
|
1,3,4
|
2. Развитие технологий /более совершенные средства защиты и сервиса/
|
4
|
4
|
5
|
3
|
4,00
|
|
3. Рост рынка автомобилей /рост производства иномарок в РФ/
|
4
|
4
|
5
|
4
|
4,25
|
1,3,4
|
4. Благоприятный инвестиционный климат /строительство автозаводов/
|
2
|
2
|
4
|
3
|
2,75
|
1,3,4
|
5. Рост благосостояния населения
|
4
|
4
|
3
|
2
|
3,25
|
|
6. Рост спроса на автосигнализации /не уменьшается посягательства на автомобили/
|
3
|
3
|
4
|
2
|
3,00
|
|
7. Требования страховых компаний /по уровню защиты автомобиля/
|
5
|
3
|
5
|
2
|
3,75
|
7 и 8
|
8. Развитие рынка кредитования
|
4
|
4
|
4
|
3
|
3,75
|
7 и 8
|
Таблица 5
Внешняя среда
|
Оценки экспертов
|
Угрозы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Средняя оценка
|
Объединение
|
1. Рост конкуренции /в сегменте двухсторонних сигнализаций/
|
4
|
3
|
5
|
5
|
4,25
|
1 и 2
|
2. Изменение структуры рынка /переход рынка в фазу олигополии/
|
1
|
4
|
5
|
5
|
3,75
|
1 и 2
|
3. Развитие технологий /средства электронного взлома автосигнализаций/
|
2
|
3
|
4
|
5
|
3,50
|
|
4. Неэффективная защита бренда /лёгкость копирования продукта/
|
3
|
3
|
4
|
3
|
3,25
|
|
5. Средства защиты от производителей автомобилей /наличие штатных иммобилизаторов/
|
4
|
3
|
3
|
2
|
3,00
|
|
6. Регулирование рынка автомобилей со стороны государства
|
2
|
3
|
3
|
2
|
2,50
|
|
7. Ужесточение наказаний за угон
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3,00
|
|
На следующем шаге ключевые элементы матрицы были проранжированы на основе экспертной оценки. Результаты представлены в таблицах 6 - 9.
Таблица 6
Компания
|
Оценки экспертов
|
Сильные стороны
|
Оценка 1
|
Оценка 2
|
Оценка 3
|
Оценка 4
|
Средняя оценка
|
Ранг
|
1. Торговая марка принадлежит компании
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4,00
|
5
|
2. Способность накапливать опыт /сильный менеджмент/
|
2
|
4
|
4
|
5
|
3,75
|
6
|
3 и 7. Дилерская сеть, обеспечивающая эффективную логистику
|
|
|
|
|
4,75
|
2
|
4. НИОКР /в структуре компании/
|
4
|
4
|
5
|
4
|
4,25
|
4
|
5. Финансовые ресурсы /практика привлечения и аккумулирования/
|
4
|
5
|
5
|
5
|
4,75
|
2
|
6. Сервис - центры
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5,00
|
1
|
8. Актуальный ликвидный продуктовый портфель
|
5
|
|
5
|
4
|
4,67
|
3
|
Таблица 7
Компания
|
Оценки экспертов
|
Слабые стороны
|
Оценка 1
|
Оценка 2
|
Оценка 3
|
Оценка 4
|
Средняя оценка
|
Ранг
|
1. Персонал /высокая текучесть кадров, связанная с дефицитом профессионально подготовленных сотрудников/
|
4
|
5
|
5
|
4
|
4,50
|
1
|
2. Связь с производством /территориально удалённое OEM/
|
1
|
2
|
4
|
3
|
2,50
|
4
|
3. Маркетинг /нерегулярность, отсутствие планирования/
|
3
|
5
|
3
|
5
|
4,00
|
2
|
4. Длительный финансовый цикл
|
2
|
3
|
4
|
5
|
3,50
|
3
|
Таблица 8
Внешняя среда
|
Оценки экспертов
|
Возможности
|
Оценка 1
|
Оценка 2
|
Оценка 3
|
Оценка 4
|
Средняя оценка
|
Ранг
|
1,2,3 Рост рынка автосигнализаций
|
|
|
|
|
4,50
|
1
|
2. Развитие технологий /более совершенные средства защиты и сервиса/
|
4
|
4
|
5
|
3
|
4,00
|
2
|
5. Рост благосостояния населения
|
4
|
4
|
3
|
2
|
3,25
|
4
|
6. Рост спроса на автосигнализации /не уменьшается посягательства на автомобили/
|
3
|
3
|
4
|
2
|
3,00
|
5
|
7 и 8. Требования страховых компаний и автокредитование
|
|
|
|
|
3,75
|
3
|
Таблица 9
Внешняя среда
|
Оценки экспертов
|
Угрозы
|
Оценка 1
|
Оценка 2
|
Оценка 3
|
Оценка 4
|
Средняя оценка
|
Ранг
|
1 и 2. Рост конкуренции
|
|
|
|
|
4,25
|
1
|
3. Развитие технологий /средства электронного взлома автосигнализаций/
|
2
|
3
|
4
|
5
|
3,50
|
2
|
4. Неэффективная защита бренда /лёгкость копирования продукта/
|
3
|
3
|
4
|
3
|
3,25
|
3
|
5. Средства защиты от производителей автомобилей /наличие штатных иммобилизаторов/
|
4
|
3
|
3
|
2
|
3,00
|
4
|
6. Регулирование рынка автомобилей со стороны государства
|
2
|
3
|
3
|
2
|
2,50
|
5
|
7. Ужесточение наказаний за угон
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3,00
|
4
|
Для построения матрицы SWOT-анализа в формате 3 x 3 далее использованы описатели с рангами от 1 до 3.
2.2. Построение матрицы SWOT-анализа
В таблице матрица SWOT-анализа продуктово-рыночной комбинации "автомобильные сигнализации - рынок РФ" компании«Stels».
Значения на пересечении строк и столбцов матрицы проставлены по 5-ти балльной шкале: -2, -1, 0, +1, +2. Оценивание элементов матрицы проведено группой экспертов. Выводы
Выводы для стратегии компании представлены на основе SWOT - анализа по квадрантам матрицы:
Квадрант 1 (Сила / Возможности) Оценка (сумма баллов) квадранта = +12. Основной вывод - выбрано направление развития компании, которое по оценке экспертов обеспечит лидерство на рынке. Работа с дилерской сетью и с сервис - центрами должна быть приоритетной. В качестве альтернативы может рассматриваться создание региональных представительств (филиалов) компании в регионах РФ. Такое направление развития ранее просчитывалось компанией и было отвергнуто.
Создание собственной дилерской сети оказалось для данной продуктово - рыночной комбинации компании более эффективной стратегией. В качестве дополнительного варианта стратегии может быть рассмотрен вариант диверсификации - выход с тем же продуктовым портфелем на рынки стран СНГ. В первую очередь следует рассматривать рынок Украины вследствии его объёма и достаточно высокой скорости роста. Также возможен дополнительный вариант: стратегия "развитие продукта". Развитие технологий позволяет постоянно обновлять содержимое продуктового портфеля. При этом требования страховых компаний наряду с автокредитованием делают реальной такую стратегию.
Новый продукт "спутниковые сигнализации" может быть выведен как товар на более высокие ценовые сегменты рынка.
Квадрант 4 (Слабость / Угрозы) Оценка (сумма баллов) квадранта = -11. Основная угроза - рост конкуренции. Угроза усугубляется высокой текучестью персонала, связанной, в основном, с нехваткой квалифицированных специалистов на рынке труда. Второй негативный фактор - не проработанные маркетинговые процедуры компании. Длительный финансовый цикл - дополнительный негативный фактор.
Квадрант 2 (Сила / Угрозы) Оценка (сумма баллов) квадранта = +3. Основное направление защиты - блокировать угрозу конкуренции работой с дилерской сетью и сервис - центрами, в частности поддержанием уровня доходности дилеров. Дополнительно: использовать финансовые ресурсы для ускорения циклов разработки и вывода товара, востребованного рынком.
Квадрант 3 (Слабость / Возможности) Оценка (сумма баллов) квадранта = -6. Основные направления адаптации: 1. Тщательный отбор, обучение и мотивация персонала. 2. Использование концепции маркетинга на уровне управления продуктовой линией (автомобильные сигнализации). Использование соответствующих методик и процедур. Дополнительное обучение персонала. 3. Использование современных технологий для сокращения длительности периода разработки товара.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о практической применимости вышеизложенной методики. Отян Юрий Михайлович, аналитик компании "УльтраСтар", www.ultrastar.ru Advertology.Ru Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article76204.htm |