Ключевые факторы успеха и SWOT-анализ компании

Дата публикации: 13.12.2009
Раздел: Школа рекламиста

В данной работе приведена методика проведения SWOT-анализа компании, опирающаяся на набор ключевых факторов успеха (КФУ). Материал дан на основе примера для продуктово - рыночной комбинации компании «Stels»: "автомобильные сигнализации -  рынок Российской Федерации".

1. Внешняя среда компании и ключевые факторы успеха

1.1. Потребительские предпочтения
Потребителями для компании «Stels» являются Дилеры. Описание предпочтений потребителей сделано на основании данных, полученных в процессе маркетинговых исследований (в формате экспертных опросов). В качестве экспертов были привлечены компетентные сотрудники компаний Дилеров. В качестве канала коммуникации использовалась электронная почта.

Были получены следующие основные предпочтения субъектов рынка:
1. Доходность товара при стабильной политике дистрибуции товара;
2. Соответствие характеристик сигнализаций предпочтениям владельцев автомобилей;
3. Эффективная логистика;
4. Постпродажный сервис.

1.2. Анализ конкуренции в отрасли

По месту, занимаемому компанией в производственной цепи, её конкурентами являются компании - дистрибуторы автомобильных сигнализаций.

Данные о долях рынка торговых марок основных конкурентов приведены в таблице 1.  Эти данные получены в результате опроса клиентов компании - её дилеров и совместного анализа объёма рынка и собственных продаж компании.

Торговая марка

Stels

С1

С2

С3

С4

Доля рынка (%)

31%

16%

11%

10%

10%

Отметим, что сумма долей рынка этих пяти крупнейших компаний составляет 78%. Таким образом, рынок автомобильных сигнализаций находится в конце стадии развития и уже является гетерогенной олигополией. Переход в стадию насыщения прогнозируется через 4 - 5 лет. На этом развитом рынке наблюдается острая конкуренция. Процессы слияния - поглощения компаний ещё не начались. Конкуренция носит как ценовой, так и не ценовой характер.

Совместный анализ базовых потребительских предпочтений и компетенций компании даёт возможность определить ключевые факторы успеха.

Так, для рассматриваемой продуктово - рыночной комбинации основными ключевыми факторами успеха (далее КФУ) являются:
1. Продукт, соответствующий потребительским предпочтениям. (Здесь это - "сигнализация ТМ Stels", обеспечивающая необходимую доходность и соответствующее качество товара / услуги");
2. Система постпродажного сервиса;
3. Каналы сбыта, обеспечивающие качество логистики и функции контроля дистрибуции, в частности, контроль цен и маржи в канале;
4. Способность привлекать финансовые ресурсы;
5. Высокая скорость реакции компании на изменения в окружающей среде;
6. Имидж надёжного делового партнёра.

2. SWOT-анализ: основные этапы

2.1. Формирование набора SWOT

На первом шаге процедуры экспертами был сформирован набор ключевых элементов матрицы SWOT (описателей компании и внешней среды). На следующем шаге описатели были оценены этими же экспертами. Для оценок использовалась 5 - бальная шкала, где: минимальное значение = 1; максимальное = 5.

Результат приведен в таблицах 2 - 5. В результате анализа полученных оценок было решено объединить ряд описателей по принципу взаимосвязи. Результаты объединения приведены в столбцах таблиц "Объединение".

Таблица 2

Компания

Оценки экспертов

Сильные стороны

Оценка 1

Оценка 2

Оценка 3

Оценка 4

Средняя оценка

Объединение

1. Торговая марка принадлежит компании

4

4

4

4

4,00

 

2. Способность накапливать опыт /сильный  менеджмент/

2

4

4

5

3,75

 

3. Логистика /эффективная логистическая структура/

3

4

3

3

3,25

3 и 7

4. НИОКР /в структуре компании/

4

4

5

4

4,25

 

5. Финансовые ресурсы /практика привлечения и аккумулирования/

4

5

5

5

4,75

 

6. Сервис - центры

5

5

5

5

5,00

 

7. Развитая дилерская сеть

4

5

5

5

4,75

3 и 7

8. Актуальный ликвидный продуктовый портфель

5

 

5

4

4,67

 

Таблица 3

Компания

Оценки экспертов

Слабые стороны

 

 1

 

2

 

 3

 

4

Средняя оценка

Объединение

   1. Персонал /высокая текучесть кадров, связанная с дефицитом профессионально   подготовленных сотрудников/

4

5

5

4

4,50

 

2. Связь с производством /территориально удалённое OEM/

1

2

4

3

2,50

 

3. Маркетинг /нерегулярность, отсутствие планирования/

3

5

3

5

4,00

 

4. Длительный финансовый цикл

2

3

4

5

3,50

 

Таблица 4

Внешняя среда

Оценки экспертов

Возможности

 

1

 

2

 

3

 

 4

Средняя оценка

Объединение

1. Рост рынка автосигнализаций /драйвер - рост количества новых автомобилей/

4

4

5

5

4,50

1,3,4

2. Развитие технологий /более совершенные средства защиты и сервиса/

4

4

5

3

4,00

 

3. Рост рынка автомобилей /рост производства иномарок в РФ/

4

4

5

4

4,25

1,3,4

4. Благоприятный инвестиционный климат /строительство автозаводов/

2

2

4

3

2,75

1,3,4

5. Рост благосостояния населения

4

4

3

2

3,25

 

6. Рост спроса на автосигнализации /не уменьшается посягательства на автомобили/

3

3

4

2

3,00

 

7. Требования страховых компаний /по уровню защиты автомобиля/

5

3

5

2

3,75

7 и 8

8. Развитие рынка кредитования

4

4

4

3

3,75

7 и 8

Таблица 5

Внешняя среда

Оценки экспертов

Угрозы

 

 1

 

2

 

3

 

4

Средняя оценка

Объединение

1. Рост конкуренции /в сегменте двухсторонних сигнализаций/

4

3

5

5

4,25

1 и 2

2. Изменение структуры рынка /переход рынка в фазу олигополии/

1

4

5

5

3,75

1 и 2

3. Развитие технологий /средства электронного взлома автосигнализаций/

2

3

4

5

3,50

 

4. Неэффективная защита бренда /лёгкость копирования продукта/

3

3

4

3

3,25

 

5. Средства защиты от производителей автомобилей /наличие штатных иммобилизаторов/

4

3

3

2

3,00

 

6. Регулирование рынка автомобилей со стороны государства

2

3

3

2

2,50

 

7. Ужесточение наказаний за угон

3

3

3

3

3,00

 

На следующем шаге ключевые элементы матрицы были проранжированы на основе экспертной оценки. Результаты представлены в таблицах 6 - 9.

Таблица 6

Компания

Оценки экспертов

Сильные стороны

Оценка 1

Оценка 2

Оценка 3

Оценка 4

Средняя оценка

Ранг

1. Торговая марка принадлежит компании

4

4

4

4

4,00

5

2. Способность накапливать опыт /сильный  менеджмент/

2

4

4

5

3,75

6

3 и 7. Дилерская сеть, обеспечивающая эффективную логистику

 

 

 

 

4,75

2

4. НИОКР /в структуре компании/

4

4

5

4

4,25

4

5. Финансовые ресурсы /практика привлечения и аккумулирования/

4

5

5

5

4,75

2

6. Сервис - центры

5

5

5

5

5,00

1

8. Актуальный ликвидный продуктовый портфель

5

 

5

4

4,67

3

Таблица 7

Компания

Оценки экспертов

Слабые стороны

Оценка 1

Оценка 2

Оценка 3

Оценка 4

Средняя оценка

Ранг

   1. Персонал /высокая текучесть кадров, связанная с дефицитом профессионально   подготовленных сотрудников/

4

5

5

4

4,50

1

2. Связь с производством /территориально удалённое OEM/

1

2

4

3

2,50

4

3. Маркетинг /нерегулярность, отсутствие планирования/

3

5

3

5

4,00

2

4. Длительный финансовый цикл

2

3

4

5

3,50

3

Таблица 8

Внешняя среда

Оценки экспертов

Возможности

Оценка 1

Оценка 2

Оценка 3

Оценка 4

Средняя оценка

Ранг

1,2,3 Рост рынка автосигнализаций

 

 

 

 

4,50

1

2. Развитие технологий /более совершенные средства защиты и сервиса/

4

4

5

3

4,00

2

5. Рост благосостояния населения

4

4

3

2

3,25

4

6. Рост спроса на автосигнализации /не уменьшается посягательства на автомобили/

3

3

4

2

3,00

5

7 и 8. Требования страховых компаний и автокредитование

 

 

 

 

3,75

3

Таблица 9

Внешняя среда

Оценки экспертов

Угрозы

Оценка 1

Оценка 2

Оценка 3

Оценка 4

Средняя оценка

Ранг

1 и 2. Рост конкуренции

 

 

 

 

4,25

1

3. Развитие технологий /средства электронного взлома автосигнализаций/

2

3

4

5

3,50

2

4. Неэффективная защита бренда /лёгкость копирования продукта/

3

3

4

3

3,25

3

5. Средства защиты от производителей автомобилей /наличие штатных иммобилизаторов/

4

3

3

2

3,00

4

6. Регулирование рынка автомобилей со стороны государства

2

3

3

2

2,50

5

7. Ужесточение наказаний за угон

3

3

3

3

3,00

4

Для построения матрицы SWOT-анализа в формате 3 x 3 далее использованы описатели с рангами от 1 до 3.

2.2. Построение матрицы SWOT-анализа

В таблице матрица SWOT-анализа продуктово-рыночной комбинации "автомобильные сигнализации - рынок РФ" компании«Stels».

Значения на пересечении строк и столбцов матрицы проставлены по 5-ти балльной шкале: -2, -1, 0, +1, +2.
Оценивание элементов матрицы проведено группой экспертов.
 
Выводы

Выводы для стратегии компании представлены на основе SWOT - анализа по квадрантам матрицы:

Квадрант 1 (Сила / Возможности)
Оценка (сумма баллов) квадранта = +12.
Основной вывод - выбрано направление развития компании, которое по оценке экспертов обеспечит лидерство на рынке. Работа с дилерской сетью и с сервис - центрами должна быть приоритетной. В качестве альтернативы может рассматриваться создание региональных представительств (филиалов) компании в регионах РФ. Такое направление развития ранее просчитывалось компанией и было отвергнуто.

Создание собственной дилерской сети оказалось для данной продуктово - рыночной комбинации компании более эффективной стратегией. В качестве дополнительного варианта стратегии может быть рассмотрен вариант диверсификации - выход с тем же продуктовым портфелем на рынки стран СНГ. В первую очередь следует рассматривать рынок Украины вследствии его объёма и достаточно высокой скорости роста. Также возможен дополнительный вариант: стратегия "развитие продукта". Развитие технологий позволяет постоянно обновлять содержимое продуктового портфеля. При этом требования страховых компаний наряду с автокредитованием делают реальной такую стратегию.

Новый продукт "спутниковые сигнализации" может быть выведен как товар на более высокие ценовые сегменты рынка.

Квадрант 4 (Слабость / Угрозы)
Оценка (сумма баллов) квадранта = -11.
Основная угроза - рост конкуренции.
Угроза усугубляется высокой текучестью персонала, связанной, в основном, с нехваткой квалифицированных специалистов на рынке труда. Второй негативный фактор - не проработанные маркетинговые процедуры компании. Длительный финансовый цикл - дополнительный негативный фактор.

Квадрант 2 (Сила / Угрозы)
Оценка (сумма баллов) квадранта = +3.
Основное направление защиты - блокировать угрозу конкуренции работой с дилерской сетью и сервис - центрами, в частности поддержанием уровня доходности дилеров.
Дополнительно: использовать финансовые ресурсы для ускорения циклов разработки и вывода товара, востребованного рынком.

Квадрант 3 (Слабость / Возможности)
Оценка (сумма баллов) квадранта = -6.
Основные направления адаптации:
1. Тщательный отбор, обучение и мотивация персонала.
2. Использование концепции маркетинга на уровне управления продуктовой линией (автомобильные сигнализации). Использование соответствующих методик и процедур. Дополнительное обучение персонала.
3. Использование современных технологий для сокращения длительности периода разработки товара.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о практической применимости вышеизложенной методики.

Отян Юрий Михайлович, аналитик компании "УльтраСтар", www.ultrastar.ru
Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article76204.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100