У "Эксмо" "разыгрался аппетит"Дата публикации: 06.10.2004 Раздел: Статьи Крупное российское издательство намерено расширить свое влияние на полиграфический рынок и в ближайшие несколько лет построить сеть печатных фабрик в регионах В понедельник "Немецкая фабрика печати", специализирующаяся на журнальной и рекламной полиграфии, представила свой новый производственный комплекс. Учредитель фабрики – издательство "Эксмо" – вложило в модернизацию производства порядка 7 млн долл. Новое оборудование концерна Heidelberg должно обеспечить годовой объем производства в 25 млн оттисков в год и упрочить позиции фабрики на рынке. По словам ее руководства и издателей, за три года ситуация в журнальной полиграфии резко изменилась. Если раньше львиная доля "глянца" печаталась за рубежом, то сегодня, по разным оценкам, до 60% продукции выпускается в России. "Эксмо" решило не упустить момент, и до того, как рынок структурируется, в ближайшие 2-3 года вложить средства в развитие подобных фабрик в регионах России, а также на Украине.
В прошлом году объем отечественного журнального полиграфического рынка составил около 275 млн долл. (совокупный тираж свыше 470 млн экз.). Причем каждый третий полноцветный журнал печатается за рубежом – в Финляндии, Чехии, Словакии, Польше и Литве. Но, по словам экспертов, еще несколько лет назад отечественный рынок полиграфического производства находился в неудовлетворительном состоянии. Износ основных фондов составлял до 90%, производственный парк не обновлялся, не использовались новые технологии. В результате большая часть журналов и рекламной продукции печаталась за рубежом. Подобным образом обстоят дела и в книжной полиграфии – об этом, в частности, говорилось на летнем съезде Российского книжного союза. Его председатель Сергей Степашин отмечал, что парк полиграфических машин изношен на 70%, а общая ситуация схожа с той, что была накануне кризиса 1998 г. – печатать книги становится выгоднее за рубежом, а не в России. Тогда участники рынка говорили, что вывести отрасль из кризиса могут частные инвестиции. Судя по всему, ситуация в журнальной полиграфии – яркое тому свидетельство.
В 2001 г. издательство "Эксмо" учредило "Немецкую фабрику печати", а через два года приняло решение о дальнейшем развитии проекта. Компания заключила договор с Heidelberg-СНГ на поставку комплекса оборудования на 7 млн долл. и ввела его в строй осенью этого года. "Первые два года работы фабрики показали, что это перспективный рынок и отечественная полиграфия может на равных конкурировать с иностранной, – заявил на пресс-конференции председатель совета директоров НПФ генеральный директор "Эксмо" Олег Новиков. – Поэтому мы решили продолжить инвестировать в производство". Общий объем инвестиций в НПФ составил более 10 млн евро: "Эксмо" само вкладывало средства, а также взяло кредит в Московском кредитном банке. На эти деньги был приобретен печатный комплекс концерна Heidelberg, который в среднем в год производит 25 млн оттисков, а заказ на 20 тыс. экз. тиража объемом в 100 полос может изготовить в течение пяти дней. "До сих пор за рубежом печатается довольно много продукции, – сказал директор по производству НПФ Максим Пасичник. – Дело в том, что зачастую цены на бумагу и стремление минимизировать налоговые затраты заставляют заказчиков делать подобный выбор. Кроме того, само качество бумаги одной и той же марки в России и за ее пределами отличается. Но доля местного производства также значительна".
Г-н Новиков утверждает, что перспективность журнальной полиграфии в России очевидна. Во-первых, доля местного производства за последние два года увеличилась до 60% (по разным оценкам, за рубежом печатается не более 30% газетной и журнальной полиграфии, а рекламной продукции – 15%). Во-вторых, об интересе к нему свидетельствует тот факт, что последние три месяца объем заказов на фабрике ежемесячно возрастал на 20%. "Мы ставим перед собой задачу обрабатывать уникальные тиражи, которые бессмысленно отправлять за рубеж, – от 1 до 10 тыс. экз., – прокомментировал ситуацию Олег Новиков. – То есть низкотиражные и среднетиражные издания, новые проекты".
НПФ сейчас занимает порядка 20-25% московского рынка журнальной полиграфии (всего в столице шесть производств, занимающихся печатью журналов, из которых три – ротационные). Его совокупный объем без учета ротационной печати составляет около 40-50 млн оттисков. Впрочем, рынок растет довольно быстро: прирост составляет не меньше 30% в год, прежде всего, за счет корпоративных и рекламных заказов. Поэтому НПФ планирует в скором времени начать осваивать новые регионы. "Пока фабрика – единственный наш проект в этом сегменте рынка (напомним, что "Эксмо" также владеет акциями Тверского полиграфического комбината, специализирующегося на книжной печати), – сообщил г-н Новиков. – Но мы будет расширять его за счет увеличения парка машин и продвижения в регионы. Мы планируем начать строительство аналогичных производств в ближайшие 2-3 года и планомерно освоить рынок Северо-Запада, Поволжья, Урала, Сибири и, возможно, Украины". Спустя несколько лет, уверен гендиректор "Эксмо", рынки Санкт-Петербурга и Урала уже будут вполне сопоставимы с сегодняшним московским.
Максим Пасичник считает, что выход в другие регионы послужит подспорьем в развитии бренда. "Реально, кроме рынков Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска, качественной печати больше нигде нет, – считает он. – Кроме того, финансово регионы менее обеспечены, поэтому не могут позволить себе закупку и дальнейшее техническое обслуживание современного оборудования. Мы же можем взять на себя поддержку фабрик, а следовательно – задачу формирования рынков". Анна Попова
RBCdaily.ru Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article7077.htm |