Мобильный антикризис

Дата публикации: 11.03.2009
Раздел: Статьи

Экономический кризис в России совпал по времени с насыщением рынка сотовой связи, из-за чего мобильным оператором пришлось в спешном порядке придумывать новые способы привлечения абонентов.

При этом почти все компании из-за девальвации рубля повысили стоимость роуминга, а некоторые - цены в рамках старых тарифов. На абонентской базе крупнейших операторов антикризисные меры пока не сказались.

Разбор тарифов

Как уже неоднократно отмечалось, первыми в условиях кризиса пострадали те абоненты российских компаний, которые много времени проводят за рубежом. В начале февраля о повышении тарифов на роуминг объявили и МТС, и "Вымпелком" (торговая марка "Билайн"), и "Мегафон". В МТС, впрочем, тарифы не только повысили - по ряду популярных направлений цены на роуминг были снижены.

Роуминг для российских абонентов стал дороже из-за того, что мобильные операторы заключают соглашения со своими агентами за рубежом в валюте, чаще всего в евро. В условиях девальвации рубля по отношению к основным мировым валютам сотовым компаниям либо надо было пожертвовать частью прибыли, либо повысить рублевые тарифы. Большинство из них выбрало второй вариант.

После цен на роуминг стали повышаться и другие тарифы. Особенно отличился "Вымпелком", на протяжении последнего месяца несколько раз объявлявший о пересмотре тарифных планов. Так, 18 февраля стало известно, что повысится стоимость услуг компании для абонентов "Монстров общения", "Простых вещей", "Области 2,0", "Удивительных вещей 08" и некоторых других тарифов. Затем настал черед корпоративных услуг - с 1 марта в компании была введена надбавка на такие тарифы в 1,2 процента.

В "Вымпелкоме" объясняли, что повышение цен для корпоративных клиентов связано с отчислениями в фонд универсального обслуживания, сумма которых и составляет 1,2 процента. Впрочем, фонд был создан еще в 2005 году, однако тарифы "Вымпелком" повысил только в начале 2009-го.

Следующим шагом компании стало повышение стоимости ряда услуг в Москве и Московской области с 11 марта. В частности, подорожали sms, возможность звонить на "любимые номера", подключение мелодии вместо гудка. В "Вымпелкоме" объяснили этот шаг желанием подтолкнуть абонентов подключаться по новым тарифам.

Остальные операторы из "большой тройки" свои тарифы пока не пересматривали, однако в МТС газете "Ведомости" уже заявили, что пересмотрят стоимость голосовой связи и sms для абонентов, находящихся во внутрисетевом роуминге.

Если повышение тарифов связано с желанием компаний не потерять прибыли во время кризиса, то введение новых выгодных для абонентов тарифов необходимо операторам для привлечения дополнительных клиентов. Такой путь в начале 2009 года выбрали сразу несколько компаний. Например, шведская Tele2, остающаяся конкурентом "большой тройки" в регионах России, ввела тариф "Знай наших", в котором стоимость минуты разговора внутри сети составляет одну копейку. Правда, такой тариф действует только со второй минуты разговора - за первую надо заплатить 1,25 рубля.

В начале февраля подобный тариф ввели и в МТС, назвав его "Супер ноль". Он предполагает возможность бесплатного общения внутри сети после первой минуты разговора. "Вымпелком", в свою очередь, отметился тарифом "Твои правила", который можно настраивать под каждого конкретного абонента. "Мегафон" ответил конкурентам тарифом "Твое время", ориентированным на тех, кто много говорит по мобильному телефону.

Разбор салонов

Во время кризиса российские сотовые операторы решили увеличить свое влияние на рынке не только введением новых тарифных планов, но и скупкой сетей салонов связи. Это позволило им, с одной стороны, диверсифицировать источники доходов, а с другой - пусть и косвенно, но влиять на розничный рынок.

Первым среди сотовых операторов своей розничной сетью обзавелся "Вымпелком", купивший 49,9 процента акций "Евросети". Сделка готовилась еще до наступления кризиса, но была закрыта осенью 2008 года и оказалась для компании весьма успешной. По данным газеты "Коммерсант", теперь в "Евросети" продают в основном именно контракты "Вымпелкома", хотя в Федеральной антимонопольной службе предупреждали, что сотовый оператор должен предоставлять всем компаниям равный доступ к "Евросети". Впрочем, пока нарушений в сети ФАС не обнаружила.

Другой сетью салонов связи - компанией "Телефон.Ру" - смог усилиться МТС. Сумма сделки составила 60 миллионов долларов. "Мегафон" пока от своих конкурентов отстает, хотя и вел в конце 2008 года переговоры о приобретении "Цифрограда". Кроме того, по данным российских деловых СМИ, владельцы "Евросети" предлагали МТС и "Мегафону" войти в капитал компании, но больше о подобных переговорах ничего не слышно.

По данным газеты "Коммерсант", МТС решил не ограничиваться покупкой своих салонов связи, но и поспешил договориться с купленной конкурентом "Евросетью". В частности, стороны договорились о продаже 7,2 миллиона контрактов МТС, за что сеть получит 172,8 миллиона евро. Окончательное соглашение о столь крупном контракте пока не подписано.

Разбор абонентов

По подсчетам агентства Advanced Communications & Media Consulting, за январь 2009 года количество абонентов сотовой связи в России увеличилось на 890 тысяч и достигло 188,72 миллиона. Это означает, что у каждого россиянина, включая детей и пенсионеров, есть, в среднем, по одной sim-карте, которая используется хотя бы несколько раз в год.

По сравнению с декабрем количество новых подключений снизилось в несколько раз, однако виноват в этом не кризис, а сезонные распродажи: в последний месяц года подключений традиционно больше, чем в первый.

Лучше всего в январе дела обстояли у "Вымпелкома" - именно он смог подключить наибольшее число новых абонентов за месяц. Впрочем, в общей структуре рынка ситуация не изменилась: МТС по-прежнему первый, "Вымпелком" - второй, а "Мегафон" - третий.

Как изменят отрасль новые тарифные планы и скупка операторами сетей связи, покажут только данные за февраль и март 2009 года. Пока же статистика может свидетельствовать о том, что кризис не слишком заметно сказался на российских сотовых компаниях. Гораздо больше их должно волновать то, что теперь им нужно отбирать клиентов друг у друга, а не укреплять позиции за счет неразвитости рынка.

Александр Поливанов
lenta.ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article69644.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100