Как рассказал гендиректор WebScan Technologies Владимир Серов, компания начала заниматься мониторингом интернет-рекламы на международном рынке еще около года назад, а в августе запустила этот проект в России. "В России этот сегмент развивается очень бурно, и мы видим интерес международных компаний к российскому Интернету", - поясняет Серов.
Система WebScan предполагает мониторинг 70 крупнейших интернет-площадок, которые, по оценкам компании, аккумулируют около 95% рекламных бюджетов.
Система распознает все типы рекламных баннеров, учитывает статичное и динамическое размещение. Полученные данные потом пересчитываются исходя из прайс-листов владельцев интернет-сайтов. Мониторинг рекламы одной компании в течение одного месяца обойдется в $270.
Пока WebScan Technologies обработала данные за август 2004 г. По данным компании, в этом месяце объем российского рынка интернет-рекламы составил примерно $1,8 млн. Наиболее активно в Интернете рекламируются IT-компании (около 30%), бытовая, аудио- и видеотехника (15%), телекоммуникационные услуги и мобильная связь (10%), СМИ (9,7%) и недвижимость (около 9,2%).
До сих пор информации о рекламе в Рунете за исключением экспертных оценок участников Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) не было. "Данные АКАР - всего лишь экспертная оценка, я не совсем понимаю, как она получается, но абсолютные цифры могут отличаться", - говорит директор по маркетингу компании "Яндекс" Елена Молчанова.
Однако и к новым данным участники рынка относятся осторожно. WebScan не включила в мониторинг контекстную рекламу, на которую приходится большая часть бюджетов крупных поисковых систем, уточнила Молчанова.
Гендиректор компании "РБК Информационные системы" Юрий Ровенский называет общий объем рынка правдоподобным, однако его удивляет распределение затрат: "IT-компании были лидерами 2-3 года назад, сейчас налицо существенное снижение их доли за счет строительных компаний, телекоммуникационного сектора и товаров и услуг класса люкс".
А гендиректор интернет-РА Index-20 (входит в холдинг "Рамблер") Дмитрий Можаев считает неправильной идею оценки рекламных бюджетов по прайс-листам. "Реальные цены могут существенно отличаться от заявленных", - говорит он. Любая новая технология хороша для рынка, полагает один из членов экспертного совета АКАР Лев Глейзер. "Однако во всем мире обороты медиа оценивает именно экспертный совет, который оценивает не расходы, а доходы медиа, реальные деньги, без учета скидок и бартера", - говорит он.
Руководитель отдела рекламы московского отделения "МегаФона" (ежегодно тратит на рекламу в Интернете несколько сот тысяч долларов) Дмитрий Сметанин называет новый проект "крайне интересным": "Особенно значение такого мониторинга велико для оценки объема рекламы конкурентов".
По оценке АКАР, в 2003 г. рынок интернет-рекламы вырос на 64% до $18 млн (или 0,7% рынка). В 2004 г. ожидается уже $25 млн.
Компания WebScan Technologies была создана в 2001 г. как структурное подразделение маркетингового агентства Pro-Vision Communications и специализируется на мониторинге и обработке информации в Интернете. Сейчас WebScan Technologies работает в 14 странах мира. Оборот компании не раскрывается. Мониторингом рекламы в России занимаются три компании: TNS Gallup AdFact (телевидение, радио и печатные СМИ), "КОМКОН" (радио и печатные СМИ) и "ЭСПАР-Аналитик" (наружная реклама).