"Финансовый кризис не сможет парализовать рынок мобильного маркетинга" - Кирилл РожковскийДата публикации: 12.11.2008 Раздел: Интервью Идеолог компании WapStart, Кирилл Рожковский, делится мнением о дальнейших направлениях развития рынка мобильного маркетинга в России и в мире. Новая точка отсчета - финансовая нестабильность, которая не могла не затронуть и мобильный рынок. Возможно ли уже сейчас оценить влияние финансовой нестабильности на рынок мобильного маркетинга в России?
Сейчас будет правильнее говорить об ожиданиях участников рынка. Падение темпов экономического роста - процесс международный, его последствия, так или иначе, отразятся как на Западе, так и на России. Вопрос лишь в степени влияния.
Что касается рекламного рынка, то реакция везде одна и та же. Это сокращение маркетинговой активности и урезание рекламных бюджетов. Особенно это относится к новым, так называемым «экспериментальным» каналам продвижения, среди которых оказался и мобильный маркетинг ( sms-маркетинг, bluetooth-маркетинг, мобильная реклама, реклама на спящих экранах телефонов, реклама в играх и приложения и др).
К сожалению, мобильный маркетинг еще не успел в полной мере зарекомендовать себя в глазах рекламодателей как проверенный рекламоноситель. Естественно, это не говорит о его низкой эффективности, просто в условиях экономической нестабильности люди будут меньше рисковать и пользоваться только привычными и предсказуемыми каналами коммуникации с потребителями.
Но не стоит думать, что кризис совсем «свернет» интерес к мобильному каналу. Наиболее опробованные инструменты будут чувствовать себя весьма неплохо. Например, sms-акции. За четыре года здесь наработан солидный опыт, в том числе и по оценке результатов подобных проектов.
Возможен и другой поворот событий. С мобильным Интернетом может повториться ситуация 1998 года, когда экономический кризис «подтолкнул» рекламодателей к «большому» вебу. Потому что, во-первых, этот канал был сравнительно недорогим, во-вторых, мог предложить вполне конкретные инструменты для измерения эффекта от вложенных инвестиций. Сейчас, например, в Интернете не прогнозируется большого спада спроса на рекламу.
Одинаково ли реагируют российский и западный/азиатский мобильные рынки на финансовый кризис?
Трендовая реакция на многих рынках, как уже и говорил выше, одна - это сокращение маркетинговой активности, включая мобильную. Несмотря на то, что Америка является очагом кризиса, сокращение инвестиций в мобильный маркетинг здесь будет небольшим. В Азии, могу предположить, сокращения не будет вовсе, а в Японии даже возможен рост. Эта страна пока лучше всех себя чувствует как в финансовом плане, так и плане активности использования мобильных каналов продвижения в программе маркетинга. России же еще только предстоит догнать западный рынок. По моим оценкам, отрыв в использовании мобильной рекламы составляет порядка двух-трех лет.
На Западе есть компании-локомотивы, которые тянут мобильную отрасль вверх. В частности, AdMob недавно получила очередной транш от инвесторов в размере $15 млн., несмотря на кризис. А это очень сильный показатель, демонстрирующий уверенность инвесторов в перспективности мобильного канала продвижения. Это первое.
Второе - среди западных рекламодателей (крупных брендов) появляется большой интерес к мобильному маркетингу. Они начинают целенаправленно исследовать этот «экспериментальный» канал, чтобы понять, как лучше его использовать.
Например, не так давно на одном из англоязычных сайтов была опубликована новость о том, что в Японии создана рабочая группа, объединяющая порядка 40 крупных компаний, включая Coca-Cola и Panasonic, а также рекламные интернет-агентства, сервис-провайдеров и пр., которые займутся разработкой общих методов оценки мобильного Интернета как маркетингового инструмента.
Что касается России, то какие-либо прогнозы пока делать сложно. Наш рынок существенно зависит от Запада, от цен на нефть. Если ситуация в ближайшее время стабилизируется, то вполне возможно ожидать и небольшого роста в мобильном секторе, правда уже во второй половине 2009 г.
Отразился ли кризис на поведении wap-пользователей? Наблюдается ли падения спроса на мобильный Интернет?
Поведение пользователей мобильного Интернета никак не изменилось. Wap-серферы в своей массе уже давно используют дешевые каналы доступа в Интернет с мобильных телефонов. Поэтому кризис на них вряд ли отразится. Если и произойдут какие-то изменения, то, в первую очередь, они затронут wap-порталы операторов сотовой связи, которые дают доступ на свои ресурсы через точку доступа WAP (это стоит намного дороже и воспринимается пользователями уже скорее как услуга категории «премимум».)
Можно ли как то минимизировать риски при проведении рекламной кампании в мобильном Интернете?
Без риска не обойтись в любом случае, даже идя по улице, есть риск угодить под кирпичJ. Первое, на этапе планирования рекламной кампании самое важное - попадание в вашу целевую аудиторию. Ввиду однородности пользователей мобильного Интернета (что одновременно является как его минусом, так и плюсом) - молодые люди в возрастном диапазоне от 18 до 24 лет, есть смысл продвигать товары и услуги, рассчитанные на данную категорию потребителей. Если попадание в аудиторию произошло, трафик на ваш мобильный ресурс будет сгенерирован без особого труда, например, с помощью рекламных сетей.
Второе, выбор наиболее эффективного инструмента мобильного маркетинга для контакта с целевой аудиторий (это может быть как обычная sms-акция, так и мобильная реклама). Каких то универсальных способов выбора канала не существует, т.к. очень многое зависит от самого товара, месседжа акции, условий использования товара/услуги и пр.
Третье, определение инструментов для оценки эффективности проведенной рекламной кампании. Это может быть сервис Click2Call в мобильной рекламе, количество отправленных sms sms-акции, количество заполненных анкет, скачанного контента и пр.
Пока мобильный Интернет не располагает такими широкими возможностями по оценке эффективности рекламных кампаний как веб. Особенно это касается географического положения пользователя, что, в свою очередь, очень важно для рекламодателей, не работающих на федеральном уровне. С другой стороны, в рувапе всегда есть возможность оценить свою аудиторию по косвенным параметрам - оператору связи, модели телефона и пр.
В любом случае, если мобильному пользователю будут предложены товары/услуги, соответствующее его интересам, вероятность восприятия рекламных сообщений будет достаточно высокой.
Что касается стоимости, то цена контакта в рувапе остается одной из самых низких в интерактивных медиа.
Продолжают ли сейчас участники рынка вести разработки в области мобильного маркетинга/мобильной рекламы?
Думаю, что да. По крайней мере, пока никаких официальных новостей о каких-то изменениях в активности игроков не было. Что касается WapStart, то в настоящий момент мы работаем над очередной версией нашей системы WapStart Plus1, в первую очередь, это касается создания инструментов, которые в будущем позволят рекламодателям оценивать эффективность мобильных рекламных кампаний.
Кроме этого мы ведем постоянную работу над облегчением и улучшением работы с WapStart Plus1 для рекламодателей и партнеров/участников рекламной сети.
В качестве резюме хотелось бы отметить, что в целом кризис не сможет парализовать мобильный рекламный рынок. Процесс запущен, у мобильного маркетинга есть только одна дорога - вперед. Временные трудности, связанные с падением спроса, пройдут. Именно сейчас для тех, кто не побоится попробовать, мобильная реклама может стать эффективным способом продвижения. Если же говорить про мобильный Интернет, то в силу малого числа рекламодателей конкуренция за внимание пользователей здесь низкая, и любой «новичок» (имею в виду рекламодателя) будет принят «на ура!». Если, конечно, ваш товар - не халява и платный контент:) WapStart Advertology.Ru Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article67545.htm |