Эдвард Бернейс – штрихи из биографии великого пиарщика

Дата публикации: 02.09.2004
Раздел: Статьи

Он брался за самые разнообразные PR-кампании. От кампаний для деятелей искусства до социальных институтов, от президентов до мыла. Он в течение многих лет работал с Procter&Gamble, General Motors, создавал PR-кампании для Элеоноры Рузвельт и Кальвина Кулиджа. Во времена Великой Депресси он доказал американской общественности полезность PR. Но больше всего известен он как основатель "профессионального PR"…

1915

"Я был абсолютно равнодушен к балету"

Когда Бернейс взялся за PR-кампанию трансамериканского турне Русского балета Дягилева, он написал: "Я взялся работу, о которой не знал ровным счетом ничего. По сути, я был абсолютно равнодушен к балету". И в этом он был не одинок. Американцы не считали мужской балет интересным.

Бернейс начал с того, что связал балет с тем, что люди понимают и любят. "Во-первых, это новое течение в искусстве, объединяющее в себе несколько направлений; во-вторых, это было привлекательным для отдельных групп; в-третьих,  это может оказать непосредственное влияние на американскую жизнь, на стиль, дизайн и цвет американскоих товаров; в–четвертых, это мировые знаменитости".

Бернейс начал с газет и создал новостное сообщение для журналистов, содержащее фотографии и рассказы об артистах, костюмах и композиторах. К примеру, женские журналы получили статьи о костюмах, тканях и модных моделях; еженедельные издания получили полноцветные фотографии артистов.

Освещение в журналах, выпуск которых планировался прямо к открытию турне, было частью его следующего шага. Бернейс сделал на заказ статьи для каждого издания. Когда Ladies Home Journal ответил, что они не могут размещать фотографии танцоров, одетых в юбки выше колен, он заретушировал фотографии так, чтобы "опустить" края юбок. Его попытки проникнуться нуждами и потребностями редакторов  были вознаграждены - он получил широкое освещение во многих печтаных СМИ: The American Hebrew, Collier`s, Craftsman, Every Week, Harper`s Weekly, Hearst Magazines, Harper`s Bazaar, The Independent, Ladies Home Journal, Literary Digest, Munsey`s, Musical America, Opera, Physical Culture, Strand, Spur, Town & Country, Vanity Fair, Vogue, and Woman`s Home Companion

Чтобы привлечь к туру внимание "популярных и продвинутых" мужчин, Бернейс создал удобный для пользования рекламный справочник объемом в 81 страницу. Когда статьи о Русском балете появились в национальном масштабе, эти известные мужчины могли распространять их "на местах".  Справочник содержал биографии танцоров, короткие заметки, и даже лист вопросов-ответов "Стыдятся ли американские мужчины быть грациозными?". Бернейс убедил американских производителей одежды выпускать продукцию в стиле балетных костюмов, а магазины – рекламировать эту продукцию. В итоге этот стиль приобрел такую популярность, что магазины на Пятой Авеню стали продавать эту продукцию без вмешательства Бернейса.  Бернейс использовал заграничные обзоры, чтобы увеличить интерес к творчеству артистов балета. И когда они наконец-то прибыли в порт Нью Йорка, их встречала толпа. Бернейс сделал фотографии толпящихся "балетоманов" и разместил их в еженедельных деловых изданиях по всей стране. В результате билеты были распроданы задолго до открытия тура. Уже во время тура по Америке, спрос был настолько велик, что диктовал необходимость повторного тура, а "мечтой №1" для маленьких девочек по всей стране была мечта стать балеринами. Бернейс избавил американцев от предосудительного отношения к балету, а сам приобрел огромную известность. Американское же отношение к балету и танцам изменилось навсегда. 

1920

Конференция Национальной Ассоциации Развития "цветных" людей (NAACP)

Продвижение прав человека через СМИ

Когда Артур Спингарн, нью-йоркский адвокат и основатель Национальной Ассциации Развития "цветных" людей (NAACP), попросил Эдварда Бернейса возглавить рекламную кампанию региональной конвенции в Атланте, уважительное обращение к чернокожим людям было "Negro" (негр, темнокожий), но совсем не многие люди использовали его. Вызвать столь огромное изменение в отношении к неграм было невероятно трудно.

Целью кампании было испольовать Конвенцию в Атланте  как "плацдарм для рекламы, чтобы заставить Север и Юг понять, что мы стоим в первых рядах борцов за права человека". Эти "права" были сформулированы достаточно революционно для общества того времени: отменить линчевание, расовую сегрегацию и предоставить "цветным" равные права на образование, возможности работы и право голоса на выборах.

В то время, как Бернейс налаживал контакты с газетами и информационными агенствами северных штатов, чтобы осветить через них конвенцию, его коллега и будущая жена Дорис Флейшман (Doris Fleischman) отправилась в Атланту, чтобы призвать представителей власти Джорджии уделить внимание конференции и оказать ей поддержку.

В Атланте Дорис угрожали противники "прав для негров", а политики проявляли нерешительность. Губернатор сказал ей, что не может уделить внимание конференции, поскольку он отъезжает охотиться на уток. Она подсказала, что было бы неплохо создать и держать на готове народное ополчение на случай проявления насилия. Он согласился.

К прибытию Бернейса в Нью-Йорк, общественность находилась в состоянии напряжения, наблюдались попытки массовых расправ над "цветными". Не испугавшись этого, Бернейс и Флейшман очертили три темы для СМИ. Первая -  "Важность цветного населения для экономического развития Юга". Бернейс отметил: "Этот подход базировался на боязни белых людей потерять доходы, если миграция рабочих будет продолжаться".

Вторая. "Более терпимое отношение к неграм некоторых лидеров Юга, которое будет укреплять ядро противников расизма и развивать победное движение".

Третья. "Поддержка NAACP лидерами на Севере побуждает лидеров южных групп следовать за ними. Бернейс собрал изречения северных лидеров, которых он продвигал в прессе"

Конференция прошла без инцидентов и делегаты проголосовали за то, чтобы отправить их требования Президенту Вильсону и Конгрессу. Освещение в СМИ было впечатляющим. Газеты Атланты,  The New York Globe, The Evening Post, The Chicago Daily и другие распространяли статьи о конференции, и делали оптимистические прогнозы относительно "прогресса сделанного цветным населением -  от работы на плантациях до профессионального бизнеса".

"Впервые в истории страны, - говорит Бернейс. – Вместе с новостями о промышленности Юга, были опубликованы ставшие для американцев сенсацией статьи о том, что белые с неграми наравне разрабатывали новый статус для негров".

1923

Мыло и искусство.

Нет лучшего примера PR чем работа, которую проводил Бернейс для Procter and Gamble (P&G) в течении более 30 лет. Начиная от рекламы собственно продуктов до разработки национальных программ, Бернейс активно использовал общественные отношения, кризисные коммуникации, публичную деятельность и СМИ-кампании для укрепления и продвижения позиций P&G. И в планах, и в действиях Бернейс придавал особое значение "пересечению общественных и личных интересов, необходимости пропаганды конкретных свершений, пропаганды значительного и конструктивного лидерства корпорации в обществе".

P&G стремились к инновациям, поэтому в 1923 г. Бернейс был приглашен для обеспечения поддержки рекламной кампании мыла Ivory и Crisco. Он, в свою очередь, провел исследование, которое показало, что предпочтение в данный момент отдается белому не дезодорированному мылу. Мыло Ivory было единственным недезодорированным белым мылом на рынке, соответственно когда СМИ опубликовали эти данные, прогнозы Бернейса оказались оправданными.

Он организовывал специальные мероприятия, чтобы продолжить освещение в СМИ преимуществ мыла Ivory: "мыльное" яхтное соревнование в Центральном парке, рекомендация известной эстрадной труппы Ziegfeld Follies Girls о том что "нет ничего лучше для лица, чем теплая вода и белое недезодорированное жидкое мыло", и распространение хозяйственных рекомендаций от National Household Service использовать чистое белое мыло.  Бернейс даже пропагандировал идею, о проявлении патриотизма путем отмывания статуй и монументов в  своем городе мылом Ivory.

Бернейс любил использовать всевозможные соревнования. В течении четверти века  Национальные Соревнования по постороению скульптур из белого мыла вдохновляли миллионы школьников искать "креативные и артистичные решения… Дети, которые терпеть не могут мыло, полюбили использовать Ivory". Лучшие скульптуры были разосланны на национальную выставку в Нью-Йорк и музеи по всей стране, привлекая тем самым интернациональное освещение этих событий в СМИ. P&G назвал это событием года, "символизирующим белое мыло Ivory".

Когда норвежец Нансен покорил Северный Полюс в 1926 г., Бернейс сделал общеизвестным тот факт, что полярник использовал глицерин от P&G. "В холодную воду для моторов был добавлен глицерин, чтобы защитить его от замерзания", сообщали The New York Times, The St. Louis Dispatch и иностранные журналисты во многих странах.

Отношение к PR в P&G кардинально изменилось, когда в 1943 г. Бернейс сопровождал Р. Дюпре, президента P&G, в Вашингтон на встречу, посвященную производству продукции для военных нужд. Они обсуждали пути и методы PR и Дюпре был поражен. "Впервые в своей жизни я почувствовал силу общественного мнения, - сказал Дюпре – Я понял, насколько важна для корпорации общественная общества"  

1924

Искусство в промышленности

Cheney Brothers - семейная компания по производству шелка со 100-летней историей, обнаружила, что теряет свою долю на рынке. Они наняли Генри Кринджа (Henry Creange) чтобы упрочить корпоративный стиль, а он, в свою очередь, пригласил Бернейса. Когда рекламная кампания началась, монополией на рынке моды и стиля обладали французы. Вместо того, чтобы соревноваться с конкурентами, Бернейс решил кооперироваться с ними. Он создал Службу моды и стиля Cheney, которая распространяла информацию о мире одежды для 300 небольших газет, бюллетени о моде для отделов продаж модных магазинов, и статьи о Французской моде сотням редакторов газет.

Бернейс, который делал акцент на связь знаменитостей и товаров, организовал акцию, в ходе которой старейший работник Cheney Brothers  преподнес в Белом Доме шелковое платье Первой Леди Миссис Уорен Хардинг. Когда это дало свои результаты, он презентовал три отрезка шелка музею тканей в Лионе, Франция, где до этого производился лучший в мире шелк. Новости о Французском одобрении американской продукции были моментально переданы американским газетам, что многократно усилило доверие к продукции Cheney Brothers.

Следующим шагом было основание Бернейсом специальной премии "Искусство в промышленности". Бернейс убедил Лигу Архитекторов дать ее Генри Кринджу. Награда рекламировала и иницировала появление новой концепции искусства в промышленности.

Позже, когда Криндж был вовлечен Эдгаром Брендтом в рекламную кампанию французских металлических изделий, Бернейс установил в Нью-Йорке и по всей стране площадки для шоу, собранные из металлоконструкциий Брендта и задрапированные шелком Cheney Brothers. Критики апплодировали, а "модная" пресса и дизайнеры снова высказывали свое одобрение Cheney Brothers.

Продолжая стимулировать французов к сотрудничеству, Бернейс убедил администрацию Лувра впервые устроить выставку шелков. Освещение в СМИ выставки в Лувре позволило говорить о Cheney Brothers как о фирме-законодателе искусства в промышленности. Бернейс, Криндж и Cheney Brothers поручили художнице Джорджии О’ Киф создать ряд картин на шелке Cheney и в корпоративных цветах компании. Эти работы были вывешены в витринах магазинов. Уровень продаж Cheney Brothers вырос и стал ярким свидетельством того, как PR может стимулировать продажи.

Когда в Париже в 1925 г. открылась Международная выставка современного декоративного и промышленного искусства., Бернейс обеспечил яркое американское присутствие на ней. Выставка длилась 17 недель, рекламная кампания - намного дольше. Впервые правительство США признало существование "искусства в промышленности". Американское участие в выставке также укрепило отношения между США и Францией. В течение многих лет в текстильной, мебельной и печатной промышленности применялась адаптация французского стиля, сделанная Cheney Brothers. Это стало результатом идей и работы Бернейса, который использовал PR, чтобы "создать восприятие красоты как необходимого элемента фабричной продукции". 

1928

"Оттепель" Келвина Кулиджа

Бернейс был приглашен организовать помпезный завтрак в Белом Доме Президента Кулиджа и группы самых популярных людей США, чтобы те приняли участие в "демонстрации симпатии Кулиджу". (Келвин Кулидж, Президент США в 1923-29 г.г., отличался угрюмым характером и американская общественность говорила о нем, как о человеке, который никогда не улыбается – прим. Перевод.). Бернейс решил, что деятели искусства одним своим присутствием способны вызвать теплые чувства, а их богемность значительно смягчит сухую официальную атмосферу, и организовал завтрак в Белом Доме с участием самых популярных звезд. Он сумел устроить так, чтобы группа актеров прибыла ночным поездом из Нью-Йорка в Вашингтон сразу после окончания вечерних спектаклей. В составе группы были такие знаменитости как Эл Джонсон, Эд Уинн, Сестры Долли, Шарлотта Гринвуд, Раймонд Хичхок и целый ряд других звезд того времени.

Миссис Кулидж приветствовала гостей: "Я встречалась с  вами среди софитов и кинокамер, но это не может сравниться с нашей встречей здесь". Президент же оставался совершенно негостеприимным. "Он совершенно онемел, и ничто не могло взволновать его мертвенное лицо" – говорил Бернейс позже.

Когда группа выстроилась для фотографированния, Президент оставался таким же угрюмым, как и всегда. После завтрака группа  переместилась на лужайку перед Белым Домом, где Эл Джонсон исполнил  песню "Поддержите Кулиджа"( Keep Coolidge), которую он сочинил специально для этого случая.. И несмотря на манеру поведения Кулиджа,  завтрак с известными звездами все же произвел впечталение на американское общество. Заголовки газет гласили: "Актеры ели пирожные с Кулиджем… Президент улыбался… Гости отпускали безобидные шутки, пели песни и обещали поддерживать Кулиджа".

Хочется верить, что никто больше не смотрел на Кулиджа по-прежнему.

1929

Факелы свободы

К середине 20-х годов курение стало обычным явлением в США, а сигареты стали самым популярным изделием из всего объема табачной продукции. В это же время женщины отвоевывают право голоса на выборах, вдовы успешно заменяют своих мужей в губернаторском кресле в таких штатах как Техас и Вайоминг, все больше женщин поступает в колледжи и нанимается на работу. Но хотя женщинам казалось, что они достигли многого  в определенных сферах, социально они все равно не могли получить равный статус с мужчинами. К примеру, курить женщинам было разрешено только у себя дома. Общественное мнение и определенные законодательные акты в то время не разрешали женщинам курить "на людях", а в 1922 г. некая женщина из Нью Йорка была за это даже арестована. 

Джордж Вашингтон Хилл, президент American Tobacco Company, очень эксцентричный бизнесмен, осознавал, что важная часть его потенциального рынка не была "зацеплена". Хилл был уверен, что продажа сигарет резко увеличится, если он сможет "побудить" женщин курить в публичных местах.

В 1928 г. Хилл пригласил Бернейса с целью стимулировать увеличение продаж сигарет Lucky Strike.  Осознавая, что женщины увлечены движением за политические права, Бернейс решил использовать этот фактор за основу своей будущей кампании. Он проконсультировался с психоаналитиками с целью найти причину курения женщин. Психоаналитики были твердо уверены что сигареты приравнивались женщинами к  "мужским" правам, и поэтому могут стать для них своего рода "факелами свободы". Событие вызвало национальное движение и статьи появились в газетах по всей стране. Не положив конец запретам на женское курение окончательно, усилия Бернейса все же имели огромный эффект. 

1929

Золотой юбилей света.

Конец 20-х годов ознаменовался потрясениями в американском обществе. Американцы потеряли веру в моральные принципы и, как позже вспоминал Бернейс, не имели своих героев. Методы PR подвергались придирчивому рассмотрению и жесткой критике, общественность смотрела на PR как на угрозу "чистоте" прессы. Бернейс искал средства доказать критикам и общественности, что PR на самом деле уважаемый и почетный  вид деятельности.

В мае 1929 г. компании General Electric и Westinghouse обратились к Бернейсу с заданием организовать торжества к полувековому юбилею появления первой лампы дневного света, празднование которого будет посвящено Томасу Эдисону и его бесценному изобретения.

Рекламная кампания под названием "Золотой Юбилей Света", началась в мае, с  вызвала огромный общественный резонанс и окончилась 21 октября событием года – Президент Гувер открыл Институт Технологий Эдисона в Дирборне, штат Мичиган. Этому событию уделили внимание такие знаменитые персоны как Президент Гувер, Генри Форд, Орвилл Райт, Джон Рокфеллер мл., и мадам Кюри (Curie).

Из прессы на событии присутствовали представители телеграфных служб, хроникальных еженедельных киножурналов, и фотографы. Представители 15 самых важных газет в стране были приглашены в качестве выступающих.

Эдвард Бернейс организовал мероприятие, которое показало всему миру потенциал позитивного PR.

За шесть месяцев до церемонии открытия материалы об Эдисона и история появления ламп дневного света были разосланы главным редакторам местных и национальных газет.

Материалы содержали имена тех, кто оказывал поддержку мероприятию. Среди них Президент Гувер и Генри Форд. В Америке началось повальное увлечение этим событием. Когда журналы и газеты стали выпускать собственные статьи о событии, города по всей Америке организовали мероприятия в честь Эдисона.  Бернейс наладил контакты с главой почтовой службой, которой выпущены юбилейные почтовые марки. Одновременно Бернейс запланировал и провел несколько менее масштабных мероприятий, как например Бриллиантовый Юбилей, световая феерия, которая прошла в Атлантик Сити. В день открытия церемонии энергетические компании по всему миру отключили свои мощности на одну минуту в память Томаса Альва Эдисона.

Эдвард Бернейс оргнизовал мероприятие, которое показало всему миру потенциал эффективного PR.

Это был один из самых великих триумфов, ставший  повротным пунктом в истории PR, так же как и в длинной и выдающейся карьере самого Бернейса. Позже Бернейс говорил: "PR получил общественное уважение и понимание". Это событие продемонстрировало, что одобрение общественности какой-либо идеи возможно, если время для этой идеи пришло.

1932

GENERAL MOTORS: увеличение стоимости и продаж.

Продажа автомобилей во времена Великой Депрессии была действительно сложной задачей. В 1932 году продажи по сети GM упали на 46,6%, и компания искала пути улучшения результатов. За месяц до ежегодного автомобильного шоу в Нью Йорке GM нанял Бернейса для организации промо-акций.

Бернейс так определил свою тактику и цели: "Использовать шоу, чтобы привлечь прогрессивных потребителей и прорекламировать новую линию автомобилей, занимающих 40% общего производства. Акцентировать для привлечения продаж внимание на инновационных технологиях производства окон в автомобилях, при которой качество автомобиля неизменно выше, но цена остается той же."

Он организовал "Столичный коммитет улучшения транспортных средств", который выпустил отчет, пропагандирующий методы улучшения вентиляции в автомобилях. После того, как Бернейс убедился, что общественность ознакомилась с отчетом, GM  объявил что с 1933 года их машины будут снабжены системой вентиляции, которую утвердил комитет.

Чтобы подчеркнуть выгодную стоимость новых автомобилей, Бернейс заручился поддержкой инженеров относительно внедрения конструкторами GM композиции стали и дерева в корпусах автомобилей, свою поддержку системе качества GM выразила и National Retail Dry Goods Association. Заручившись одобрением на внедрение исследований и развитие, Бернейс смог получить около 150 одобрительных откликов для GM от самых известных бизнес-лидеров США – президентов B&O, Standard Oil of N.Y. и Йельского Университета. Мнение было общим: высокое качество является лучшим обьектом вложения, чем дешевая машина. По совету Бернейса, президент и главный администратор GM во время проведения шоу посетили три торжественных обеда. На мервом они акцентировали внимание на новых технологиях GM как на продвинутых инновациях в области машиностроения. Во время второго обеда дипломатические консулы больше чем 40 стран мира услышали о перспективах автомобильного дела как мощнейшего средства укрепления международных взаимоотношений.  На третьем ланче, где присутствовали выдающиеся экономисты, пользующиеся авторитетом у потребителей, Бернейс обнародовал исследования отображающие общественный позитивный настрой в бизнесе и на рынке.

Отныне инновации в общественном мнении на автомобили ассоциировались у потребителя с GM.

Альфред Слоан, довольный тем что во время ланчей были достигнуты цели компании, нанял Бернейса как постоянного консультатнта и PR-менеджера, работа которого оказалась эффективнее и дешевле, чем любые рекламные специалисты. Он попросил Бернейса  обучить руководителей 51-ого подразделения GM, и Бернейс блестяще справился с этим, благодаря подготовленному пакету примеров, наглядных пособий  и новостных статей.

Изменение отношения президента GM к PR было озвучено в его ежегодном отчете. Он писал:  "самые существенные отношения компании – это отношения с общественностью. Их успех зависит от правильной интерпретации общественых нужд, интересов и точек зрения, так же как от общественного понимания мотивов компании во всем что она делает." 

Отношения Бернейса с GM продолжались до тех пор, пока его не повысили до должности внешнего консультанта. GM по новому оценил значение PR, так же сделала и вся страна. И кончено же, корпоративное осмысление PR успешно внедрялось багодаря работе Бернейса.

1939

Радио и телевидение PHILCO

Радио не всегда апеллировало к массам. Получившее активное распространение во время Великой депрессии, радио было популярно среди низших классов, в то время как багатые и образованные люди считали, что радио – это забава для бедных. Такой настрой создал проблемы для розничных продавцов радиоприемников, которые были вынуждены продавать их по низким ценам или не продавать их вообще. Джеймс Скиннер, президент Philco Radio, нанял Бернейса для разработки плана по увеличению продаж радиоприемников и расширения аудитории. Подразумевалось обращение к более состоятельной аудитории, чтобы увеличить прибыли.

Первый проект Бернейса  заключался в выпуске на рынок высококачественных радиоприемников. Он расчитывал, что Philco первыми создст потребность в таком продукте. С помощью исследований среди любителей музыки, Бернейс обозначил самую большую проблему радиоприемников – они не воспроизводили качественый звук. Соответственно, он запланировал многоэтапное мероприятие, которое продемонстрировало бы общественности качество высокоточных радиоприемников. Philco арендовал Большой Бальный Зал в отеле Уолдорф Астория, где устроил концерт оперной звезды Лукреции Бори. Пресса была приглашена на это мероприятие, где голос Бори транслировался через новые радиоприемники. На следующий день газеты писали, что радиоприемники звучат так же, как и человеческий голос.

Следующий шаг Бернейса преследовал цель создать рынок дорогих радиоприемников. С увеличением уровня радиовещания он верил, что Philco будет обращаться к более багатой и образованной аудитории, что, в свою очередь, позволит со временем увеличить стоимость радиоприемников. Он инициировал национальное движение по расширению радиовещания с создания Радио-Института аудио-искусства, который спонсировался Philco. Стремление расширить обьем радиовещания, включая кампании, которые пропагандировали важность радио и создавали спрос на хорошую музыку, радиопередачи и образовательные программы, увенчалось полным успехом и интерес к радио стремительно возрос. Радио использовалось в образовательных целях в библиотеках, по всей стране были организованы музыкальные клубы. Philco начал получать прибыли, продавая усовершенствованнные, более дорогие радиопрмемники. Бернейс говрил: "Радио-Институт стал конструктивной и творческой силой для развития радиовещания по всей стране". Институт так хорошо развивался, что Бернейс и Скиннер поняли, что им нет нужды больше продвигать его, их новая организация прекрасно сможет развиваться самостоятельно. 

Но все же оставался определенный сегмент высшего класса, который упорно не покупал радио. Бернейс организовал выставку – вечеринку "в бабочках" в новой галерее в Рокфеллер Плаза, чтобы подтолкнуть этот сегмент сделать радио частью своего дома, своего образа жизни. Радио-музыкальные комнаты, которые были построены оборудованы в гостиных, были сконструированны лучшими дизайнерами того времени. "Радио, забава для бедных, стало музыкальным иснтрументом для богатых"

В 1936 г. Бернейс начал работу по построению общественной политики, которая бы пропагандировала идею свободы слова по отношению к радио. Его успех в этом начинаии был позже "унаследован" декларацией о национальной политике относительно телевидения.

Чтобы представить телевидение прессе, Бернейс организовал демонстрацию на фабрике Philco в Филадельфии. Репортеры убедились насколько важной и быстрорастущей будет эта новая технология, и передали это мнение своим читателям. Один репортер даже предсказывал, что телевидение скоро навсегда изменит национальные развлекательные привычки. И это событие утвердило Philco в качестве лидера  этого нового развивающегося направления.

1992.

PR как профессия

Бернейс потратил многие годы, пытаясь добиться лицензирования PR как самостоятельного вида деятельности, возвышая его до уровня профессии. Проект, который он предоставил, чтобы добиться регистрации и лицензирования PR в 1992 г., когда Бернейсу было уже 100 лет, не прошел, однако он все равно продолжал попытки.

В своем письме он обращался к своим коллегам - известным PR- деятелям с просьбой просмотреть его документ-требование и дать негативную или положительную оценку, чтобы он мог сделать набросок нового документа.

Но обобщить их замечания и предложения Бернейс не успел.

В своем письме, ставшем своего рода завещанием, Бернейс отмечал: "Чтобы защитить общественность и профессии – врчаей, адвокатов, архитекторов, инженеров и пр. - Английским Парламентом еще в начале 1880-х применялись регистрация и лицензирование. Профессионализм как категория был введен в законодательство США. Это защищало и профессионалов, и общество от махинаций разного рода жуликов.

Я имел возможность наблюдать рост PR от самых скромных начинаний до жизненно необходимой роли в обществе, которая наблюдается сегодня. Это важнейшая составляющая нашего демократического общества. Сегодня такие почитаемые профессии как юриспруденция, медицина, архитектура и инженерия, требуют лицензирования и регистрации. Потому что для этих профессий необходим обязательный набор знаний. Для PR таких стандартов нет. Но я убежден, что они должны быть. Необходимо, чтобы деятели PR удовлетворяли определенным образовательным требованиям и были обязаны соблюдать этические принципы. Но это станет возможным только при условии официального лицензирования".

перевод Марии Питяковой, www.reklamaster.com

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article6297.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100