2025: Друг человека

Дата публикации: 18.06.2008
Раздел: Статьи

Через 20 лет у автомобиля по-прежнему будет четыре колеса, но машины превратятся в настоящие мобильные офисы. Как часто мы представляем себе автомобили будущего похожими скорее на летающие тарелки, чем собственно на автомобили!

И зря: ничего такого, что мы видели в фильме "Пятый элемент" Люка Бессона, не изобретут. Но это не значит, что автомобильной индустрии не найдется чем удивить нас. Глава российского офиса корпорации Mazda Йорг Шрайбер не понаслышке знает, на каких автомобилях ездили советские люди 20 лет назад. В середине 1980-х, сразу после окончания школы, он, житель восточного Берлина, приехал в СССР учиться в МГИМО. Получив советское образование, Шрайбер поменял несколько стран жительства, но в итоге все же вернулся в Москву.

Где и обнаружил страшное "новое оружие" современной России - нарядных женщин на джипах, кое-как научившихся припарковывать свой огромный автомобиль. В течение ближайших 20 лет, надеется Шрайбер, их ждет заметная эволюция. Из героинь шовинистских анекдотов они превратятся в надежду и опору мирового автомобилестроения. Ведь кто, как не женщины, может по достоинству оценить способность машины ответить на вопросы вроде "Где лучше пообедать с подружкой?" или "В каком магазине лучше купить новое платье?"

Чудо техники

"У автомобилей 2025 г. по-прежнему будет четыре колеса, с помощью которых они будут передвигаться по обычной трассе, - говорит Шрайбер. - Но изменится роль машины в жизни человека". Из средства передвижения автомобиль превратится в друга и помощника. Или, если угодно, в маленький мобильный офис, напичканный аудио- и видеотехникой. Достаточно будет вслух произнести "Хочу вкусно поесть", и бортовой компьютер предложит посетить несколько кафе или ресторанов, находящихся поблизости, и подскажет к ним кратчайший путь.

"Информационные технологии в автомобилестроении пойдут далеко вперед, - мечтает Шрайбер. - Вот, скажем, слушаете вы радио и вам понравилась песня. Произнесите вслух: "А можно еще?" - и радиостанция отключится, а вы прослушаете песню еще раз. Или два". Заниматься шопингом с таким автомобилем будет очень удобно: озвучил список необходимых тебе товаров, и тот через встроенную информационную систему сделает заказ в интернет-магазине. Но это, конечно, не значит, что все покупки можно будет делать, не выпуская из рук руля. "Возможность пощупать вещь, которую покупаешь, будет важна так же, как и сегодня", - уверен Шрайбер. Для автомобиля будущего и это не будет проблемой: скажи ему, что именно ты хочешь купить, и на лобовом стекле или специальном экране высветится подсказка, куда лучше поехать. Счет автовладельца в банке тоже "привяжут" к автомобилю, благодаря чему все услуги на дороге смогут оплачиваться автоматически - будь то платный участок автотрассы или платная парковка.

"Раз человек проводит столько времени в автомобиле, почему он должен отказывать себе в необходимых ему предметах и функциях, отвлекаясь от езды? - рассуждает Йорг Шрайбер. - И это, в свою очередь, приведет к высокой индивидуализации производства автомобилей". Покупатели станут более взыскательными, и автоконцерны научатся удовлетворять их потребности. Помимо дополнительной техники и персонально настроенной информационной системы можно будет заказать нестандартную окраску машины - любимые сюжеты нанесут с помощью аэрографии прямо на заводе. Не забудут и про запахи. "Инженеры уже работают над тем, чтобы в салоне пахло не химией и пластиком, а, например, весной, - уверяет Шрайбер. - В будущем можно будет заказать набор запахов и каждый день менять по настроению. Сегодня - море, завтра - сирень".

В общем, чудо, а не машина, если бы не одно "но": высокий уровень индивидуализации, рост требований к экологичности и безопасности автомобиля не могут не сказаться на его стоимости. "Сегодняшние автомобили дороже тех, что были 20 лет назад. Но если сравнивать, сколько техники туда вложили... Машина стала в 10 раз лучше, а стоит на 50% больше, - говорит Шрайбер. - Если вы хотите пользоваться всеми функциями, которые будут возможны в автомобиле, его информационными технологиями, придется платить. Средняя стоимость автомобилей по сравнению с сегодняшней точно удвоится". Одно утешение: несмотря на высокую цену, машины станут дешевле в эксплуатации. Расход топлива будет меньше, а сами автомобили станут реже ломаться.

Купите еще

В будущем появятся новые схемы приобретения автомобиля. Зачем ездить на одной машине три года? Можно будет купить более дорогой пакет, дающий право менять ее так часто, как захочется, - скажем, по прошествии года. Это качественно изменит вторичный рынок, который станет более профессиональным. Почти новые автомобили, еще на гарантии, будут продаваться с хорошей скидкой. Появится более четкая градация покупателей: те, кто меняет автомобили ежегодно, те, кто меняет их каждые три года, и те, кто покупает почти новые машины на вторичном рынке, - последних будет больше всего.

Уже через 10 лет объем продаж автомобилей в России вырастет до 5 млн штук в год, и после этого начнется спад продаж в абсолютных величинах. Но даже если продажи останутся на нынешнем уровне - 3 млн автомобилей в год - и новых дорог не появится, наши города задохнутся в пробках. В пробках Шрайбер видит один только плюс: если бы сегодня магистрали мегаполисов были посвободнее, то аварий на дорогах было бы больше. "Сейчас у нас самые длинные очереди на большие автомобили, - констатирует глава российской Mazda. - Но в ближайшие 10-20 лет ситуация изменится в пользу компактных машин. К тому же их проще будет парковать, ведь места для парковок не только станут дорогими - их вообще сложно будет найти".

Автомобиль будет у каждого второго россиянина, а рост продаж автоконцернам обеспечат молодые девушки и женщины - их все чаще можно будет встретить за рулем. Им будет нужен красивый, легко управляемый маленький автомобиль. Мужчины, зацикленные на размерах, по-прежнему смогут заказывать большие машины, но доля компакт-каров составит минимум 50% российского парка. И дело тут не только в парковках, но и в стоимости топлива, которая будет расти и дальше.

Ирина Мокроусова
SmartMoney

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article62700.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100