"Выбирая лучшие слоганы, я действовал просто, но практично" - Альберт Попков

Дата публикации: 28.05.2008
Раздел: Интервью

Обыватели пытаются выяснить, на самом ли деле этот сайт - детище ФСБ, сотрудники которого довольно потирают руки, видя, как россияне добровольно раскрывают все свои связи. Те, кто с помощью этой площадки нашел старых друзей или свою первую любовь, шлют Попкову благодарственные письма.

А оставленные ради тех «первых» жены и мужья, напротив, клянут «разлучника». Руководители некоторых фирм включают сайт «Одноклассники.ру» в «черный список», видя, сколько времени проводят там сотрудники. А рекламодатели, напротив, в срочном порядке включают его в перечень самых перспективных медианосителей. Владельцы других интернет‑сайтов завидуют удачливому программисту, видя, как их пользователи «перетекают» на созданный им ресурс. А предприниматели обсуждают, за сколько Попков продал часть акций своей компании. В общем, этот проект не оставляет равнодушным никого.

Другой Попков

Начитавшись материалов об Альберте Попкове и отправляясь на интервью с ним, я ожидала увидеть совсем другого человека. Скрупулезного и расчетливого - как большинство «технарей» и программистов. Излишне самоуверенного - как сделавшего то, что не удалось другим. Напористого - как те, к кому успех приходит быстро. Скрытным - как многие начинающие предприниматели. Но Попков оказался совершенно другим - скромным, самокритичным и открытым.

СБ:Вам обидно, когда про вас пишут нелицеприятные вещи?

Конечно, обидно. Хотя, наверное, если бы все писали про то, как у нас все здорово и образцово‑показательно, то это было бы неинтересно. Но одно дело, когда говорят правду о каких‑то недостатках в нашей работе: я понимаю, что сам виноват и что есть над чем работать. А когда выдумывают что‑то по принципу «слышал звон, но не знаю, где он» - переживаю...

СБ:Например, про то, что ваш проект - дело рук ФСБ?

Да, это самый распространенный слух... Но по этому поводу я как раз не расстраиваюсь. Сайт я делал в одиночку - без участия «людей из органов». (Улыбается.) По большому счету, программа для него была написана «на коленке». В создании участвовал только еще один человек, который нарисовал логотип и разработал дизайн сайта.

А чтобы закрыть эту тему, скажу следующее: правилами сайта пользователям запрещено выкладывать номера своих мобильных телефонов и адреса. Если люди делают это, то исключительно по личной инициативе. Мы не играем в «Большого брата». Да это и физически невозможно - просмотреть каждую анкету и прочитать каждое письмо.

Возможно только одно исключение. Если суд решит, что чью‑то переписку надо просмотреть и приложить ее к материалам дела, то мы будем вынуждены подчиниться и ответить на запрос. Впрочем, как и любая другая организация - на основании постановления суда.

СБ:И часто такое бывает?

Пока ничего серьезного не случалось. Но если кто‑то из наших пользователей совершит противоправные действия, нашим долгом будет сделать то, что требует закон.

СБ:Платформу для сайта вы разработали сами. А кто вкладывал деньги в его раскрутку?

Я сам. Сначала я относился к проекту не очень серьезно - не знал, пойдет он или нет. Но к концу 2006 года понял, что из этого можно создавать серьезный бизнес, и стал размещать контекстную и баннерную рекламу сайта в Интернете, а также рекламу в метро...

СБ:А кто придумал слоган «Твоя первая любовь - где она сейчас?»

Тоже я сам. Вообще вначале было много разных вариантов слогана: «Помнишь, как все начиналось?», «Твои старые друзья - где они сейчас?»... Выбирая лучшие слоганы, я действовал просто, но практично. Сначала пробовал размещать их все, а потом выбирал для массированной рекламы самые популярные варианты.

СБ:Сколько денег было вложено в рекламу? Несколько сотен тысяч долларов - из моих личных сбережений. В какой‑то момент ресурс стал достаточно популярным, и на него обратили внимание рекламодатели. Но все, что я зарабатывал, я вновь вкладывал в рекламу собственного сайта.

«Мне удается кое‑что изменить в этом мире»

СБ:До того как заняться собственным бизнесом, вы были классным программистом и получали хорошие деньги. Мало кто из наемных работников решается стать предпринимателем: трудно перестроиться психологически и свыкнуться с тем, что заработанные деньги нужно снова вкладывать в дело. Как вам удалось преодолеть этот психологический барьер?

Наверное, помогло то, что я держался в рамках тех расходов, с которыми был морально готов расстаться в случае неудачи. Хотя был момент, когда деньги на счетах таяли, и мне даже пришлось залезть в долги....

СБ:Неужели и тогда не возникало чувства отчаяния? Бывало и такое. Но я успокаивал себя тем, что получаю бесценный опыт, который пригодится мне в любом случае. А уж когда я понял, что проект «выстрелил», то решил действовать по принципу «или сейчас - или никогда» и стал вкладывать в него все, что имел. Хотя по характеру я не азартный человек - в игорные заведения, например, я принципиально не хожу. Скорее я авантюрный и немного фанатичный. Если я поверил в какую‑то идею, то приложу все свои силы, чтобы ее реализовать. Даже если ради этого придется чем‑то пожертвовать.

СБ:А что еще вдохновляло вас и помогало не остановиться на полпути?

Растущая популярность сайта и понимание того, что я делаю хорошее, доброе дело. Я получал благодарственные письма от множества людей - знакомых и незнакомых. А когда проект стал очень популярным, я понял, что мне удается кое‑что изменить в этом мире. И это гораздо важнее, чем просто зарабатывать деньги.

Я подумал, что если через много лет мои дети спросят: «Папа, а что важного ты сделал в жизни?» - мне будет что им ответить. «Я соединял людей, я дал возможность находить друг друга и общаться миллионам...»

СБ:Вы ожидали такого ошеломительного успеха сайта?

Я, конечно, надеялся на успех, но думал, что все будет скромнее. Тем более что идея была не нова. К моменту запуска сайта «Одноклассники.ру» в Интернете было не менее пяти похожих проектов. Но некоторые из них не просуществовали и года.

СБ:Что вы сделали такого, чего не сделали они?

Я думаю, что создатели подобных проектов недооценили важность комплексного подхода. Очень многие думают, что для успеха бизнеса вполне достаточно хорошей идеи. Но это не так. Во-первых, нужно заниматься маркетингом. Во-вторых, давать много рекламы. И, наконец, важно запастись терпением. Какой бы замечательной ни была ваша идея, нужно много времени, чтобы люди узнали о ней.

Еще одно наше отличие - в наполнении сайта. В аналогичных западных проектах списки одноклассников выглядят так же, как в школьном журнале - просто имена и фамилии. Я же решил в дополнение к этому дать людям возможность размещать свои фотографии. Как показало время, визуализация - это важнейший фактор успеха. Кроме того, на сайте есть ряд развлекательных сервисов - например, можно ставить оценки за фотографии.

«Благодарностей в тысячи раз больше, чем жалоб»

СБ:Сколько сейчас людей зарегистрировано на сайте?

Более 15 миллионов - это примерно половина всех пользователей российского Интернета. Но я считаю, что мы потенциально интересны 80% пользователей, а значит, будем активно развиваться дальше. Кроме того, рост будет происходить пропорционально общему увеличению числа пользователей Рунета. По разным прогнозам, к концу этого года их будет порядка 40 млн., а к 2010 году - около 60 млн. А так как наш ресурс интересен практически всем россиянам - от 12 до 70 лет, - возможности для развития очень велики.

Кстати, выяснилось, что огромное число пользователей старшего возраста начинают пользоваться Интернетом именно благодаря нашему проекту. Дети регистрируют на нашем сайте своих родителей, заводят им электронную почту, а взрослые, обнаружив, что для общения в Сети не нужно никаких специальных знаний, начинают активно использовать наш ресурс. Привлекает их и возможность получить на нашем сайте то, чего нет больше нигде. Новости и прогноз погоды они могут узнать из газет и телепрограмм... А вот моментально найти своих одноклассников и друзей и пообщаться с ними - только у нас.

СБ:А вы не думали о том, что этот интерес быстро пройдет? Конечно, зайдя на сайт в первый раз, очень радостно найти людей, потерянных, казалось бы, навсегда. Но их круг ограничен. К тому же общение с большинством старых знакомых заканчивается после пары дежурных фраз: «Как дела? Чем занимаешься?»

Конечно, так называемый «wow-эффект» очень силен. Он такой же, как при покупке автомобиля. Когда люди впервые садятся за руль, они стремятся ездить как можно больше. Через некоторое время это желание пропадает - но ведь при этом никто не отказывается от машины насовсем. Просто ее начинают использовать меньше - по мере необходимости. Скорее всего, то же самое произойдет и с нашим сайтом.

При этом у контактов через «Одноклассники.ру» есть много преимуществ перед другими способами общения. Например, у меня есть очень хороший друг, с которым мы живем в разных городах и общаемся всего несколько раз в год. Когда недавно у него родился ребенок, я узнал об этом на «Одноклассниках» и поздравил его тоже через сайт. Почему? Так проще! Во-первых, с ходу непросто найти номер мобильного телефона кого‑то из старых знакомых. Во-вторых, и он, и я постоянно заняты, и нежелательный звонок может отвлечь от работы...

Важно и то, что наш сайт очень демократичен. Им пользуются и те, кто добился значительных успехов, и те, чьи достижения гораздо скромнее. В реальной жизни они не всегда имеют возможность найти друг друга, встретиться и пообщаться. Например, лично меня на сайте нашел Сергей Майоров - ведущий телепрограммы «Истории в деталях». Десять лет назад мы жили с ним в одном подъезде и часто общались. Потом я уехал работать в Англию и даже не знал, что его карьера сложилась так удачно. А когда увидел его по телевизору, мне просто захотелось позвонить ему и поздравить с успехом. Но в редакцию звонить я не решился - не хотелось показаться навязчивым. Ведь не секрет, что известные люди часто жалуются на то, что, когда они становятся «звездами», многие ищут общения с ними. И такое внимание не всегда приятно. Так вот недавно Сергей сам нашел меня через сайт, и мы стали общаться...

СБ:Любой пользователь может зарегистрироваться на сайте под любым именем и разместить любую фотографию. Значит, возможно появление там сто первого Владимира Путина или Аллы Пугачевой. Как отличить, кто из звезд настоящий, а кто только выдает себя за знаменитость?

Раньше узнать это было невозможно. В качестве примера расскажу историю, которая произошла со знаменитым хоккеистом Александром Овечкиным. На нашем сайте он познакомился с девушкой. Они начали переписываться, но девушка не верила, что он «тот самый Овечкин», и просила его как‑то это доказать. Тогда он в интервью газете «Советский спорт» передал ей привет и написал об этом в своем очередном письме. Девушка купила газету, и ее сомнения развеялись. Они стали все больше общаться, а в начале этого года она поехала к нему в гости в Америку... Вот такая романтическая история.

Но недавно мы придумали, как пользователи могут отличить популярных людей от самозванцев. Теперь известный человек может обратиться к нам, подтвердить, что это он и есть, и тогда на его фотографии мы размещаем знак «звезда». Но это делается только по добровольному желанию известных людей. Ведь кто‑то, напротив, хочет избавиться от назойливых поклонников и инкогнито общаться только со своими близкими друзьями.

СБ:Как‑то в прессе промелькнула информация, что на вас хочет подать в суд Евгений Чичваркин, двойники которого появились на сайте и от его имени говорили какие‑то неприятные вещи. Это так?

Действительно, так и было. Кстати, с такой проблемой могут столкнуться не только известные люди. Например, недовольные подчиненные могут зарегистрировать на сайте своего начальника вместе с неприличной фотографией, смонтированной в фотошопе. Для них это просто «шутка», а нам потом приходится «разгребать» проблемы...

Наша юридическая служба в индивидуальном порядке рассматривает такие случаи и решает, как действовать. Хотя предъявлять нам исковые требования неправильно по самой сути. Это все равно, как если кто‑то напишет краской на фасаде дома «Попков - идиот», а я пойду судиться с компанией, которая этот дом построила... Радует то, что негативные ситуации возникают на нашем сайте крайне редко. Благодарностей от пользователей приходит в тысячи раз больше, чем жалоб.

«Мне приходится учиться на ходу»

СБ:Кем вы ощущаете себя сегодня - специалистом-программистом или предпринимателем?

Пожалуй, лучшее определение - антрепренер, то есть человек, который организовывает какое‑то дело. Мне приходится руководить компанией, нанимать людей на работу, решать стратегические задачи...

СБ:Знаний, необходимых для ведения бизнеса, вам хватает?

Не всегда - многому приходится учиться на ходу: как вести бизнес, как мотивировать сотрудников, как грамотно провести маркетинговую кампанию, куда двигаться дальше. Даже как давать интервью, и то приходится учиться!

СБ:Успеваете?

Если честно, то времени не хватает хронически. Мой рабочий день длится 12‑16 часов. Это ненормально. Хочется больше времени уделять родным и друзьям. Я понимаю, что ресурсы времени ограничены, и стараюсь делегировать полномочия. Всех сотрудников я отбираю по принципу: «Этот человек должен знать что‑то такое, чего не знаю я». То есть каждый должен отвечать за свой участок работы и уметь хорошо ее делать. Например, у меня есть какие‑то базовые понятия о бухгалтерии, но я не влезаю в нее глубоко. У меня есть пожелания, что я хотел бы увидеть в результате, но я считаю, что сотрудники должны сами мне рассказать, как это лучше сделать.

СБ:Кстати, о бухгалтерии: сколько уже денег вложено в проект?

В общей сложности несколько миллионов долларов. Это затраты на содержание офиса, зарплату, рекламу и, конечно же, обеспечение работы сайта.С технической точки зрения мы решаем уникальную задачу. Все, что происходит на сайте, идет в режиме реального времени. Огромное количество людей пополняют данные, добавляют фотографии (в день их бывает несколько сотен тысяч), общаются... При этом количество пользователей увеличивается фантастическими темпами. Например, мы рассчитывали, что к концу 2007 года у нас будет 4,5 млн. пользователей, а получилось 7 млн. Уже сейчас у нас работает более ста серверов. И постоянно приходится вводить в строй новое оборудование и искать новые решения. К примеру, оказалось, что в Москве нет ни одного провайдера, который удовлетворял бы нашим потребностям. И нам пришлось делать распределенную архитектуру между несколькими хостингами. Конечно, и у нас бывают технические проблемы, но мы стараемся их минимизировать. Иногда для этого даже приходится «придерживать» новые сервисы для пользователей - например, объединение в группы по интересам...

СБ:Проект уже успел стать прибыльным?

Нет, мы до сих пор находимся на инвестиционной стадии. Прогнозные планы по доходам мы перевыполняем, но всю прибыль по‑прежнему вкладываем в развитие. На прибыльность мы предполагаем выйти в следующем году. Впрочем, я не ставлю себе цель во что бы то ни стало заработать «много и сейчас». Я смотрю в будущее - мне хочется, чтобы наш проект как можно дольше оставался популярным и в него было интересно инвестировать средства. Сейчас главными своими задачами я считаю развитие брэнда «Одноклассники» и создание платформы для серьезного бизнеса. При этом я отнюдь не исключаю, что управлять этим бизнесом впоследствии будут менеджеры, которые сделают это намного лучше меня.

СБ:Деловые издания писали, что уже нашелся инвестор, которому вы продали 30% акций компании за $10 млн. Так ли это?

Это один из мифов, растиражированных средствами массовой информации. В том виде, в каком описывают сделку, ее не было. Я действительно продал акции латвийской компании Forticom, которая создает самый популярный у русскоязычного населения страны сайт one.lv, - но меньшую их часть и не за эту сумму.

СБ:А за какую?

Точную цифру я пока назвать не готов. Объясню, почему: как только в прессе появляются какие‑то цифры, приходят инвесторы, которые хотят купить акции компании, а я пока не собираюсь их продавать! На нынешнем этапе нам вполне хватает для развития тех денег, которые мы зарабатываем. А потенциальные инвесторы обижаются, что их предложения игнорируют. Так что о конкретных размерах пакетов акций и суммах сделок я смогу заявить только тогда, когда у сайта появится потребность в инвестициях. Если у нас будет 40 млн. пользователей, то это будет проект уже совсем другого масштаба, которому, возможно, понадобятся миллиардные вложения.

Любовь Ерохина-Кандалинцева
Свой бизнес
Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article62042.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100