Портрет пользователя информационных медицинских ресурсов: на кого тратят деньги медицинские и фармакологические компанииДата публикации: 10.01.2008 Раздел: Статьи В последнее время наблюдается бурный рост рекламных бюджетов в Интернет. В комплексное понятие продвижения товаров и услуг в сети, наряду с контекстной рекламой и поисковым продвижением, входит и баннерная реклама, актуальность использования которой на узко-тематических профильных ресурсах возрастает. Это связано с достаточно стабильной стоимостью эталонной единицы баннерной рекламы (1000 показов), которая колеблется в пределах 3-15 у.е. в зависимости от качества тематического ресурса. Важно понимать к какой аудитории будет обращено рекламное сообщение. Одной из бюджетоемких тем российского сегмента Интернет является тема «Красота и здоровье», в которую входит и «Медицина» в качестве подраздела. [http://www.rukv.ru/analytics-20070617-runet-links3b.html]. Наше исследование посвящено изучению аудитории информационных медицинских ресурсов, которые используются в качестве рекламных площадок. Существует большое количество информационных медицинских ресурсов, в задачи которых входит информирование пользователей о недугах и их лечении, а также предоставление справочной информации по лекарствам, методам диагностики, курсах лечения и пр. Целью нашего исследования было определение портрета пользователя некоммерческих медицинских информационных сайтов и, прежде всего, установление важных с точки зрения маркетинга черт, таких как: - Демографические характеристики (возраст, пол).
- Степень доверия коммерческой медицине.
- Степень доверия Интернет ресурсам, как источникам медицинской информации.
- Частота использования Интернет источников в качестве медицинской информации.
- Частота обращения в медицинские учреждения.
- Ряд сопутствующих фактов, помогающих раскрытию портрета пользователя.
Нами была разработана анкета, состоящая из девяти вопросов (Приложение N1). Шесть вопросов из девяти имели формализованные варианты ответа и предполагали только один ответ на вопрос или его отсутсвие, три вопроса позволяли пользователю ответить в свободной форме. Исследование проводилось с 27.10.2007 по 09.01.2008, анкета была выложена в свободном доступе на сайте бесплатных медицинских консультаций http://www.medask.ru/ Характеристика ресурса medask.ru*: - Тип ресурса: сервис web 2.0 (контент сайта генерируют пользователи). - Функционал ресурса: он-лайн бесплатные медицинские консультации. - Тематика ресурса: представлены вопросы из всех разделов медицины. - Время существование ресурса: 1 год. - Средняя посещаемость ресурса в день (уникальных посетителей): 3500. - Среднее количество хитов (показов) в день: 8000. - Количество постоянных консультантов: более 30. - Количество постоянных пользователей: более 4000. - Тип входящего трафика: средне и низкочастотный трафик. - Процент новых пользователей в день: 85%. * Статистические данные приведены по Google Analytics Из приведённых характеристик ресурса видно, что он подходит для рандомизированных исследований по следующим причинам: - большая проходимость ресурса, позволяющая провести исследование в короткий срок, - большое количество новых, незарегистрированных посетителей, принимающих участие в исследовании, что позволяет расширить рамки постоянной аудитории, - широта интересов пользователей, что позволяет увеличить степень рандомизированности. За время исследования нами было получено 1550 анкет, заполненных пользователями сети с разных IP адресов. В обработку были включены анкеты, в которых были даны ответы не менее чем на пять вопросов из девяти поставленных. Их количество составило 1504 анкеты. Демографические характеристики аудиторииТаблица 1. Распределение аудитории по полу Пол | Количество | % | Женский | 1099 | 73,07 | Мужской | 405 | 26,93 |
Диаграмма 1. Распределение аудитории по полу Из таблицы 1 и диаграммы 1 видно, что преобладает женская аудитория. Мужчин, среди людей, прошедших анкетирование, оказалось чуть больше ¼ (26,9%). Таблица 2. Распределение аудитории по возрасту Возраст | Количество | % | до 18 | 105 | 6,98 | 18-25 | 748 | 49,73 | 26-35 | 468 | 31,12 | 36-50 | 141 | 9,38 | старше 50 | 42 | 2,79 |
Диаграмма 2. Распределение аудитории по возрасту Из представленных данных видно, что большую часть аудитории составляют пользователи в возрасте от 18 до 25 лет - 49,73 (почти половина от общего числа анкетированных). Вторая по численности возрастная группа (31,1%) - пользователи в возрасте от 26 до 35 лет. Таким образом, возраст 80% анкетированных оказался от 18 до 35 лет. Самая малочисленная возрастная группа - респонденты старше 50 лет. Группа от 36 до 50 и группа до 18 лет составили 9,38% и 6,98% соответственно. Доверие коммерческой медицине Диаграмма 3. Результаты ответа на вопрос: «Какой медицине Вы доверяете?». Общие данные без учёта пола и возраста. Около 1/3 пользователей среди опрошенных доверяет бесплатной медицине. 72% - высказали доверие в пользу платных медицинских услуг. При этом, внутри групп разделённых по половому признаку, бесплатной медицине женщины доверяют меньше - 27%, в отличие от мужской аудитории - 33%. Диаграмма 4. Распределение в абсолютных цифрах по возрасту и полу ответов на вопрос: «Какой медицине Вы доверяете» (по оси Y - кол-во респондентов) При пересчёте абсолютных цифр в относительные наибольшее доверие бесплатной медицине и у мужчин, и у женщин оказалось в возрастной группе от 36 до 50 лет. В целом в группах старшего возраста уменьшается процент респондентов доверяющих платной медицине. Из общего тренда выбивается группа до 18 лет, что может быть связано с несформированным отношением к медицинским услугам в целом, в силу относительно молодого возраста. Частота обращения в лечебные учреждения (частота прохождения медицинских осмотров)Диаграмма 5. Распределение частоты прохождения медицинских осмотров у женщин Диаграмма 6. Распределение частоты прохождения медицинских осмотров у мужчин Из приведённых выше данных (диаграмма 5 и 6) видно, что частота прохождения медицинских осмотров (обращения в лечебные учреждения) у женщин выше, чем у мужчин. При этом 12% женщин проходят осмотры 1 раз в 3 месяца, а за год в лечебные учреждения обращаются около 70% женской аудитории. Более 1/3 опрошенных мужчин обращаются в медицинские учреждения «очень редко». За год среди опрошенной мужской аудитории медицинские осмотры проходят 59%. Восприятие достоверности медицинской информации, публикуемой в ИнтернетДиаграмма 7. Восприятие достоверности медицинской информации у исследуемой аудитории Более 78% опрошенных доверяют Интернету, как источнику достоверной информации. Таблица 3. Процент недоверия Интернету как источнику достоверной медицинской информации (распределение по полу и возрасту) Мужской | до 18 | 18-25 | 25-35 | 35-50 | старше 50 | Всего | 20,59 | 21,89 | 18,18 | 26,67 | 14,29 | 21,12 |
Женский | Всего | до 18 | 18-25 | 25-35 | 35-50 | старше 50 | Всего | 14,29 | 22,78 | 23,68 | 21,35 | 11,54 | 22,14 | 21,86865 |
Интересно, что процент доверяющих Интернету не изменяется внутри половых групп. У женщин процент «недоверяющих» Интернету составил 22%, у мужчин - 21%. В возрастных группах наименьший процент недоверия Интернету наблюдается в группе «старше 50»: у мужчин - 14,3%, у женщин - 11,5%. Частота использования Интернета в качестве источника медицинской информацииДиаграмма 8. Частота использования Интернета в качестве источника медицинской информации в подгруппе женщин Диаграмма 9. Частота использования Интернета в качестве источника медицинской информации в подгруппе мужчин Из представленных данных видно, что большая часть опрошенной аудитории используют Интернет в качестве источника медицинской информации эпизодически (70% мужчин, 63 женщин). Женщины используют Интернет в качестве источника медицинской информации чаще мужчин. Среди них ежедневное обращение к Интернету с этой целью составляет 10% от числа опрошенных (в отличие от 5% среди мужчин). Обращения не реже 1 раза в неделю составляют 16% среди опрошенных мужчин, и 24% среди опрошенных женщин. Данные по возрастным группам показали достаточно однородное распределение ответов на данный вопрос. Обработка неформализованных ответов на вопросыНеформализованные ответы на вопросы были обработаны в ручном режиме с целью выявления общих тенденций и получения данных для проведения последующих исследований. ВыводыПолученные данные позволяют сделать следующие выводы об аудитории бесплатных информационных медицинских ресурсов с преобладанием низко и среднечастотного трафика: - Большую часть аудитории составляют женщины - более 70%
- Половина от всех посетителей - это посетители в возрасте от 18 до 35 лет, самую малочисленную возрастную группу составляют посетители старше 50 лет (около 3%)
- Большая часть аудитории доверяет платной (коммерческой) медицине (более 70%). Наибольшее доверие бесплатной медицине и у мужчин и у женщин наблюдается в возрастной группе 36 до 50 лет. В целом, в группах старшего возраста уменьшается процент респондентов, доверяющих платной медицине.
- Женская аудитория обращается в медицинские учреждения чаще, при этом почти 70% опрошенных 1 раз в год проходят медицинские осмотры.
- Средний процент доверия Интернету в исследуемой аудитории составил 78%, среди них больше всего Интернету доверяют люди старше 50 лет.
- Частота периодических обращений за медицинской информацией в Интернет у женщин выше, чем у мужчин. Около 66% аудитории обращается за медицинской информацией в Интернет эпизодически.
- Дополнительные неформализованные вопросы показали отсутствие устоявшихся брендов медицинских клиник. Лишь у небольшого числа респондентов название клиник совпадали, в большей части назывались локальные названия медицинских центров, либо ответ на вопрос не давался.
- Неформализованные вопросы в отношении поиска медицинской информации в Интернет показали, что преобладающее число пользователей ищет информацию не на специализированных медицинских ресурсах, а в поисковых системах общего назначения. Брендов среди сайтов (т. е. источников медицинской информации, которые назвала бы значительная часть аудитории) также не выявлено.
Приложение N1. Анкета респондента1) Пол: - мужской - женский 2) Возраст: - до 18 - 18-25 - 26-35 - 36-50 - старше 50 3) Какой медицине Вы больше доверяете: - платная - бесплатная 4) Как часто Вы проходите медицинские осмотры: - раз в пол года - раз в три месяца - раз в год - очень редко 5) Является ли для Вас Интернет источником достоверной информации о заболеваниях и их лечении: - да - нет 6) Как часто Вы читаете в Интернете о заболеваниях и их лечении: - ежедневно - 1 раз в неделю - 1 раз в месяц - эпизодически 7) Какие медицинские ресурсы Вы используете, как источник такой информации (перечислите 1-5 наиболее важных по вашему мнению). 8) Назовите платные клиники, услугами которых Вы когда ли пользовались. 9) Довольны ли Вы были оказанными Вам услугами в этих платных клиниках, поясните.Евгений Селин, Олег Сахно interlabs.ru Advertology.Ru Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article56555.htm |