Телелидеры недели

Дата публикации: 01.11.2007
Раздел: Новости

Самый популярный телепроект недели в Москве и по стране в целом -- сериал "Капкан". Эта 12-серийная премьера потеснила на минувшей недели даже недосягаемого рейтингового лидера последних месяцев -- сериал "Татьянин день".

Ожидания телезрителей вылились в чрезвычайно высокие показатели для "Капкана". Первую серию по стране смотрели 36% аудитории с рейтингом 15% (в Москве -- 13,6% с долей 33%). И если потом показатель доли несколько снизился, то в среднем в прайм-тайм этот сериал все равно смотрели почти треть всех телезрителей. Но главное здесь, что в последнее время даже популярные сериалы давно не получали столь стабильно высокий рейтинг. И даже после трех дней перерыва на уикенд рейтинг сериала "Капкан" пока остается выше 12%. Высокий рейтинг -- у телевизионщиков всегда более ценная категория величины, поскольку характеризует конкретное количество человек от общего числа населения. Получается, что "Капкан" как минимум смотрит каждый десятый. Такого в сегодняшнем телеэфире почти нет ни у одного проекта.

Успех "Капкана" у зрителей был предрешен. И не только потому, что каждый мелодраматический эпос классиков сериального жанра Валерия Ускова и Владимира Краснопольского с удовольствием смотрит большинство населения страны. И, конечно, вовсе не из-за сюжета (сценарий Эдуарда Володарского, смесь мелодрамы и детектива, как раз выглядит несколько затянутым). Прежде всего залог популярности в том, что главную роль в "Капкане" играет Александр Абдулов. Как известно, он сейчас тяжело болен и изо всех сил старается победить свой недуг. Что ни говори, но именно эта драматичная подробность частной жизни популярного актера добавила внимания телезрителей к его большой работе в сериале. Тем более что для столь массовой аудитории у Абдулова уже давно не было главных ролей. Прибавьте к этому, что жену его героя в "Капкане" играет бывшая жена актера в реальной жизни Ирина Алферова (именно ее внезапно и таинственно исчезнувшую в первой серии он будет искать все оставшиеся одиннадцать, вспоминая разные перипетии их непростой семейной жизни), и популярность сериала, конечно, становится еще больше. Понятно, что на "Первом", поставив эту премьеру именно сейчас, тем самым хотели поддержать и самого Александра Абдулова. Но стоит сказать, что Абдулов в этой не самой яркой сериальной работе дуэта Усков--Краснопольский действительно очень хорош. И именно на нем, его роли фактически держится весь сериал. Можно не сомневаться, что две ближайшие недели, пока "Капкан" будет идти в эфире, он будет одним из самых популярных телепроектов у зрителей.

"Бальзаковский возраст..." живее всех живых

Совершенно неожиданный программный эксперимент случился на НТВ. Точнее, он продолжается уже больше трех месяцев, но именно на минувшей неделе он получил свое логичное окончание. Речь идет о популярном сериале "Бальзаковский возраст или все мужики сво...", который снял режиссер Дмитрий Фикс по сценарию Максима Стишова.

Премьера русской версии "Секса в большом городе" состоялась весной 2004 года, когда НТВ возглавлял еще Николай Сенкевич. Тогда премьера сериала была громкой, и рейтинги падавшего НТВ были очень высокими. В Москве сериал в среднем смотрели 24-26% телевизионной аудитории при рейтинге 10%. В итоге "Бальзаковский возраст..." вырос в абсолютно самостоятельную сериальную историю с продолжением. Этот женский сериал-гротеск, как это ни парадоксально звучит, собрал в себе национальный колорит в особенностях отношений между мужчинами и женщинами. В нем есть юмор, прописанные диалоги, узнаваемые типажи, хорошая актерская игра даже тех, от кого, казалось бы, уже устали или давно нечего ждать.

Через год после достаточно успешной премьеры (уже при Владимире Кулистикове) первый сезон повторили перед тем, как запустить второй, премьерный. А поскольку на марше уже была совершенно иная программная политика НТВ, где в сериалах на первый план выходили жестокость, убийства и перестрелки, то повтор "Бальзаковского возраста..." прошел фоном и в общем как-то потерялся.

Скорее всего, так бы случилось и с премьерой третьего сезона "Бальзаковского возраста...", которая состоялась этим летом, но произошло неожиданное. Сначала в разгар лета "Бальзаковским возрастом..." на НТВ заткнули эфирную дырку в третьей сериальной линейке в 21.45. Там он не пошел, и как отстающего (то есть выбивающегося по жанру и содержанию из общего детективного сериального трэша) его перекинули на 23.10, сразу после вечерних новостей. И здесь неожиданно рейтинги "Бальзаковского возраста..." сразу резко взлетели вверх. Доля была на уровне 18-20% при рейтинге 4-5%, что для НТВ в столь позднее время да еще при повторах случай достаточно редкий. А все объяснялось просто: после 23.00 на НТВ приходил уже другой зритель, в том числе и женщины. Эта аудитория смотрит и любит сериалы, в том числе и на соседних каналах. Видимо, такой тип юмора, который есть в "Бальзаковском возрасте...", оказался этой аудитории ближе, чем криминальные сюжеты.

30 августа на НТВ вышла последняя серия третьего, премьерного и, похоже, заключительного сезона "Бальзаковского возраста...". Его показатели в Москве были очень высокие (что подтверждает популярность этого сериала даже у тех, кто может быть не столь плотно следил за любовными и сексуальными историями четырех главных героинь): доля 24% при рейтинге 6,2% (по стране 19% и рейтинг 4%). Но уже с 3 сентября в это же время (23.10) НТВ тут же начал снова повтор первого сезона. Это при том, что все три части только что уже прошли в эфире. Такого ни на одном эфирном канале не было ни разу! Были, конечно, примеры, когда наиболее выигрышные сериальные хиты каналы повторяли через короткий промежуток времени. Но либо в другие дни, либо в другое время.

Так, к примеру, было со вторым показом сериала "Бригада". Сначала его показывали на "России" в прайм-тайм. Он тогда получил высокие рейтинги и огромную зрительскую популярность. Спустя короткое время канал стал повторять "Бригаду" уже по субботам -- и зритель снова смотрел историю про Сашу Белого и его друзей-бандитов. Так было и на СТС, когда закончился один из самых популярных телевизионных сериалов последних лет "Не родись красивой", и его почти сразу решили повторять. Но время повторов телеистории про Катю Пушкареву и ее любовь на СТС периодически меняли, и во второй, а потом и в третий раз показ "Не родись красивой" остался незаметным.

У "Бальзаковского возраста..." совсем иная история. Получается, что за три месяца НТВ в режиме нон-стоп просто взял и повторил два раза подряд два десятка серий этого сериала. А на минувшей неделе снова начал показывать и третью. Скорее всего, канал решил показывать этот сериал "на авось": надо было чем-то заполнить четвертую, позднюю сериальную линейку после 23.00. Вряд ли на НТВ так особенно "болели" за "Бальзаковский возраст...". Заодно, видимо, решили проверить, как зритель будет смотреть два раза подряд один и тот же сериал из трех частей. Оказалось, смотрит, и хоть бы что. Конечно, рейтинги уже не такие высокие, как были, но вполне сносные при такой частоте показов. И уже первые серии самого "свежего", третьего сезона "Бальзаковского возраста..." собрали в Москве и по стране в целом долю 14-15%, что фактически соответствует среднесуточным показателям НТВ. Конечно, для создателей конкретного сериала хорошо: "Бальзаковский возраст..." смотрят -- значит востребован аудиторией. Неплохо и каналу: за три месяца повторов одного и того же сериала сколько сериального продукта сэкономлено!

Но пример все-таки может оказаться заразительным и не очень адекватным для телеэфира. Если другие телеканалы без перерыва сразу будут начинать повтор только что закончившегося сериала, то у зрителей, в головах которых и без того полное смешение сюжетов и однообразных форматов, прибавится окончательное ощущение вечного дежавю.

"К барьеру!": рейтинговый рекорд

Самым резонансным телепроектом минувшей недели стала программа "К барьеру!" на канале НТВ. Ее участники, Виктор Ерофеев и Никита Михалков, выясняли, насколько жизнеспособна сегодня идея культа личности, которая в отношении президента Путина набирает все большие обороты, и насколько прилично писать подобострастные письма в стилистике советских времен в адрес Владимира Путина четверым деятелям культуры (одним из которых и был господин Михалков) от имени аж 66 тысяч представителей творческой интеллигенции, которая при этом такого права этим подписантам не делегировала. Как бы ни был харизматичен Никита Михалков, как бы ни брызгал слюной, фактически срываясь в нервном припадке один из его "секундантов" Михаил Леонтьев, как бы ни старался угодить сразу всем и не задеть при этом образ президента Путина ведущий Владимир Соловьев, все равно по итогам зрительского голосования Виктор Ерофеев победил с оглушительной победой: девяносто с лишним тысяч голосов против пятидесяти с небольшим у его визави. Итоги голосования подтверждают, что зрители очень активно смотрели программу. За два последних телесезона это были самые высокие показатели "К барьеру!": в Москве доля 23% при рейтинге 6,6%, а по стране (чего вообще не было очень давно) доля 20,7% (это выше, чем показатели доли НТВ в этот день) при рейтинге 4,1%. Примечательна здесь и еще одна вещь: к началу этого выпуска аудитория НТВ резко увеличилась и по сравнению с новостями доля "К барьеру!" выросла почти вдвое. Для зрителей поединок Ерофеева и Михалкова был очень интересен.

Арина Ъ-Бородина
КоммерсантЪ

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article54100.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100