"Мишка" без фантикаДата публикации: 24.10.2007 Раздел: Репортажи Юбилейная, к 175-летию, выставка Ивана Шишкина в Третьяковке сделана в лучших традициях ре-брендинга: "сущность" и "дополнительные свойства" товара поменялись местами. Звездные, "богатырские" полотна расположились на периферии, уступив место эскизам и офортам. Эскизный Шишкин оказался тонким колористом и дотошным наблюдателем: ботанический позитивизм, с которым выполнены мхи, мухоморы и сныть, непринужденно глядят, будто из поднесенного вплотную фотообъектива, доказывая Некрасовское "нет безобразья в природе". Но стоит "кочам" и "пням" вырасти до размера пейзажа, и вот уже катит в глаза народный бельведер, где раздутая до пейзажа зеленая клетка выглядит угрожающим билбордом. Люди в этих замерших видах смотрятся так же кукольно, как на картинах немцев, у которых учился Шишкин, и могут быть легко, как конфетки, из этих видов извлечены. Есть что-то от "укладчицы № 5" в том, что мишки на знаменитом "Утре в сосновом лесу" - не Шишкинские, а Селивановские. Эскиз же подобен конфете, вынутой из фантика заботливым промоутером и положенной потребителю в рот.
Еще один ракурс Шишкина – офорты. Шаг к литографии от хлорофилловых дебрей – зимние пейзажи. Лишившись цвета и кристаллизуясь в деталях, творения Шишкина вдруг приобретают Дюреровскую сосредоточенность. Десятки вариантов виртуозной графики – с последующим травлением, черчением тонкой иглой, игрой светотенью и интенсивностью выдают в Шишкине лучшего офортиста Х1Х века. Помните детскую медитацию – жуя конфету, тщательно разглаживать пальчиком "золотце" фольги, стараясь истончить причудливые морщинки? Отдельной медитацией, рассказывают, было и рассматривание целого альбома вариантов одного и того же "вида".
И, наконец, отличный ход – "производственная экскурсия": выставка открывает двери в мастерскую литографирования, показывает гербарии. Гуляя по цеху, вспоминаешь слова Шишкина о пронзительном желании не наврать, об отношении к живописанию, как к молитве, которую исказить – великий грех. Это – рецепт Шишкина, его уникальное предложение, залог трудолюбия и блестящего графического мастерства. А "Рожь" отныне – лишь узнаваемая издали "наружка", фантик, который существует для того, чтобы его снять.
Правда, так считают взрослые. Детям же свойственно собирать фантики и хранить. Озорники вертят из них провокационные обманки.
А кто похитрее – меняют: на Сотбисе и Кристи за Шишкина можно сегодня получить миллион "зеленых".
Самая обширная за всю историю выставка представляет более 200 работ из ГТГ, Русского Музея, музеев Украины и республики Белорусь. Юлия Квасок Advertology.Ru Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article53678.htm |