Не по сезону

Дата публикации: 25.09.2007
Раздел: Статьи

Толпы покупателей, очереди у касс - наверняка именно так представлял себе будущее датчанин Йенс Вейно, когда два года назад открывал в Москве первый франчайзинговый магазин сети Jysk.

Опыта ему было не занимать: близкий друг основателя и главного идеолога Jysk Ларса Ларсена, он 10 лет проработал в центральном офисе компании в Копенгагене и прошел путь от рядового сотрудника до третьего лица в Jysk. И все это время наблюдал за стремительным расширением сети в Восточной Европе. Jysk, по стилистике и ассортименту очень похожая на IKEA, повсюду следует за своей "старшей сестрой". Магазины у нее не такие огромные, как у IKEA, зато их больше. В Словакии, например, сейчас работает один комплекс IKEA площадью 21 500 м2 и пять магазинов Jysk по 1000-1500 м2.

Размещает свои точки Jysk не в пригородных моллах, а поближе к покупателю, в спальных районах. Цены чуть ниже икеевских. Главная ставка не на мебель, а на вещи более камерные: аксессуары для спальни, ванной. Ну а фирменная фишка датской сети - матрасы, одеяла и подушки, набитые пухом.

Казалось, приход в Россию сулит Jysk успех. Тем более что IKEA к моменту появления датских магазинов проработала здесь уже пять лет и почву подготовила. Первый магазин Jysk появился на окраине Москвы осенью 2005 г., вскоре открылись еще два. Но мини-сеть так и не смогла объяснить покупателям, что Jysk - это почти IKEA, только маленькая и более дешевая. Продавать товары, соответствующие времени года, и быстро менять ассортимент Вейно тоже не научился.

ВДАЛИ ОТ ПОКУПАТЕЛЕЙ

"Йенс Вейно - плохой бизнесмен, мы с ним больше не сотрудничаем", - категоричен директор Jysk по HR и социальной политике Ким Нор Скибстед. Вейно собирался вложить в российский Jysk $2 млн собственных средств. Но возникшие проблемы так напугали датчанина, что он сразу начал экономить. Инвестиции в три магазина ограничились $200 000-300 000. Вейно не признается, какую часть этих денег ему удалось вернуть. Выход магазинов на операционную рентабельность должен был, по его планам, занять год-полтора. Но они не проработали и года.

С расположением своих торговых точек франчайзи вроде бы ничего не напутал: первый магазин открылся в торговом центре "Феникс" в спальном районе Жулебино - вполне в стиле Jysk. Но Вейно так и не сумел приспособиться к особенностям российского рынка. Бюджет его магазинов предполагал платежи $150-250 за 1 м2 в год. Предложения же ему сплошь попадались в районе $500. Чего же он не учел?

Суммы, на которые рассчитывал Вейно, для Москвы нереальны, столько могут платить лишь якорные арендаторы - супермаркеты и гипермаркеты, генерирующие большой трафик, считает директор по маркетингу компании "Пересвет-Инвест" Ирина Кирсанова. Небольшие площадки в категории "товары для дома", по данным Astera Group, стоят $250-300 за 1 м2 в год (без НДС). Сбить цену нелегко: спрос превышает предложение. Большие площади продавцам мебели и сопутствующих товаров сейчас вообще невыгодны, утверждает Кирсанова. Но российские предприниматели нашли выход: под мебельный ассортимент арендуется не вся площадка, а несколько шоу-румов по 60-70 м2 каждый. При такой схеме удается платить меньше $250 за метр, уверена Кирсанова. Самостоятельно разобраться во всех этих тонкостях Вейно не смог, а советоваться ни с кем не стал: в офисах крупнейших российских девелоперов Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko и Astera Group, куда хоть раз обращается практически любой иностранный ритейлер, о датской сети даже не слышали. Экономить скандинав решил по собственному разумению: для первого Jysk выбрал далекую от основных потоков покупателей и поэтому дешевую площадку в цокольном этаже торгового центра. А стандартную для магазинов сети площадь смело уменьшил вдвое, до 500-800 м2.

Плохое расположение можно было компенсировать рекламой - но Вейно не торопился в нее вкладываться, ожидая, пока будет отлажена бесперебойная поставка товаров. Ведь в жулебинский магазин из-за таможенных проблем садовая мебель - типичный летний ассортимент - поступила лишь к ноябрю. Время шло, магазин стоял почти пустой. Еще полтора года назад администратор торгового зала Jysk Татьяна Виноградская жаловалась в приватной беседе корреспонденту , что собственник не желает заниматься делами сети. Проработав девять месяцев, первый магазин Jysk был закрыт. Это решение, оправдывается Вейно, было продиктовано некорректным поведением владельцев торгцентра - которое, однако, не мешает работать там на протяжении двух лет магазину сети "Эльдорадо" и ряду других, менее известных ритейлеров. Но кто бы мог подумать, что еще два Jysk, открытых в начале 2006 г. в довольно посещаемых торгцентрах XL на Ярославском и Дмитровском шоссе, ждет такая же участь: в конце того же года Йенс Вейно тихо и без шума стер все следы присутствия датской сети в России.

ПОХОД НА МОСКВУ

Согласившись на маленькие магазины, Вейно не сумел впихнуть в них обычный ассортимент Jysk, включающий несколько тысяч наименований. Еще бы: на площади в 500 м2 больше двух десятков шкафов, столов и кроватей не поставить. Товары не поражали ни разнообразием, ни новизной. Между тем фирменный прием Jysk как раз состоит в быстрой смене ассортимента. Фирма предлагает новинки каждые две недели и внимательно следит за сезонностью. Словацкие Jysk, например, к этой осени издали свежий каталог для всех товарных категорий, а владельцы франшизы в странах Балтии удачно обыграли начало школьного сезона. А что же пресловутое скандинавское качество? Российскому покупателю оно было неочевидно. Ни Jysk, ни IKEA не делают секрета из того, что производят часть товаров в Китае. Но IKEA компенсирует это шведским дизайном, а Jysk основу своего ассортимента, фирменные подушки и матрасы, китайским производителям не доверяет. Вейно и тут решил сэкономить: 99% его товаров было произведено в Китае и Индии.

"Ниша товаров для дома у нас практически не заполнена. Неудачи датчанина могут быть связаны с недостаточным инвестированием и слабым продвижением, а отнюдь не с отсутствием спроса. Ведь IKEA, в каком городе ни откроется, собирает массы покупателей", - рассуждает Игорь Кованов, управляющий партнер инвестиционной компании Falcon Advisers, среди клиентов которой "Лаверна" (сети "Дом Лаверна" и "СантаХаус") и "Старик Хоттабыч". Вейно надеялся повторить российский успех IKEA. Но шведской сети он стоил дорого: за шесть лет инвестиции достигли $1,7 млрд, и только в прошлом году компания впервые показала прибыль. Да и та была получена в основном благодаря доходам от сдачи площадей в аренду. По оценкам Ирины Кирсановой, арендаторы в ТЦ "Мега" в Химках и Теплом Стане принесли российской IKEA в прошлом году $248 млн. Это треть всей ее торговой выручки.

Вернется ли Jysk в Россию? Да, но в другом качестве. Неудача Вейно заставила Jysk пересмотреть свое отношение к нашему рынку. "Через 2-4 года мы планируем появиться в России с собственными магазинами. И будет их не один или два, а сразу 10-12. Начнем, наверное, с Санкт-Петербурга, а потом двинемся на Москву", - обещает Ким Нор Скибстед. На франчайзи он больше не рассчитывает.

Елизавета Никитина
smoney.ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article52391.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100