Как читают газеты и сайты?Дата публикации: 31.08.2007 Раздел: Статьи Уже давно газета перестала быть для читателей чем-то священным и единственным источником информации. Сегодня недостаточно просто о чем-то рассказать вашей аудитории, дав пару фотографий, если нашлось место. Надо выбирать нестандартные формы подачи информации, но не наобум, а желательно на более или менее научной основе. И уж ни в коем случае не переносить газетные приемы в онлайн! Poynter Institute (С-Петербург, США) провел исследование поведения читателей новостных изданий - как печатных, так и онлайновых. Результаты этого исследования весьма любопытны, равно как и методы, которые были использованы исследователями.
Как проводилось исследование
В исследовании были использованы два таблоида - Rocky Mountain News, Philadelphia Daily News; две широкоформатные газеты - St.Petersburg Times, Star Tribune of Minneapolis; два новостных сайта - St.Petersburg Times, Star Tribune of Minneapolis. Для того чтобы отследить движение зрачка испытуемого при чтении, к его правому глазу крепились две миниатюрные камеры. Одна фиксировала позицию глаза. Вторая - то, на что смотрел участник исследования. Оба отснятых куска были смонтированы и наложены на изображение газеты или монитора. Таким образом была получена окулярная сетка - математическое представление того, как движется зрачок.
Конечно, в условиях лаборатории человек читает несколько иначе, нежели в собственной гостиной. Однако исследователи постарались смягчить неизбежное искажение результатов. Испытуемых просили сесть комфортно и читать так, как они обычно это делают. Использовавшееся мобильное оборудование позволяло им двигаться совершенно свободно, сидеть, откинувшись, в кресле, поднимать или опускать газету и т. д. Большинство участников тестирования сказали, что они помнили об оборудовании, надетом на их головы, но это не мешало им и не отвлекало от нормального чтения.
В исследовании приняли участие 600 человек: 56% 18-41 год; 44% 42-60 лет; 29% читают печатное или онлайновое издание один-три раза в неделю; 71% - 4 и более раз в неделю; 49% мужчин, 51% женщин. 87% имеют высшее образование, 75% работают.
Жесткого временного лимита в начале теста исследователи не устанавливали. В предварительном инструктаже испытуемым было сказано, что они должны читать так долго, как обычно, или пока их не попросят остановиться. Не указывалось респондентам и то, что им следует читать. Они были свободны в своем выборе, правда, их все же попросили не читать классифицированной рекламы, поскольку она не входила в круг интересов исследователей. В данном случае их интересовали более чем 350 элементов контента, включая выносы, заголовки, фото, графику, сводки, блоги, подкасты и пр.
Для более точного анализа полученных результатов была проведена серия финальных интервью с респондентами по текстам-прототипам. Шесть версий статей были тщательно отредактированы и сверстаны таким образом, что они содержали в точности ту же саму информацию, но в разных формах. Три прототипа были печатными, три - онлайновыми.
Первая версия, печатная и онлайновая, имела простую форму: заголовок, рассказ и фотография. Вторая - содержала больше графики. Третья была очень наглядной, без традиционного рассказывания.
Какие были получены результаты
Самым удивительным результатом исследователи считают следующее открытие: гораздо больший процент материалов, в среднем, прочитывается в онлайне, а не в печатной версии. Так, участники исследования прочитывали 77% материалов новостных сайтов, 62% - широкоформатных изданий и только 57% - таблоидных изданий. При этом примерно две трети "онлайновых" читателей, выбрав какую-либо статью, прочитывали ее до конца.
Читатели и бумажных газет, и онлайновых ресурсов разделились на две группы - те, кто читает методично и сосредоточенно - последовательно, и те, кто бегло просматривает тексты, сканирует их.
Чем характеризуются "последовательные" читатели? - Читают все от заголовка до последней точки, малый объем текстов просто просматривают. - Читают "полным" взглядом, охватывая сразу обе страницы газеты. - Перечитывают некоторые статьи. - Пользуются всплывающими меню и навигационными панелями на сайте. Чем характеризуются "сканирующие" читатели? - Рассматривают страницы, заголовки, визуальные элементы, меньше внимания уделяя собственно текстам. - Прочитывают часть текста, перескакивают к фотографиям или другим элементам, не возвращаются в то же самое место текста, от которого отвлеклись. - Изучают содержание/список статей, выбирают одну и прочитывают ее.
Однако среди читателей бумажных изданий 75% "последовательных", а онлайн-читатели делятся поровну - и прочитывают равный объем текстов. Тогда как в печатных изданиях, равно широкоформатных и таблоидных, "последовательные" прочитывают больше. Наименьший объем прочитывают "сканирующие" в таблоидах.
Тесты показали, что нестандартная форма изложения информации помогает лучше ее понимать - не традиционное рассказывание, а форма "вопрос-ответ", приведение хронологии событий, списков, врезов и пр. При исследовании читателей ежедневных газет выяснилось, что они обратили больше внимания на публикации, облеченные в нестандартные формы, - в среднем на 15%. А у читателей широкоформатных газет этот показатель вырастает до 30%.
Больше внимания - причем намного больше! - привлекают и крупные заголовки - по сравнению с мелкими. Читатели печатных изданий обращают на них и крупные фото внимание в первую очередь. Однако вместе с тем онлайн-читатели обращаются в первую очередь к навигационным панелям и анонсам.
Интереснее, как выяснилось, читателям и документальные новостные фотографии - фотографии реальных людей, что-то делающих в реальном времени. Они привлекательнее постановочных или студийных фото. Так же, впрочем, как и цветные фотографии привлекательнее черно-белых. А на маленькие портретные фото, вроде тех, что делают "на паспорт", читатели практически не обращают внимания. Владимир Иванов Курьер печати Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article51260.htm |