Заполнив пафосные летние веранды ресторанов и вагоны метро, явление стало привычным и обыденным "паразитом" речи, но так и осталось не вполне понятым. Как поступить с ним дальше?
Старшее поколение восприняло слово "гламур" в штыки, как любое заимствование. Молодые подхватили с восторгом, украсив суффиксами и вдоволь посмеявшись над его пафосностью. "Гламурненький" - этим выражением можно добить любого филолога, да и не только его.
А ведь изначально гламур - это чары. Слово, явившееся из старого английского, использовалось древними шотландцами, которые обозначали им некое волшебное влияние, которое заставляет человека видеть объекты в другом свете, не такими, какие они есть на самом деле. Гламур значил колдовство, волшебство. В современном английском его синонимами являются слова "красота" и "привлекательность".
Придя в русский язык года два-три назад, гламур быстро освоился и столь же быстро стал "попсовым". "Гламур" в сознании одних легко и непринужденно связался с миром глянца, шика и расточительности, с роскошью и комфортом. Бесценный блеск драгоценностей, вычурная красота плодов фантазий итальянских дизайнеров, напыщенность светских вечеринок и утонченность искусства для избранных, надменность элитного спорта и отстраненность престижных районов мегаполиса, красота и молодость, не природные, но купленные по очень высокой цене, - это первый, правильный гламур. Его оборотной стороной стали скандальные телеведущие реалити-шоу, личная жизнь светских персонажей в таблоидах и навязчивые логотипы на ремнях в стиле R`n`b. Гламур слился с трэш-культурой....
Декорации у Роскоши и Шика замечательные, в их роли выступают лучшие рестораны и клубы, живописные пляжи экзотических островов и палубы белых, как снег, яхт. Участники разнообразны и делятся на несколько категорий. С бокалами шампанского в руках на презентациях и фуршетах - это, конечно, статисты. Любители - это мы: смотрим, раскрыв рот, на фотографии Марио Тестино, шушукаемся про последнюю коллекцию Pucci, обсуждаем будущее русской моды - словом, пытаемся разобраться. Третья категория - те, кто делает на этом безумии деньги. И самая удивительная и чудесная категория - профи мира роскоши. Те, кто занимается режиссурой и постановкой всего этого замечательного спектакля "Много гламура из ничего", вкладывает в это душу и талант, отдавая себя поклонникам и умирая рано и с помпой, как Джанни, как Джанфранко, оставляя после себя нечто большее, чем знаменитый логотип. Оставляя искусство.
Но на самом деле гламур - это все-таки не искусство, а колдовство. Придется смириться с этим, даже если вы не верите в магию. Это волшебство от стилистов, дизайнеров, имиджмейкеров, рекламщиков и пиарщиков, прытких перьев glam-журналистов и дорогущих камер светских фотографов. Гламур - это то, чего нет, но во что хочется верить после того, как перестаешь верить в Деда Мороза. Потому что в мире роскоши полно своих Санта-Клаусов, русалок и ведьм. Гламур - последняя сказка для взрослых. Только недалекие циники способны расчленить его на составляющие, например: "Чтобы быть гламурной, надо иметь сумку от Chanel, маленькое черное платье и длинные, мерцающие белокурые волосы". Вы же не знаете, что нужно иметь, чтобы быть счастливой или чтобы влюбиться?...
Все верно: гламур обладает примерно той же степенью загадочности и манит к себе взрослых и вроде бы серьезных людей, словно новогодняя елка - детишек или блестящие бусы - туземцев. Он в каком-то смысле заменил и философию, и идеологию. Так что сдавайтесь быстрее, сопротивление бесполезно! Напоследок и как противовес сказанному - цитата из энциклопедии: "Человек гламурного мышления есть существо, которое считает акты потребления достижениями".