"Когда-нибудь мы приобретем оставшуюся долю в СП с "Быстровым" - Бернар МеньеДата публикации: 01.06.2007 Раздел: Интервью Интервью с генеральным директором "Нестле Россия" Бернаром Менье. БЕРНАР МЕНЬЕ видел две разные России: в 1996-2000 годах, когда работал здесь директором по маркетингу, и в 2005- 2007 годах, уже в качестве главы российского офиса. В интервью корреспонденту АЛЕКСАНДРЕ ИВАНСКОЙ он вспомнил, как во время кризиса 1998 года приходилось каждый день переписывать прайс-лист, рассказал о том, хотела ли Nestle покупать "Коркунова" и купит ли "Быстрова", а также сообщил о дальнейших планах компании на российском рынке.
- Каков оборот Nestle в России и какие категории продуктов обеспечивают его основную часть?
- В 2006 году оборот Nestle в России составил 1,4 млн долл. Двумя самыми важными категориями были кофе и кондитерские изделия. Выручка от продаж кофе составляет около 30% оборота.
- В каких категориях продуктов позиции Nestle в России наиболее сильны?
- Наши наиболее сильные позиции как по доле рынка, так и по значимости для нас этой категории это кофе и шоколад. Но у нас также сильные позиции в зерновых завтраках, детском питании, кулинарных продуктах.
- А где доля рынка не так велика, как хотелось бы?
- Мы занимаем второе место на рынке мороженого и питания для животных, хотя наша долгосрочная цель быть игроком номер один на всех рынках, где мы работаем. Например, мы не можем больше расти за счет импорта кормов для животных и поэтому решили построить завод в Калужской области, который поможет нам увеличить долю этого рынка.
- А кто, по вашему мнению, лидеры рынков мороженого и кормов для животных?
- Безусловно, в мороженом игрок номер один "Инмарко", в кормах Mars.
- Какие суммы Nestle намерена инвестировать в развитие своих российских предприятий?
- Мы инвестировали 600 млн долл. за десять лет. Я думаю, что инвестиции сохранятся на том же уровне и в дальнейшем.
- Вы будете увеличивать мощность кондитерских фабрик?
- У нас в этом году большой проект на фабрике "Камская" в Перми. Мы собираемся увеличить мощности по выпуску шоколада KitKat, открывая новую линию по производству этих батончиков.
- А зачем Nestle создала совместное предприятия по производству каш с "Быстровым" ведь у компании уже были собственные мощности по производству каш?
- В Вологде у нас есть фабрика, которая производит каши для детей начиная с шести месяцев, продукты прикорма. "Быстров" производит каши быстрого и моментального приготовления преимущественно на основе овса или риса для детей от одного года и взрослых. Технология производства совершенно другая, мы не можем производить это в Вологде.
- Какая доля в этом СП принадлежит Nestle?
- Мы не раскрываем свою долю в СП, но наш пакет больше, чем у "Быстрова", и нам принадлежит контроль за управлением СП.
- Может ли в будущем идти речь о покупке "Быстрова"?
- Если речь идет о доле в СП да, скорее всего когда-нибудь мы приобретем и оставшуюся долю в СП с "Быстровым".
- Рассматривает ли Nestle возможность покупки успешных российских компаний?
- Мы планируем добиться двукратного увеличения бизнеса к 2010 году, однако наши планы основаны на возможностях органического роста. У нас есть опыт приобретения предприятий в России: в 1995 году мы приобрели контрольный пакет фабрики "Россия" в Самаре, в 1996-м фабрику по производству мороженого в Жуковском, в 1998 году кондитерские фабрики в Барнауле и Перми, в 2002 году – "Святой источник". Мы не исключаем возможность и дальнейших приобретений и открыты для обсуждений, но, откровенно говоря, сейчас у нас нет каких-то определенных планов приобрести российскую компанию.
- Изучали ли вы возможность покупки "Коркунова"?
- Нет, мы не изучали такую возможность. Насколько мы понимаем, "Коркунов" официально никогда не выставлялся на продажу, и в процессе сделки не было открытого предложения всем потенциально заинтересованным покупателям. Таким образом, у нас не было предпосылок изучить возможность его покупки.
- Назовите самые интересные новинки, которые Nestle сейчас выпускает в мире? Как скоро они могут появиться в России?
- Один из нашим самых успешных продуктов в последние годы это кофе-системы Nespresso. В России у нас есть бутик Nespresso в Новинском пассаже, и мы собираемся открыть еще один бутик с рестораном на Петровке.
- Россияне как потребители чем-то принципиально отличаются от жителей других стран?
- Можно назвать три ключевых отличия. Россиянам очень важна натуральность продукта. Это первое качество, на которое они обращают внимание при покупке. Второе важность брендов. Бренды важны во всем мире, но в России на них обращают особенное внимание. И третье российский потребитель очень хочет пробовать новое, экспериментировать. Западные потребители более консервативны.
- Странно, ведь про россиян как раз говорят, что мы традиционалисты…
- Россияне, наверное, консерваторы в чем-то другом, но не в еде. Лучший пример это успех суши-баров в Москве, сейчас их здесь больше, чем где-либо еще, кроме азиатских стран. Причем примечательна именно скорость, с которой россияне полюбили совершенно новую для себя еду.
- В 19962000 годах вы работали в России, потом в Венгрии и Франции, а затем снова вернулись в Россию уже в новом качестве. Почему вы решили в 2000 году покинуть Россию?
- В 2000 году Nestle попросила меня возглавить офис в Будапеште. Я там работал до России, хорошо знал страну и язык, и это была хорошая возможность добиться успеха в качестве главы подразделения компании.
- Какие чувства вы испытали, когда узнали, что снова придется вернуться сюда, уже в качестве главы российского офиса?
- Меня не очень удивило предложение возглавить российский офис, потому что, когда я покидал Россию в 2000 году, я думал, что когда-нибудь вернусь сюда. Я был очень счастлив, и мои дети тоже, у них были хорошие воспоминания о России.
- Вас не удивили изменения, произошедшие за время вашего отсутствия в России?
- Конечно, я их заметил. Когда я уезжал в 2000 году, мы видели лишь первые небольшие улучшения, связанные с выходом из кризиса 1998 года. Пять лет спустя потребители стали в три раза богаче, страна чрезвычайно развилась, особенно ритейл. Россия в 2000- 2005 годах изменилась больше, чем какая-либо другая страна, которую я знаю.
- Но и конкуренция усилилась? Стало труднее работать, чем в конце 90-х?
- Думаю, вряд ли когда-либо было работать труднее, чем в кризис 1998 года, когда нам приходилось изменять рублевый прайс-лист каждый день. В отличие от того времени сейчас рубль стабилен, экономика постоянно растет.
- Какие тенденции российского продуктового рынка будут определять его развитие в ближайшие годы?
- Тенденция номер один движение к более здоровой и натуральной пище. Именно поэтому Nestle трансформируется из компании - производителя продуктов питания в компанию - лидера в области здорового и правильного питания. Другая важная вещь это удобство, легкость приготовления еды.
- А интерес к национальным кухням? Говорят, это становится модным. Могут ли глобальные компании заработать на этом?
- Мы адаптируем наши продукты к местным вкусам. Несмотря на готовность к экспериментам, российский потребитель очень гордится своими кулинарными привычками и рецептами. В российской кухне есть много здоровых и интересных рецептов например, гренки, борщ, щи. Возьмем, например, рынок снеков. Есть много специфических снеков, которые любят в России, на основе злаков, пшеницы, рыбы. Хотя некоторые продукты например, нашу минеральную воду Perrier люди покупают именно из-за интереса к иностранному бренду. Ее мы можем только импортировать, она бутилируется только из источника на юге Франции.
- В России тоже есть минеральные источники. Можем мы создать экспортный бренд минеральной воды, который стал бы популярным в мире, как Perrier?
- Покупатель в России пока еще не делает различия между минеральной и очищенной водой. "Святой источник" это минеральная вода высокого качества, и мы не можем разливать ее нигде, кроме Костромы. Но покупатель не понимает разницы между нею и очищенной водой, что создает трудности в продвижении. Прежде чем думать об экспорте русской минеральной воды, мы должны объяснить российскому потребителю преимущества минеральной воды из источника перед очищенной водой.
- Но почему вы не делаете акцент на этом в рекламе "Святого источника"?
- Мы говорим об этом. Проблема в законодательстве, которое на дает четкого разграничения. Один из наших конкурентов имеет слово "минеральный" в своем бренде, хотя это очищенная вода, и это вводит покупателей в заблуждение.
- Будет ли Nestle выпускать в России новые продукты?
- В июне мы запускаем Nescafe Gold Mild это будет первый премиальный кофе, разработанный специально для российских потребителей, которые ищут более мягкий вкус. Он менее терпкий, чем Nescafe Gold . Продукт будет нацелен в основном на женщин.
- Nestle объединяет свои компании в России в одну юридическую структуру ООО "Нестле Россия". Сколько составит экономия на налогах и корпоративных расходах?
- Экономии на налогах не будет, поступления в региональные бюджеты останутся на прежнем уровне, но мы существенно сократим наши корпоративные расходы. Каждое юридическое лицо в России требует много бумажной работы и администрирования.
- Насколько российский рынок важен для Nestle?
- Он составляет около 2% всего оборота компании и входит в первые 12 по важности рынков для Nestle. РБК daily Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article47468.htm |