Бизнес в картинкахДата публикации: 20.04.2007 Раздел: Статьи Комиксы не просто развлечение для детей и взрослых: рисованные истории вовсю используют для продвижения товаров и услуг, они становятся частью корпоративной культуры. Недавно в дизайн-студию Lin Art пришли трое мужчин в строгих костюмах и попросили создать корпоративный комикс. "Наш фирменный персонаж должен надолго стать лицом компании в СМИ, - сообщили они. - Так что отнеситесь к его разработке так, как если бы вы конкурировали с самим Мэттом Гренингом, автором "Симпсонов" и "Футурамы". И детально описали, как должен выглядеть персонаж и в какой стилистике его рисовать.
Еще год назад гендиректор студии Александр Дворянкин не мог и рассчитывать на таких грамотных клиентов: "Все твердили примерно одно - сделайте нам прикольный комикс, а что рисовать, придумайте сами, вы же профессионалы". По словам художника Хихуса, организатора фестиваля "КомМиссия" и идеолога арт-студии "Люди мертвой рыбы", которая зарабатывает на жизнь коммерческими комиксами, зачастую оказывалось, что заказчик считает комиксом обычный плакат. "Лет 5-6 назад для рекламы чаще всего просили одну картинку, да и ту попроще, - продолжает Хихус. - А заказывали в основном комиксы для близких, к примеру, на 10-летие любимой дочки. Для этого и видеоматериалы подвозили, и строгую бабушку - направлять творчество художников в нужное русло".
Дети, экстремалы, софт
Раньше заказывали комиксы на день рождения дочки, теперь банки выпускают годовые отчеты с придуманными персонажами
Теперь "смешное" искусство в России становится серьезным инструментом для продвижения бизнеса. По оценкам Дворянкина, если пару лет назад комиксы составляли около 2% от общего объема продукции Lin Art, то сейчас уже 10%. "Конечно, для России это пока экзотический продукт, - уточняет Дворянкин. - Но именно поэтому в нашей стране у комиксов большие перспективы".
Александр Иванов, руководитель компании "Миро" (торговая марка "Катпрокат"), сдающей в аренду строительную технику и экскаваторы, прочитал об эффективности комиксов в прошлом году в журнале "Рекламодатель" и решил с их помощью продвигать услуги своей фирмы (раньше он просто размещал объявления в специализированных изданиях). Результатом стали три комикса с персонажами в галстучках и касках: у одного экскаватор сломался, у другого объем работ увеличился, и всем в "Миро" помогли. Реклама строителям понравилась, но, когда компания разместила комиксы на специализированных выставках, к их стендам повалили все кому не лень: журналисты, студенты. Настоящих же клиентов было не так много. "Мы приостановили производство комиксов для оценки их влияния на арендаторов техники, - говорит Иванов. - Мне кажется, слишком юмористическая вышла серия для наших потенциальных клиентов.
Тем не менее мы надеемся ее возобновить с более серьезными героями".
Обратились к комиксам и руководители холдинга "Отечественные лекарства", собираясь запустить в продажу детские витамины "Гамсы". Так появились четыре героя школьного возраста, попадающие в приключения в Галактике фантазий, и осенью 2006 года компания приступила к производству витаминов. По словам продакт-менеджера холдинга Инны Корчиной, адресная рассылка первого выпуска комиксов и их распространение подтвердили надежды на эффективность этого средства рекламы. Комиксы оказались настолько популярными, что руководство компании планирует зарабатывать деньги на их производстве и распространении уже в этом году: сейчас журнал "Гамсы" проходит регистрацию как СМИ.
По мнению Хихуса, "Отечественные лекарства" - типичный для современной России заказчик комиксов: серьезный и долгосрочный производитель продукции для детей. Раньше комиксы в рекламе использовали в основном западные компании (к примеру, серия коммерческих комиксов от "Людей мертвой рыбы", разошедшаяся в 2005 году тиражом
120 000 экземпляров, была заказана для непрямой рекламы серии новых рюкзаков Nike) или же отечественные продавцы спортинвентаря для экстремалов. Теперь подтянулись производители детских товаров, а также услуг, суть которых еще нужно объяснить потребителю. "Например, мы сделали комикс о Петре Ивановиче, - рассказывает Хихус, - который никак не мог вставить запятую в текст на сайте своей компании. А потом купил программу для "чайников" и перестал беспокоить с запятыми даже секретаршу. Тут же немногочисленные производители аналогичного "софта" заказали комиксы для себя".
Рублемен не нужен?
Настоящий всплеск ажиотажа на проиллюстрированные комиксами годовые финансовые отчеты случился и после того, как банк "Зенит" первым заказал себе подобный отчет. Поначалу художники Lin Art напридумывали супергеров вроде Рублемена и Евромена, но банкиры попросили строгую историю про бизнесмена, который добился успеха, пользуясь услугами банка. Этот отчет занял первое место в номинации "Печатная реклама" на Московском международном фестивале рекламы (ММФР) в 2003 году, после чего оргкомитет ММФР даже учредил новую номинацию "Комиксы", правда, недавно от нее отказался. "Качественных работ на фестиваль присылается немного, - комментирует это решение гендиректор ММФР Елена Нарышкина. - В прошлом году только один комикс дошел до финала в номинации "Печатная реклама", но призового места не занял".
Сейчас "Люди мертвой рыбы" разрабатывают героев и сюжеты для производителя канцтоваров (название не разглашается до начала рекламной кампании): историю для мальчиков - про героев, сражающихся с ужасными монстрами, и для девочек - про двух подружек-ведьмочек в школе магии. "Заказчик продвинутый пошел, - радуется Хихус. - Сначала этот клиент хотел только "рубилово", но, когда я предложил ему разделить серии для мальчиков и девочек, как это принято в манга, завоевавшем 30% рынка комиксов в Японии, он согласился".
Супергерои в офисе
Крупные фирмы теперь используют комиксы и для корпоративных целей. Скажем, "Люди мертвой рыбы" получили заказ на роспись стен в офисе одной инвестиционной компании. Героями комикса о летающих супергероях должны стать сотрудники, которые в ней работают. Традиционный заказ для корпоративных праздников - рисованные истории с приключениями в стиле программы "Последний герой", где у персонажей тоже лица сотрудников. "Хотя комиксы в России не так популярны, как в Европе, - говорит Кирилл Готовцев, директор рекламного агентства "Маньяко", сайт которого заполнен комиксами на основе реальных офисных историй. - Играть в комиксы - общемировой тренд, который затрагивает и нас.
И чем больше на экранах фильмов, снятых по сюжетам популярных комиксов, тем больше общество готово воспринимать этот жанр, который не в нашей деловой традиции".
По мнению Александра Дворянкина, у России здесь есть свои перспективы: так как большинство наших авторов комиксов вышли из отечественной анимации, у нас может родиться своя стилистика. Впрочем, режиссер-мультипликатор, художественный руководитель студии "Пилот" Александр Татарский придерживается иного мнения:
"Я был в жюри на конкурсе комиксов - основная масса художников копирует западные и японские образцы, на традиции советской мультипликации опираются считанные единицы". В любом случае, ясно одно: комиксы вышли во "взрослую жизнь", и теперь их использование в бизнесе зависит от смелости и фантазии заказчика.
5 героев комиксов: бизнесмены и офисные служащие
1. Лекс Лютор. Заклятый враг Супермена, владелец корпорации LexCorp, а также ученый и президент США.
2. Мистер Бернс из "Симпсонов". Самый богатый человек Спрингфилда, владелец АЭС.
3. Брюс Уэйн, он же Бэтмен. Наследник огромного состояния и глава многомилионной корпорации "Wayne Industries".
4. Дилберт, клерк, порождение художника Скотта Адамса, неутомимого собирателя офисного юмора и исследователя офисного маразма.
5. Стэнли Ипкинс, банковский служащий, герой комикса, известного по фильму "Маска". Он нашел древнюю маску, умеющую выполнять заветные желания. Дина Юсупова Пятница Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article45701.htm |