Обзор главных событий российского медиарынка в 2006 году

Дата публикации: 15.01.2007
Раздел: Статьи

Пожалуй, все игроки российского медиарынка и медиажурналисты едины в мнении, что 2006 год был для отрасли самым успешным за всю её историю, по крайней мере, с точки зрения привлечённых инвестиций и деловой активности её участников.

По сообщению РБК, на сделки по слияниям и поглощениям в сфере СМИ в прошедшем году было потрачено около 2 млрд. долл. Во всяком случае, согласно озвученным "Газета.Ru" цифрам, только за 9 месяцев 2006 года (с января по сентябрь) на отечественном медиарынке было заключено 18 сделок на сумму 652,7 млн. долл., что ровно в два раза превысило показатели 2005 года, когда в сфере купли-продажи СМИ состоялось 9 сделок на сумму 322 млн. долл. Многие эксперты предсказывают, что рост объёмов рынка в этом году не только не спадёт, но наоборот, увеличится.

Среди главных тенденций прошлого года на российском медиарынке с известными оговорками можно назвать следующие процессы:
· появление крупных инвесторов;
· возникновение диверсифицированных медиахолдингов;
· растущий интерес к онлайновым СМИ и Интернету в целом;
· усиление специализации изданий и даже целых медиахолдингов либо на общественно-политической, либо на развлекательной, либо на b2b тематике;
· начавшийся переход телевизионного вещания с аналогового на цифровой сигнал;
· изменение рекламной политики практически всех видов СМИ в связи со вступлением в силу с 1-го июля нового закона "О рекламе";
· усиление цензуры (и в связи с этим ущемление свободы слова).

А теперь об итогах 2006 года для российского медиарынка – более подробно.

Слияния и поглощения

В январе прошлого года первой новостью медиарынка, получившей значительный общественный резонанс, стало известие об отставке генерального директора ИД "Коммерсантъ" Владимира Ленского и назначении Демьяна Кудрявцева. Затем, в феврале, основной акционер издательского дома Борис Березовский передал все свои российские активы своему партнёру Бадри Патаркацишвили, который в апреле официально признал, что, возможно, продаст "Коммерсантъ" стратегическому инвестору за 340-350 млн. долл. В числе вероятных покупателей ИД назывались "Газпром-Медиа", ОАО "РЖД", "Альфа-Групп", а также структуры Романа Абрамовича. Однако в итоге в августе 100% холдинга приобрёл совершенно неожиданный покупатель – гендиректор компании "Газпроминвестхолдинг" Алишер Усманов.

Сразу после сделки новый владелец ИД принялся за создание на основе ИД диверсифицированного медиахолдинга. Для этого в ноябре Усманов приобрёл 50% ООО "Спортивный телеканал 7ТВ" за 20-25 млн. долл. Остальные 50% акций остались у прежних владельцев канала – Московской областной трастовой компании (на 100% принадлежит правительству Московской области). Сумму сделки стороны не разглашали, но несколько лет назад областное правительство заплатило за канал 30–35 млн. долл., а его оборот сейчас составляет не более 100 млн. долл.

Вскоре появилась информация о намерении Усманова приобрести активы ИД "Секрет фирмы" (по информации участников рынка, создавался с использованием денег нефтяной компании "ЮКОС"). Все издания ИД "Секрета фирмы" за исключением газеты "Бизнес": Интернет-издание "Газета.Ru", а также журналы "Секрет фирмы", "Все ясно" и "Имеешь право" – Алишер Усманов приобрёл в конце декабря. Эксперты оценили сделку в 40 млн. долл. По слухам, в настоящее время Усманов ведёт переговоры о приобретении радиостанции "Русская служба новостей 107,0 FM".

ИД Родионова
в 2006 году также продолжал расширяться. Холдинг приобрёл несколько изданий в разных сегментах печатных СМИ. Так, у ИД Arnold Magazines ИД Родионова купил журналы She и XXL, а у ИД Burda – телегид ТВ 7. По оценкам участников рынка, сумма сделки составила от 3 до 6 млн. долл. Сейчас ИД Родионова планирует активно развивать Интернет-проекты (в частности, новый сайт журнала BusinessWeek) и ведёт переговоры о получении лицензии на издание журналов FHM и Top Sante.

Кстати, именно ИД Родионова был главным претендентом на покупку у ИД "Секрет фирмы" Интернет-издания "Газета.Ru" и газеты "Бизнес", пока первое, как уже было сказано, не купил ИД "Коммерсантъ", а вторую – владелец ИД "Московские новости" Аркадий Гайдамак.

История этого медиахолдинга заслуживает более подробного разговора. Напомним, что сначала газета "Московские новости" была продана Леонидом Невзлиным украинскому медиамагнату Вадиму Рабиновичу, но в конце 2005 года была перепродана предпринимателю Аркадию Гайдамаку. В марте 2006 года ИД "Московские новости" приобрёл французскую газету France Soir. Через неделю – радиостанцию "Арсенал", создав на её частоте деловую станцию "Бизнес FM". И буквально за неделю до нового, 2007-го, года – газету "Бизнес". Сумма последней сделки не превысила 6 млн. долл. Так на медиарынке появился новый диверсифицированный холдинг "Московские новости", принадлежащий Аркадию Гайдамаку. По приблизительным оценкам, предприниматель потратил на его создание около 30–40 млн. долл.

Холдинг "Проф-Медиа" в 2006 году заметно изменил свою структуру. Вслед за продажей в 2005 году 50,19% акций газеты "Известия" холдингу "Газпром-Медиа" в прошлом году стало известно о намерении руководства "Проф-Медиа" продать тому же холдингу ИД "Комсомольская правда". Сделка должна завершиться в ближайшем будущем. Её сумму оценивают в 300 млн. долл. В то же время "Проф-Медиа" заключил в прошедшем году несколько сделок по приобретению СМИ развлекательного направления на общую сумму около 1 млрд. долл. Среди приобретений холдинга – ИД "Афиша" (куплен у группы "Спутник"), телеканалы 2х2, ТВ3, Rambler TV и 54,8% акций компании Rambler Media Group.

Упомянутый медиахолдинг "Газпром-Медиа" в преддверии выборов, возможно, сосредоточится на общественно-политических СМИ. Кроме "Известий" в 2006 году холдинг приобрёл питерский телегид "Панорама TV" и начал его выпуск в 11 городах-миллионниках. Инвестиции в проект, по словам генерального директора "Газпром-Медиа" Николая Сенкевича, составили 15 млн. долл. Кроме того, в прошедшем году холдинг запустил 2 радиостанции: "СИТИ-FM 87.9" и "Relax FM 90.8".

Крупным диверсифицированным холдингом становится и группа "ПромСвязьКапитал" (в портфель которой входят газеты "Аргументы и факты" и "Труд"). В августе 2006 года компания купила ИД "Экстра М Медиа" (оборот в 2005 году составил около 60 млн. долл.) за сумму около 100 млн. долл. У "ПромСвязьКапитал" есть планы развития журнального сегмента, в частности – выпуска приложений "АиФ" как самостоятельных изданий.

"Русско-азиатская инвестиционная компания" (РАИНКО), владеющая непрофильными активами Олега Дерипаски, купила летом прошлого года 100% ИД "ОВА Пресс" у фонда Russian Media Ventures. Сделка, по экспертным оценкам, составила около 30 млн. долл. Руководство РАИНКО после этой покупки заявило о желании создать диверсифицированный медиахолдинг, и осенью компания приобрела блокирующий пакет акций ИД "Эксперт" за 50 млн. долл. В ближайшем будущем сеть распространения журнала "Эксперт" будет расширена. Расширится и линейка журналов "ОВА Пресс" в целом. На основе информационно-аналитического сайта Expert.ru планируется создать целое семейство сайтов: о личных финансах, о кино и книгах, а также англоязычный информационно-аналитический сайт. Появятся в рамках медиахолдинга и b2b-ресурсы. Кроме того, будет создан новый журнал с рабочим названием "Русский репортёр", который должен выйти в свет уже в этом месяце. Также планируется создать деловой телеканал "Эксперт-ТВ".

Летом 2006 года неожиданно была акционирована "Новая газета", которая до тех пор не состояла в составе ни одного крупного медиахолдинга. 100% акций газеты принадлежали редакционному коллективу, а летом акционерами стали бывший президент СССР Михаил Горбачёв (10% акций) и депутат Московской городской думы Александр Лебедев (39% акций).

В Петербурге норвежский медийный холдинг Schibsted. приобрел 66,7% акций ООО "Региональные независимые газеты" (Петербург), владеющего сетью газет "Мой район". Норвежский концерн заплатил за пакет $3,3 млн. В сентябре в Москве начала выходить газета "Мой район". Инвестиции в развитие в Москве составят около $5 млн, включая создание интернетпортала. Большую часть этих средств ($4,4 млн) вложил основной акционер газеты - норвежский концерн Schibsted

Новые издания

Обо всех новинках 2006 года в одном обзоре рассказать невозможно, поэтому остановимся на наиболее заметных изданиях, появившихся в прошлом году.

В январе 2006 года ИД "С-Инфо" запустил новый проект – ежемесячный глянцевый информационно-развлекательный журнал "SIM". На рекламную кампанию было потрачено 1,5 млн. долл.

В феврале Группа "Эксперт" запустила журнал о личных финансах "D’" ("Д-штрих").

В марте вышел в свет первый номер аналитического делового еженедельника SmartMoney. Это совместный проект учредителей газеты "Ведомости" – британской корпорации Pearson Plc., американской компании Dow Jones & Company и ИД Independent Media Sanoma Magazines. Группа компаний "РБК" запустила одноимённый деловой ежемесячный журнал – "РБК". Также в марте ИД "Эдипресс-Конлига" выпустил первый номер ежемесячного журнала для родителей "Мама, это Я!". В том же месяце вышел первый номер ежемесячного автомобильного журнала Quattroruote. Лицензию на выпуск в России этого итальянского журнала у издательства Domus приобрёл ИД "Бурда". В апреле тот же ИД запустил ежемесячный глянцевый журнал "для жизнерадостных модниц в возрасте от 20 до 30 лет" JOY.

В мае был запущен глянцевый еженедельник для женщин Gloria – первый в портфеле ИД Independent Media. Тогда же вышел первый номер еженедельной газеты "Аргументы i время" (в августе название было изменено на "Аргументы недели") (учредителем стала группа компаний "СВР-групп").

В июле холдинг Arnold Prize запустил два мужских журнала – Loaded и Fashion Inc.

ИД "АвиаРус-ХХI" запустил в августе новый проект категории luxury lifestyle – сезонный информационно-справочный журнал "Философия Роскоши", а ИД "Салон Пресс" выпустил пилотный номер журнала "Женщина за рулём".

В сентябре ОАО "РБК Информационные Системы" запустило ежедневную деловую полноцветную газету "РБК daily". Компания ОАО "Ньюс медиа" начала выпуск первого ежедневного городского таблоида "Твой День". ИД "СПН" запустил журнал "МЫ плюс" – российский аналог Us Weekly, одного из самых рейтинговых и популярных изданий о звёздах США.

Компания "Региональные независимые газеты" (Петербург) в этом же месяце вывела на московский рынок газету "Мой район" тиражом более 220 тысяч экз и бесплатным распространением в 20 районах города, тем самым составив серьезную конкуренцию уже действующим бесплатным изданиям города.

ИД Axel Springer Russia запустил в 2006 году сразу два новых издания : весной -специализированный журнал ComputerBuild, а осенью - еженедельный журнал о знаменитостях OK!
ИД Hachette Filipacchi Shkulev – журнал ELLE DELUXE, посвящённый жизни в стиле люкс. Издательский холдинг "Актион-медиа" в ноябре начал издавать два профессиональных журнала: "Директор по персоналу" и FD (русское издание британского журнала Financial Director). ИД "Президент" выпустил первый номер глянцевого журнала о частном банковском обслуживании и доверительном управлении Private Banking, а ИД Luxocrat Media в сотрудничестве с компанией Mediacrat запустили русскую версию голландского мужского издания о роскоши, стиле, часах и часовой культуре – журнал WATCH.

Телевидение

В отличие от бумажной прессы телевидение в этом году удивило участников медиарынка в гораздо меньшей степени, но о некоторых событиях нельзя не упомянуть.

В 2006 году российскому телевидению исполнилось 75 лет. Ровно столько лет назад Московский радиовещательный технический узел начал опытные регулярные телевизионные передачи. В канун этой годовщины была создана Правительственная комиссия по развитию телерадиовещания под председательством Дмитрия Медведева. Именно он разработал проект концепции перехода с аналогового на цифровое вещание. Переход будет осуществлён на основе единого национального оператора при помощи DVB – европейской системы цифрового ТВ. Ещё весной началась поэтапный переход на "цифру" в 86 регионах страны. Уже перешли на цифровой формат Юрга и Ханты-Мансийский автономный округ, в Москве в цифровом формате началось вещание музыкального канала RUTV, через спутник в цифровом формате транслируются каналы компании "НТВ+".

Среди других наиболее значимых для развития телевидения событий – принятие в феврале и вступление в силу в июле нового закона "О рекламе", приближающегося к европейским стандартам. В нём было определено, что объём рекламы на ТВ не должен превышать 20% в час и 15% в сутки, а длина рекламного блока – четырёх минут. Законом введён запрет на рекламу пива с 7 утра до 22 часов, ужесточены требования к рекламе фармацевтической продукции и ограничено использование в рекламе образов детей.

Одно из самых громких событий – выход крупного российского медиахолдинга CTC Media на международный уровень: холдинг провёл первичное размещение акций (IPO) на американской бирже NASDAQ. В результате размещения акций компания привлекла 345,9 млн. долл., и сегодня её капитализация, по некоторым оценкам, составляет 3,6 млрд. долл. Сам холдинг стал крупнейшей медиакомпанией в Восточной Европе. Кроме того, это первая медиакомпания на постсоветском пространстве, имеющая непосредственный доступ к мировому рекламному рынку. Недавно стало известно, что СТС Media присматривается к телеканалу DTV.

Интерес к телеканалам проявил в 2006 году и входящий в группу "Интеррос" холдинг "Проф-Медиа". Как уже было сказано, за год компания приобрела три телеканала. В феврале за 30 млн. долл. был куплен телеканал "2х2". Осенью этого года "Проф-Медиа" объявил о перепрофилировании канала – теперь он будет анимационным. Причём это будут как зарубежные, так и отечественные мультфильмы, а в ночное время канал будет показывать японское анимационное порно.

В октябре холдинг за 23 млн. долл. купил телеканал Rambler TV. Третьим каналом, который "Проф-Медиа" приобрёл в прошлом году, стал ТВ-3. По некоторым данным, сумма сделки составила более 550 млн. долл.

В июле на базе государственного медиахолдинга ВГТРК стартовал первый круглосуточный информационный канал "Вести-24". Идеологическая составляющая этого канала велика: в прямой трансляции здесь идут правительственные форумы, заседания и т.п.

С августа в обновлённом виде стал выходить канал ТВ Центр, в чьей сетке вещания появилось множество новых программ. Улучшился кинопоказ, была оставлена социальная составляющая (публицистика, документалистика). Ставка была сделана на развлекательные программы и увеличение доли эфирного времени под сериалы.

В том же месяце заявил о ребрендинге и канал РЕН ТВ: новая программная сетка, новая целевая аудитория – от 18 до 49, новый логотип ("Самый сок телеэфира!"). А в декабре стало известно об утверждении нового совета акционеров телекомпании РЕН ТВ. Крупнейшим акционером стало ООО "ИК Аброс" – дочерняя структура петербургского банка "Россия". До этого акции РЕН ТВ были поделены между тремя крупными акционерами – "Северсталью" (35%), "Сургутнефтегазом" (35%) и немецкой медиакомпанией RTL Group (30%). По данным РБК daily, доля RTL останется прежней, а "Северсталь" и "Сургутнефтегаз" сократят свои пакеты до 7% каждая.

Банк "Россия", кстати, является также акционером недавно появившегося федерального канала ТРК "Петербург – Пятый канал" (поэтому вероятно, что РЕН ТВ и ТРК "Петербург" сольются в единый медиахолдинг). Новый региональный канал вышел в эфир 1 октября. Он позиционируется как канал эксперимента и творческого риска, обещает прямые эфиры и открытые площадки и надеется на "зрителя раннего НТВ", как заявила председатель совета директоров ОАО ТРК "Петербург" Алла Манилова.

Телекоммуникации привлекают и "Промсвязькапитал". В ноябре холдинг приобрёл компанию "Синтерра" – одного из крупнейших альтернативных операторов фиксированной связи в России, имеющего возможность передачи телевизионного сигнала. В холдинге не исключают, что купят одного из производителей ТВ-контента. Кроме того, собственник газет "Аргументы и факты" и "Труд" намерен расширить линейку своих брэндов электронными СМИ и журналами.

Церемония вручения премии ТЭФИ, прошедшая в ноябре, отразила действительную ситуацию на телевизионном рынке нашей страны: упадок информационного вещания и подъём вещания развлекательного.

Интернет

Одной из самых главных тенденций последнего времени (2006 год – не исключение) не только российского медиарынка, но и развития всего человечества в целом, является победное шествие Интернета по планете. Всё большее число людей проводит всё большее число времени на всё большем количестве сайтов. Всё большие деньги направляют рекламодатели в глобальную сеть.

Согласно обнародованному на конференции ООН в ноябре докладу, к началу 2006 года количество Интернет-пользователей в мире составило 1,21 млрд. человек, что на 19,5% больше, чем в 2005 году. Безусловным лидером по этому показателю являются США – около 200 млн. человек. На втором месте Китай (111 млн.), на третьем – Япония (85,29 млн.). Растёт число компаний, охваченных Всемирной паутиной. В Евросоюзе по состоянию на 2004 год 91% предприятий пользуется услугами Сети. Согласно докладу ООН, в США в 2004 году 93% сделок между компаниями совершалось через Интернет, в странах Европы число подобных операций приближалось к половине.

Исследование Интернет-аудитории в России за октябрь 2006 года, проведённое компанией TNS Gallup Media, показало, что ежемесячная аудитория Интернета в Москве составляет 3,85 млн. человек, в России в целом – 15,6 млн. человек (май–июнь 2006 года).

Как недавно сообщила компания "Региональный сетевой информационный центр" (RU-Center), крупнейший регистратор российских доменов, количество доменных имён второго уровня, зарегистрированных в зоне .ru, по итогам 2006 года выросло на 60,78% по сравнению с 2005 годом и превысило 718 тысяч. По словам руководителя отдела по связям с общественностью RU-Center Андрея Воробьёва, это рекордное увеличение за всё время развития зоны .ru.

По данным аналитической службы Яндекса, каждый будний день в российском Интернете появляется около 27 тыс. новостей, в выходные – в среднем около 6 тыс. Число сообщений в русскоязычных Интернет-СМИ растёт вместе с дневной аудиторией Рунета - на 50% в год. Новости в Интернете читают уже 13% россиян.

Наибольшее количество новостей поступает от Интернет-изданий из России, Украины и Белоруссии. Примечательно, что в тройку наиболее упоминаемых новостными изданиями персон вошли Виктор Ющенко и Виктор Янукович. Возглавляет же список Президент России Владимир Путин. Что касается наиболее часто упоминаемых городов, то здесь лидерами Москва, Екатеринбург и Санкт-Петербург.

Такой стремительный рост популярности Интернета, разумеется, не может не привлекать внимание игроков медиарынка. И действительно, в прошедшем году крупные медиахолдинги продемонстрировали небывало высокий интерес к Интернет-пространству. "Проф-Медиа" стал первым из крупных участников рынка, сумевших занять сильные позиции в онлайн-бизнесе. Не прошло и нескольких дней после покупки холдингом телеканала "Рамблер ТВ", как было объявлено, что тот же холдинг купил 48,8% Rambler Media – уже исключительно Интернет-компании. Осенью за 3 млн. долл. холдинг приобрёл портал E-xecutive.ru. И даже ИД "Афиша" заинтересовал "Проф-Медиа" по большей части благодаря своему Интернет-порталу. Фонд Russian Media Ventures продал 100% ИД "ОВА Пресс" компании РАИНКО Олега Дерипаски, чтобы самому сосредоточиться на сегменте рекламы и онлайновых СМИ.

Развитие Интернета свидетельствует, что очень привлекательными для рекламодателей становятся медиа, контент которых создают сами пользователи. Речь идёт о подкастинге, блогах и вики. Такие проекты становятся всё более популярными, а рекламодатели начинают серьёзно задумываться о возможностях проведения рекламных кампаний для узкоспециализированных микросообществ. На этой волне появляются целые новые направления "скрытого маркетинга" (например, сайт www.hiddenmarketing.ru). Новые технологии облегчают доставку рекламы до целевой аудитории.

Специалисты уверены, что в 2007 году рост объёмов Интернет-рекламы в России продолжится.

Усиление цензуры

В начале прошлого года до России докатился т.н. "карикатурный скандал", связанный с публикацией в сентябре 2005 года в датской газете "Юлланс Постен" карикатур на пророка Мухаммеда. В России скандал неожиданно ударил по региональным газетам. Были закрыты два издания: в Волгограде – "Городские вести" и в Вологде – "Наш регион". Обе газеты опубликовали материалы об истории скандала, проиллюстрировав их карикатурами, и обе были закрыты самими учредителями, которые опасались последствий скандала. А главному редактору "Нашего региона" Анне Смирновой прокуратурой было предъявлено обвинение в "разжигании национальной розни".

В середине июля вышел последний номер журнала Cool. Официально – из-за резкого сокращения объёма рекламы, подаваемой в издание. На самом деле в конце июня и.о. заместителя генпрокурора РФ Сергей Фридинский направил руководителю Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Борису Боярскову представление с требованием привлечь к административной ответственности три журнала: "Молоток" (ИД "Коммерсантъ"), Cool и Cool Girl (ИД Burda). В представлении говорилось, что в этих журналах "систематически и в значительных объёмах публикуются рекламные материалы и цветные иллюстрации к ним, которые эксплуатируют интерес несовершеннолетних читателей к сексу". Через неделю Burda объявила о закрытии журнала Cool и переименовании Cool Girl в Girl.

Но если подобные издания действительно не выдерживают моральной критики и известия об их закрытии обществом в целом приветствуются, то закономерны опасения широких слоёв общественности в связи с тем, что давление государства на СМИ в России заметно усиливается. Так, председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу выразил особую озабоченность тем, что концерн "Газпром", активно приобретающий российские газеты и телеканалы, является государственным монополистом. Баррозу опасается, что такая монополия "Газпрома" представляет серьёзную угрозу свободе слова в России. Кстати, в мировом рейтинге свободы прессы, обнародованном осенью 2006 года неправительственной организацией "Репортёры без границ", Россия оказалась на почётном 147 месте из 168 возможных, разместившись в одном ряду с Тунисом и Сингапуром.

Имидж России

Усиление цензуры является прямым следствием заботы властей о сохранении своей репутации, а также репутации страны в целом. В прошлом году Россия предпринимала беспрецедентные попытки по улучшению имиджа страны за рубежом. Перед саммитом G8 в Санкт-Петербурге было нанято американское PR-агентство Ketchum, чья работа, по некоторым данным, обошлась России почти в восемь миллионов долларов. В октябре "Российская газета" договорилась с 12 крупнейшими иностранными газетами, в том числе с американской The Washington Post, британской The Daily Telegraph и китайской "Жэньминь жибао", о размещении у них регулярного приложения Trendline`s Russia ("Российские тренды"). Весь год шла подготовка к запуску арабоязычного телеканала "Русия Аль-Яум" – аналога вещающего с осени 2005 года Russia Today. Запуск нового вещателя стоимостью в 35 млн. долл. запланирован на ближайшее время.

Повышала свой имидж (в частности – в иностранных путеводителях для туристов) и Москва.

Итоги

Можно сказать, что медиарынок России пережил в прошлом году бум. Даже не пережил, а вступил в фазу бума, ибо процессы развития этого сегмента рынка лишь набирают силу. Такое оживление в медиаиндустрии в 2006 году не является неожиданностью. На фоне российской экономики в целом темпы роста объёмов рекламы в медийных сегментах просто колоссальны. Инвестиционная привлекательность отрасли от этого, безусловно, лишь выигрывает. Активно осваивается непривычная для участников рынка сфера мультимедийности. По оценке генерального директора TNS Gallup Media AdFact Руслана Тагиева, в 2007 году медиарынок вырастет приблизительно на 20%. При этом наступивший год станет годом бума в Интернете. И это может серьезно повлиять на ситуацию на рынке.

Наш портал в 2007 году продолжит следить за крайне увлекательным процессом развития медиарынка и делиться своими наблюдениями со своими читателями.

Евгений Новиков
Media Guide

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article40813.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100