Это загадочное слово "консалтинг"

Дата публикации: 24.10.2006
Раздел: Статьи

По прогнозам зарубежных аналитиков доходы от консалтинга в управлении выросли с 5 миллиардов долларов до суммы, превышающей 100 милли¬ардов. В следующем десятилетии ожидается рост потребления кон¬салтинговых услуг на 16,1% в год; по другим оценкам годовой рост составит от 15 до 20 процентов. Европейский рынок консалтинга оценивается в 22,5 миллиарда фунтов в год.

По прогнозам зарубежных аналитиков доходы от консалтинга в управлении выросли с 5 миллиардов долларов до суммы, превышающей 100 милли¬ардов. В следующем десятилетии ожидается рост потребления консалтинговых услуг на 16,1% в год; по другим оценкам годовой рост составит от 15 до 20 процентов. Европейский рынок консалтинга оценивается в 22,5 миллиарда фунтов в год.

Нетрудно предположить, что объективной информации о масштабах и участниках российского рынка консалтинга нет. Рейтинги консалтинговых компаний составляются по информации, которую предоставляют сами игроки и которую практически невозможно проверить. Экспертные мнения также не могут внести ясность в этот вопрос: Ernst & Young определяет объем российского консалтингового рынка в $1 млрд., KPMG и Deloitte & Touche – $500-600 млн.; а исследования, проведенные в рамках Клуба консультантов по бизнесу и политике определяют объем консалтингового рынка в России за 2005 год в $1,3 млрд.

Тем не менее, есть ряд особенностей, которые характеризуют отечественных рынок консалтинга – помимо очевидной территориальной централизации и ориентированности на крупный бизнес, выделяют особенно популярные в России направления консалтинга - финансовый, юридический, кадровый, управленческий и, наиболее стремительно растущий, IT-консалтинг. Наиболее часто к услугах консалтеров прибегают производители потребительских товарах, редко - сфера услуг и розничная торговля.

Что же на самом деле происходит на рынке, в частности – на консалтинговом рынке Санкт-Петербурга, на котором работают 700 зарегистрированных компаний (из 3000 российских), мы решили узнать у игроков, представляющих совершенно разные направления консалтинга – у независимого бизнес-консультанта Греднева Ильи Борисовича и директора студии TS2 Group холдинга "Ниеншенц" Табачук Алины Андреевны:

На каком виде консультаций Вы специализируетесь?

Г: Индивидуальный управленческий консалтинг собственников малого и среднего бизнеса, где работают по найму постоянно (это важное условие) более 50 человек.

Т: Консалтинг в процессе внедрения веб-решений. В процессе создания и внедрения веб-решения той или иной бизнес задачи необходимо консультирование, так как заказчик не всегда может определить, что именно ему нужно, а любой эффективный веб-проект должен учитывать тонкости бизнеса и его специфику, а также максимально полно представлять компанию и ее услуги. Если анализ бизнеса проведен правильно на выходе получаем грамотные и верные рекомендации, которые будут способствовать развитию бизнеса.

Илья, а разве фирмы где работают 10-20 человек, разве не нуждаются в грамотных советах?

Г: У собственников совсем малых фирм чаще всего нет конкретного осознания потребности в консультировании и самое важное – нет времени на обучение и дальнейшее поэтапное внедрение эффективных технологий управления. По моему опыту они готовы выделить лишь несколько часов для информирования о своем бизнесе и тут же ждут очень простых и важных рекомендаций, которые мгновенно поменяют ситуацию в бизнесе кардинально. (Ожидания очень завышены, а опыта работы с консультантами чаще всего нет.) Другими словами: "Все и сразу!", при этом готовность платить за подобные услуги пока еще минимальна.

А сколько стоят услуги консультантов?

Г: Разброс цен очень велик. Очень трудно говорить о какой-то средней величине. Диапазон следующий от 1 000 рублей до 20 000 в час. Важно понимать, что в себя включает цена. В час работы может быть оценено:
1. Многомесячное участие одного консультанта в сложном проекте, где ему отводится определенная роль для эффективной групповой динамики, или
2. Активная диагностика консультантом кризисного бизнеса, где за несколько часов задается больше сотни основополагающих (фундаментальных) вопросов нескольким первым лицам компании (с одновременной записью на видео всего интервью), с последующим анализом целым коллективом специалистов и вынесением рекомендаций. Эти рекомендации консультант один комментирует руководству обратившейся фирмы.
Естественно в первом случае час работы консультанта будет оценен существенно ниже.

Т: Все зависит от особенностей бизнеса клиента, а также особенностей самого проекта, соответственно, чем он сложнее и функциональнее, тем дороже. С развитием технологий веб-решения становятся все более интегрированными и их реализация требует времени, а также интеллектуальных и денежных ресурсов. Стоимость услуги варьируется от от 3000$, но, как вы понимаете – это условно.

На Ваш взгляд, в чем главная польза от консалтинга?
Г: Как сказали Игорю Альтшулеру, очень мной уважаемому консультанту бизнесмены, о чём он пишет в своей книге: "Консультанты произносят много умных слов, смысла которых чаще всего сами не понимают. Важно, что из этих слов мы извлекаем кое-что выгодное для наших бизнесов". Это можно сказать шутливый ответ  Более серьезно, в той же книге написано им: "Я стремлюсь помочь клиентам прояснить ситуацию, преодолеть хаос и выстроить новую, более гармоничную реальность". На мой взгляд, эти слова очень хорошо описывают миссию бизнес-консультантов.
А главная польза для бизнесменов очень ясна: появляется возможность посоветоваться с человеком независимым от внутренних политических игр в компании, не погрязщего в рутине. Самое полезное свойство консультантов, на мой взгляд, что они задают многочисленные, на первый взгляд, банальные вопросы и предлагают, для профессионалов конкретного рынка, новые решения.
Другими словами они думают, почему бизнес работает так и что можно улучшить.

Т: Да, конечно, прежде всего - Повышение эффективности бизнес-процессов, но, если говорить в общем, возможность посмотреть на свой бизнес как бы изнутри. На самом деле, когда идет подготовка к проекту, когда заказчик начинает рассказывать о своем бизнесе и принимать решения о том, какие процессы будут оптимизированы на web основе, а какие остаются на внешнем обеспечении – происходит существенное понимание дальнейшего развития бизнеса. По крайней мере в нашей практике такие случаи не редкость. Появляется возможность переструктурировать освободившиеся ресурсы и использовать их более эффективно

Могли бы перечислить, на Ваш взгляд, наиболее часто встречающееся трудности на пути построения высокоэффективного бизнеса?

Г: Запросы бизнесменов отличаются от моего виденья ситуации. Последнее время многие хотят настроить работу отдела продаж, даже покупают модули или специализированные программы CRM.
Когда я принимаюсь за решение этой задачи, многократно сталкиваюсь с тем, что это только вершина айсберга хаоса в компании – отношения к клиентам. Клубок разматывается примерно по следующим направлениям:
- мотивация сотрудников в отделе продаж и смежных, а затем производство
- отсутствие внятной политики продаж компании, понимания клиента, из этого парадокса следующий
- нет понимания кто целевой клиент фирмы, далее из этого
- на кого собирается работать компания в будущем, из этого целый ряд вопросов: информационная система, логистика (политика закупок), бюджетирование (финансы).

Т: Основная трудность – это желание клиента получить максимально качественный и специфически ориентированный продукт при минимальных затратах. На первый взгляд кажется, что это возможно за счет готового программного обеспечения, но это ошибочное мнение. Особенности индивидуального бизнеса требуют специфических программных решений. И никак иначе.

Вы затронули вообще все вопросы управления бизнесом. А есть какой-либо общий барьер у Питерских бизнесменов?

Т: Безусловно, на рынке среднего бизнеса Москва более конкурентный игрок, здесь больше фирм, сложнее взаимоотношения с конечным потребителем, соответственно и уровень вложения в CRM выше. Петербург по динамике сильно отстает от столицы, но тут есть еще и другие факторы. Нет особых отраслевых наработок, например, но в целом конечно бизнес всегда исходит из стратегического плана развития. Хотят развиваться? Понимают потребности своей ЦА? Понятно, что такие вкладывают деньги и в разработку способов совершенствования взаимоотношений с клиентами и самоокупаемость у них запланирована не на год. Средний и мелкий бизнес это всегда определенная осторожность с точки зрения вложений, но мы же говорим о перспективах. Наши услуги в основном ориентированы на перспективные направления – это как продажи и всяческие крупные web проекты для непосредственной работы в Интернете так и просто оптимизация бизнес процессов. Можно сказать, что в Петербурге все только начинается, но, судя по скорости развития, в недалеком будущем мы тоже достигнем высокой отметки.
Г: По сравнению с региональными предпринимателями, в Петербурге очень ярко выражена неадекватность выдвигаемых требований к бизнесу и лично к себе. Наверное питерские бизнесмены больше подвержены рекламному влиянию фильмов и журнальных статей о выросших за несколько лет маленьких фирмах в крупную. Такой подход, не подкрепленный финансово и технологией управления, чреват наступлением кризисного периода в жизни фирмы очень быстро. Мало кто из наших предпринимателей знает факт, что знаменитая тойотовская система качества "КАНБАН" оттачивалась 23 года! Поэтому, в заключении, мне очень хочется дать совет: "Приглашайте бизнес консультантов когда развитие только начинается и все хорошо!"

Стригин Алексей
Advertology.Ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article37287.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100