Сотовая доля правды

Дата публикации: 01.08.2006
Раздел: Есть мнение ...

В тех учебных заведениях, где читают курс рекламы и PR, студентам внушают простую мысль: людям всегда нужно говорить правду. Но вовсе необязательно говорить всю правду. Создатели рекламы сотовых операторов именно так и работают. По данным информационно-аналитического агентства "Сотовик", суммарная выручка операторов сотовой связи "большой тройки"  ("Билайн", "Мегафон", МТС) за 2004 год составила порядка $6,6 млрд. В одной только Москве насчитывается около 14 млн абонентов сотовой связи - больше, чем официально зарегистрированных жителей.

Операторам мобильной связи приходится в буквальном смысле воевать за каждого нового клиента. Этим они и занимаются, стараясь привлечь максимальное количество "новобранцев" посредством создания максимально агрессивной рекламы.

В арсенале рекламщиков сотовых компаний несколько приемов. Можно, к примеру, создавать яркие, запоминающиеся рекламные ролики: вроде "сколько вешать в граммах" от "Билайна" или ставшего культовым "десятидолларового Вадика" от МТС.

Существует и другой путь, который описывается древней мудростью: не сказать всю правду - не значит солгать.

Самый показательный пример - это указание цены на услуги без налогов. Сотовые операторы сумели за относительно короткий срок обучить граждан финансовой грамотности: каждый потребитель услуг мобильной связи твердо знает, что ставка НДС в России составляет 18%. Именно поэтому сейчас никто не удивляется, платя 23,6 вместо заявленных в рекламе 20 центов. Надо было читать мелкий шрифт.

Указание цены без налогов - это не единственная уловка операторов. В сентябре, к примеру, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) оштрафовала компанию МТС за показ рекламного ролика "плати за последнюю минуту". Рекламщики сотовой компании "забыли" указать, что стоимость той самой последней минуты рассчитывается не по стандартным тарифам, а по повышенной фиксированной ставке $0,23 (понятно, без НДС), а это, по мнению ФАС, вводит потребителей в заблуждение. В прошлом году штраф наложили и на "Билайн", рекламировавший бесплатные звонки на "любимый номер", но не предупреждавший, что эта опция доступна только обладателям тарифного плана "Прайм".

Под санкции ФАС, однако, подпадают далеко не все рекламные шедевры сотовых операторов. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто смотреть телевизор и обращать внимание на билборды на улицах.

К примеру, осенью оператор связи SkyLink развернул рекламную кампанию, призывающую граждан пользоваться безлимитным тарифом за $20. В рекламе не указывается, что за подключение к такому тарифу необходимо заплатить $800 разовым платежом. "Билайн" предложил "100 бесплатных минут в подарок". Минуты действительно дарятся, однако реклама не сообщает: деньги не берутся только за звонки внутри сети, причем каждый день одна из этих минут сгорает вне зависимости от того, пользовался ли абонент телефоном или нет.

Интересно, что все приведенные рекламные уловки вполне законны. У сотовых операторов есть и другие вполне легальные с точки зрения закона рекламные приемы. К примеру, вы наверняка обращали внимание, как часто продавцы сотовой связи запускают рекламные кампании новых тарифов. Это маркетинговый ход: таким образом, не предлагая ничего нового, компания обновляет интерес к своей продукции. Одни линейки тарифных планов уходят в прошлое, на их место приходят другие, меняются названия, а стоимость услуг остается на прежнем уровне. В этом достаточно легко убедиться: за последние четыре года каждый оператор связи сменил не менее пяти тарифных сеток, а средняя цена на разговоры при этом "упала" с $0,23 до $0,21.

Впрочем, все эти уловки убеждают людей в другой потребительской истине: внимательно читайте мелкий шрифт и изучайте любое заманчивое предложение на предмет подвоха.

Роман Иванов
"Имеешь право"

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article33321.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100