Обзор чебоксарского рынка водкиДата публикации: 19.06.2006 Раздел: Анализ рынков В ноябре 2005 года Центром маркетинговых и социологических исследований "Максима" было проведено исследование рынка водки г. Чебоксары. В опросе приняли участие 500 жителей города в возрасте 16 лет и старше. Репрезентативность выборки выдерживалась по половозрастному составу г. Чебоксары, в соответствии с данными Госкомстата Чувашской Республики. Согласно данным опроса, доля потребителей водки в Чебоксарах составляет порядка 65%, что выше, чем в среднем по России, на 15-20%. Причем каждый двадцатый житель города - 5,2% - потребляет этот крепкий алкогольный напиток несколько раз в неделю (рис. 1).
Что касается культуры потребления водочной продукции, то, согласно результатам исследования, у более трети опрошенных - 37,3% - разовое потребление водки не превышает 200 граммов (рис. 2).
Объем потребления водки в значительной степени зависит от пола: для женщин характерны меньшие объемы потребления, тогда как мужчины склонны выпивать больше.
Среди горожан, которые пьют водку постоянно, наблюдается склонность к значительным объемам потребления. Наиболее активных потребителей, выпивающих несколько раз в неделю, можно отнести к группе heavy (табл. 1). На них приходится 54% от общего объема потребления. Представители группы medium пьют водку не чаще трех раз в месяц. Остальных потребителей этого алкогольного напитка можно отнести к группе light.
Ядро группы heavy-потребителей составляют мужчины в возрасте от 35 до 54 лет. Это наиболее активные потребители водки, входящие в группу риска, согласно критериям здравоохранительных организаций. К группе medium преимущественно относятся мужчины двух возрастных категорий - от 25 до 34 лет и от 55 до 64 лет. А основную часть light-потребителей водки составляют женщины от 35 до 44 лет.
Таблица 1. СТРУКТУРА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ВОДКИ
ГРУППЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ |
ЧАСТОТА ПОТРЕБЛЕНИЯ |
% ОТ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ПОТРЕБЛЕНИЯ |
Heavy |
несколько раз в неделю |
54 |
Medium |
1 раз в неделю, 2-3 раза в месяц |
38 |
Light |
1 раз в месяц, несколько раз в год |
8 |
На чебоксарском рынке водочной продукции представлено значительное количество марок. Наиболее широкий ассортиментный ряд водки представлен филиалами ФГУП "Росспиртпром": ЛВЗ "Чебоксарский" (ТМ Love story, "Акатуй", "Атал", "Банкиръ", "Беспохмельная", "Виват, Россия", "Господа офицеры", "Забытая", "На посошок", "Сул Курки", "Чарка"), Спиртовой завод "Марпосадский" (ТМ "Балалайка", "Волжские просторы", "Государева гора", "Звезда Чувашии", "Светлый ключ") и Спиртовой завод "Ядринский" (ТМ "Братья Таланцевы", "Гражданская оборона", "Русская провинция", "Сурская", "Хамар Ял").
Стоит отметить, что потребители видят определенные различия между марками водки, выпускаемыми тем или иным местным производителем. С другой стороны, в целом чебоксарцы не отдают предпочтения какой-то определенной марке водки.
В рейтинге спонтанного знания лидирует водка ЛВЗ "Чебоксарский" - продукцию этого производителя смогли вспомнить 65,6% участников опроса (рис. 3). На втором месте расположился СЗ "Марпосадский" - водку, выпускаемую этим предприятием, отметили 35,3% респондентов. Третье место занимает марка Nemiroff (Украинская водочная компания Nemiroff) - ее назвали 30,4% опрошенных.
Треть опрошенных - 29,7% - отдают предпочтение продукции производства ЛВЗ "Чебоксарский" (рис. 4). Марку Nemiroff выбирает каждый десятый, а водку, выпускаемую СЗ "Марпосадский", пьют 9,7% потребителей. Еще один местный производитель - СЗ "Ядринский" обосновался на четвертом месте, доля продукции этого предприятия в предпочтениях потребителей составляет 6,9%.
Анализ долей потребления водочной продукции различных марок/производителей позволяет сделать вывод о том, что чебоксарский рынок водки представляет собой рынок олигополистической конкуренции, в котором сильны позиции местных игроков, главным образом ЛВЗ "Чебоксарский". Половина чебоксарского рынка водки - 52,4% - контролируется филиалами ФГУП "Росспиртпром" в Чувашской Республике, а 10,3% -международной маркой Nemiroff (рис. 5). Оставшаяся часть рынка приходится на долю 50 федеральных и международных марок водки, выпускаемых 30 производителями.
Наглядно продемонстрировать ситуацию, сложившуюся на чебоксарском рынке водки, позволяет карта позиционирования марок/производителей, а также линия тренда, которая описывает связь между знанием и потреблением (рис. 6). Расположение относительно линии тренда указывает на соответствие или несоответствие уровня потребления рейтингу знания. Бесспорным лидером по знанию и потреблению является продукция ЛВЗ "Чебоксарский".
Далее с большим отставанием следует водка от СЗ "Марпосадский", марка Nemiroff и продукция СЗ "Ядринский".
Целый ряд брендов составляет среднюю группу по знанию и потреблению: "Вальс Бостон" (ЗАО "Веда", Ленинградская область), "Гжелка" (ООО "Гжелка", г. Калуга), "Исток" (ОАО "Исток", г. Беслан, Северная Осетия - Алания), "Матрица" (ЗАО "Веда"), "Мягков" (ЗАО "Первый ликероводочный завод", Украина), "Парламент" (ЗАО "Урожай", Московская область), "Путинка" (ОАО "Московский завод "Кристалл"), "Русский размер" (ЗАО "Веда") и "Смирновъ" (ОАО "Алкон", Великий Новгород).
Внизу, по линии тренда находятся "начинающие", т.е. недавно вышедшие на рынок бренды, а также "угасающие" - постепенно теряющие свою популярность марки водки. В этой части тренда расположились такие марки, как Medoff (ООО "Союз-Виктан", Украина), "Довгань" (ООО "Торговый дом "Довгань", Москва), "Кузьмич" (ЗАО "Веда"), "Ледокол" (ОАО "Исток"), "Олимп" (ООО "Донецкий ликероводочный завод "Лик"), "Отдохни" (ОАО "Окский пищевой комбинат", Нижний Новгород), "Родня" (ОАО "Исток"), "Русская тройка" (ЗАО "Веда"), "Союз-Виктан" (ООО "Союз-Виктан"), "Феникс" (ООО "Феникс", г. Беслан, Северная Осетия - Алания), "Холодный яр" (ООО "Хлебная нива", Украина), "Черный кристалл" (ОАО "Московский завод "Кристалл"), "Ять" (ООО "Водочная артель "Ять", Москва).
Данные, представленные на карте позиционирования марок/производителей, свидетельствуют о высокой вероятности наличия связи между знанием и потреблением водки определенной марки. Таким образом, бренд может достичь успеха при увеличении его узнаваемости, а это возможно при проведении мероприятий по его продвижению. На чебоксарском рынке водки присутствует жесткий контроль рекламной деятельности со стороны госорганов. Тем не менее успех Nemiroff доказывает, что существует возможность повышать уровень знания бренда через традиционные СМИ и при этом добиваться высокого уровня потребления данной водки.
Результаты исследования показали, что доля потребителей водочной продукции в Чебоксарах выше, чем в среднем по России. При этом в основном водку пьют мужчины в возрасте от 35 до 54 лет.
На чебоксарском рынке водки сильны позиции местных производителей. Треть потребляемой продукции производится в Чебоксарах, еще 16,7% - в других городах Чувашии. Таким образом, Чувашская Республика самостоятельно удовлетворяет половину спроса на водочную продукцию. Успех местных производителей во многом обусловлен тем, что в Республике нет специальной законодательной защиты от вторжения на рынок других производителей.
Единственным международным брендом, которому удается конкурировать с продукцией местных ликероводочных заводов, является Nemiroff, успех которой доказывает, что на чебоксарском рынке водки любая марка имеет возможность выбиться в лидеры. Романов Роман
Центр маркетинговых и социологических исследований "Максима" Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article31070.htm |