"Бацилла креативности" - Юлий Гусман

Дата публикации: 08.12.2005
Раздел: Интервью

Если говорить о КВНе, то второй человек, который приходит на ум после Александра Маслякова, безусловно, Юлий Гусман. Бессменный член жюри когда-то собирался защищать кандидатскую диссертацию по психиатрии. Но победа команды Баку, капитаном которой был Гусман, радикально изменила всю его жизнь.

- Юлий Соломонович, как же так сложилось, что из медиков вы пошли в режиссеры?

- Я - наиболее характерный пример того, как КВН меняет судьбы людей. Я пошел по стопам моего отца, известного в Закавказье профессора медицины. Окончил институт с красным дипломом, написал кандидатскую диссертацию, был представлен к защите… Я любил психиатрию и, скорее всего, стал бы хорошим врачом - если бы не КВН.

После победы в 1967 году бакинской команды меня вызвали в ЦК партии Азербайджана, спросили, что я хочу за этот успех. Машину, квартиру, дачу? Я сказал, что хочу место на высших режиссерских курсах в Москве, чтобы получить второе образование и связать судьбу с кино. Меня послали в столицу. Я два года жил фантастической жизнью, посмотрел лучшие фильмы, которых до этого никогда не видел. Слушал умнейших людей, которых никогда не слышал. В итоге стал театральным и кинорежиссером.

- Что для вас значит КВН?

- Если рассматривать его с точки зрения творчества, то КВН - это художественная самодеятельность в хорошем смысле, где ты и сценарист, и режиссер, и художник, и директор, и актер или, по крайней мере, стараешься им быть. А уж когда команда хорошая, то вирус творчества, как бы сейчас могли сказать, "бацилла креативности", проедает тебя насквозь.

- КВН сильно изменился после возрождения в конце 80-х годов? 

- Сейчас КВН стал еще более ярким и интересным зрелищем, чем в наше время. И в этом заслуга команды Маслякова. Свобода слова кое в чем мешает сатире, но кое в чем помогает. Например, конкуренция стала сильнее. Раньше у зрителя был скудный выбор развлекательных программ, а сейчас - огромный. Но телеэфир КВНа неизменно занимает первые места в рейтингах, доказывая, что эта игра жива и востребована молодежью и телевидением.

- У многих ли были неудачные выступления в КВНе, которые негативно отразились на карьере?

- Думаю, что кое-кому КВН искалечил душу. Можно ведь неправильно оценить свои силы и получить серьезный удар по самооценке.

- Бывали случаи, когда студенты, игравшие в КВНе, меняли свою основную вузовскую специальность, уходили на творческую работу, но у них ничего не получалось?

- У меня нет таких сведений. Ведь существует выражение: "У победы - тысяча отцов, поражение - всегда сирота". Мне известно о серьезных, ярких успехах. "Академию телевидения", как я называю программу Александра Маслякова, окончило множество ярких телевизионных персонажей, театральных, эстрадных. Но, конечно, были и неудачи.

- Что дает КВН тем игрокам, кто не планирует превратиться в творческого работника? 

- В нашей стране крайне мало школ человеческого самоусовершенствования, крайне мало социальных институтов, которые готовили бы людей к будущей жизни. Например, прививали бы навыки ораторского мастерства, умение держаться в обществе, отвечать на острые вопросы и самим задавать их, дискутировать, воспринимать жизнь со всеми ее противоречиями. В школе такому не учат, пионерская и комсомольская организации тоже не учили. И КВН - замечательное движение, которое сыграло и продолжает играть фантастическую роль в этом нелегком деле. Я когда-то носился с идеей создания молодежного движения на базе КВНа и его наиболее ярких представителей. Масляков идеей был не слишком впечатлен, а без него организовывать это дело мне казалось нетактичным. Вообще, КВН - это не искусственно созданные "Наши", которых родили в пробирке и которыми руководят карьеристы в худшем смысле этого слова, интересующиеся только деньгами и властью. КВН - это нормальное молодежное движение, объединение клубов; умение и навык быть гражданином общества. Это одновременно и интеллектуальный спорт, и борьба за первенство. КВН влияет не на мышцы, но на ум. Ведь силы человеку дает не только религия или идеология, но, без сомнения, юмор, остроумие и самоирония.

- Не кажется ли вам, что многие команды сейчас изначально приходят в КВН, чтобы заработать деньги?

- Начну с того, что я не вижу ничего плохого в том, чтобы засветиться на телевидении и заработать на этом. Это не преступление, а начало интересной карьеры. Это лучше, чем сидеть в передаче "Дом-2" и, фальшиво изображая любовь, радовать обывателя.

Но самое смешное, что никогда в жизни ни одна команда КВНа не рождалась ради того, чтобы как-нибудь пролезть на телевидение, "срубить" побольше денег! Первый импульс у 99% играющих в КВНе - жажда творчества. Когда ты берешь карандаш и делаешь первый рисунок, у тебя нет намерения становиться Рафаэлем и торговать своими работами. Ребята, которые гоняют в футбол во дворе, не думают во время матча о том, что их кумир Бекхэм получает миллионы долларов.

- Большие деньги сейчас в КВНе крутятся?

- Я могу об этом догадываться, но не имею никакого понятия. Что такое "большие деньги" - вопрос вообще спорный.

- Но ведь можно на КВНе заработать?

- Думаю, нет, потому что билеты не продаются. Я опытный кавээнщик и многолетний член жюри, и я знаю точно, что взятки не берут. Игра, ее уровень видны всем. Можно кого-то любить, но за всю историю наших отношений Александр Васильевич никогда не попросил жюри отдать победу заведомо слабой команде.

- А сценарии за деньги можно писать?

- Думаю, да. Но этим, как правило, пользуются команды-однодневки. Лучшие команды пишут себе сами. Есть легенда, что командам КВНа пишут сценарии профессиональные авторы. Это полная чепуха, поскольку ни один эстрадный автор каэвээновского текста написать не может. Кавээновское мышление - это совершенно по-особому организованные мозги. Да, иногда авторы каких-то опытных команд выступают в роли тренеров. Я думаю, в подобном наставничестве нет ничего плохого, даже если ребята получают за свой труд какие-то деньги. Я и сам работал с разными командами, но ни разу не требовал оплаты. Хотя в "принципе" ничего плохого в этом не вижу.

Никакой коррупции в КВНе я не наблюдаю. Есть, естественно, спонсорские деньги, ведь командам нужно прилететь, разместиться в гостинице, улететь домой после игры. Так было и в наше время. Например, команду Баку в 60-е годы опекали профсоюзы.

Деньги сами по себе, на мой взгляд, в КВНе не главное. И никогда главным не станут. А летние гастроли некоторых популярных команд и их выступления перед зрителями - неплохое подспорье для студентов. Для них и $50 большие деньги.

- Администрация КВНа и институтов как-то борется с тем, что студенты уделяют больше времени игре, чем учебе?

- В мое время боролись очень активно. Но сейчас, думаю, нет. Чем больше славы принесет институту его команда, тем больше пропусков занятий разрешат игрокам. Многие люди, играющие на уровне разных лиг, доказали, что могут прекрасно закончить вузы, даже отвлекаясь на КВН.

- Что самое сложное для вас как члена жюри?

- Не ставить низких оценок. За это меня часто критикует Масляков. Я ведь вижу КВН изнутри. Для меня участие в работе жюри - большой праздник, возвращение в юность. Это придает силы. Да и мои товарищи по судейской коллегии молодеют на глазах. Когда кругом кипят студенческие страсти, то и сам забываешь о возрасте. Это почти машина времени, жаль только, пользоваться ею удается всего лишь пару часов раз в месяц.

КОНСТАНТИН ГЕТМАНСКИЙ
"Карьера"

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article21746.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100