Теория архетипов и практика брендинга

Дата публикации: 25.10.2005
Раздел: Школа рекламиста

Разговоры о кризисе традиционного маркетинга стали уже общим местом в потоке тематических статей и конференций. Одна из причин этого явления состоит в том, что маркетологи в эпоху насыщения рынков перестают понимать потребителей. Прежние упрощенные представления о мотивах поведения людей не работают – человек оказался гораздо глубже по своей психической структуре, чем  предполагалось. Теория архетипов позволяет приоткрыть тайну глубинной мотивации потребителей и использовать эти знания в создании и развитии успешных брендов.

Практика показывает, что потребителя практически невозможно понять, используя лишь традиционную маркетинговую точку зрения о выявлении неудовлетворенных потребностей и их последующем удовлетворении. Сложность состоит в том, что избалованный потребитель попросту не знает, чего он ждет в современном мире товарного изобилия, ведь принятие решения о выборе и покупке происходит большей частью на подсознательном уровне.

В поисках ответа на вопрос мотивации потребителей, выявления их скрытых потребностей маркетологи обращают внимание на современные научные разработки в области психологии, нейрофизиологии, а так же мифологии и культурологии.

Мало кто рискнет оспаривать все возрастающую важность бренда для успешной конкуренции. Популярные руководства о построении "сильных" брендов рекомендуют создавать для потребителей не только рациональную, но и психоэмоциональную привлекательность торгового предложения, задействовать все органы чувств, мифологические сюжеты. Но остается вопрос – какая идея должна быть заложена в бренд, какой образ нужно формировать, какую потребность он должен удовлетворять?

Создатели великих брендов интуитивно пришли к пониманию того, что бренд – это своего рода средоточие функциональных характеристик и ценностей, выраженных универсальными образами архетипов. Исследования  BrandAsset Valuator* наглядно показали, что реально и стабильно увеличивают прибыльность и успех  те компании,  бренды  которых четко соответствую определенному архетипу.

Архетипы бросают вызов практике создания индивидуальности бренда на основе произвольной компоновки свойств товара/услуги, т.к. архетипы – это древнейшие отпечатки в психике, целостные и законченные концепции, требующие полной реализации и развертывания. Постараемся тезисно изложить основные положения и следствия теории архетипов.

* BrandAsset Valuator (Young & Rubicam) – самое глубокое и обширное исследование брендов в мире: 75 исследований в 33 странах, 100 товарных категорий, 55 показателей бренда, 120 тысяч респондентов [1.]

Что такое архетипы

Карл Густав Юнг (Jung) (26.07.1875 – 6.06.1961) - швейцарский психолог и психиатр.

В 1906–1913 гг. работал с З. Фрейдом, в дальнейшем отошел от классического психоанализа. Создал собственную аналитическую психологию, основанную на использовании аналогий из мифологии при анализе сновидений. В результате многолетних клинических наблюдений Юнг пришел к заключению, что в психике человека существенную роль играет не только индивидуальное, но также и коллективное бессознательное, содержание которого представлено архетипами, унаследованными от предков.

Изучая сны и фантазии своих пациентов, Юнг обнаружил в них образы и идеи, которые никак не увязывались с опытом человека в рамках одной жизни. Самым удивительным оказалось то, что этот пласт бессознательного был связан с мифическими и религиозными темами, присутствующие даже в очень далеких друг от друга культурах. Так были открыты архетипы (от греческого "архе" - "начало" и "типос" - "образ") - мощные психические первообразы, скрытые в глубинах бессознательного, врожденные универсальные идеи, изначальные модели восприятия, мышления и  переживания.

Это своего рода первичные представления о мире и жизни, которые не зависят от уровня полученных знаний. Они передаются из поколения в поколение и составляют структуру мировоззрения. Жизненный опыт не изменяет их, а лишь дополняет новым содержанием. Почти повсеместно встречаются одни и те же символы, обозначающие жизнь и смерть, мужское и женское, небо и землю, печаль и радость, болезнь и здоровье, силу и слабость, порядок и хаос.

Согласно Юнгу, архетипы являются структурно-формирующимися элементами бессознательного. Из этих элементов вырастают архетипические образы (людей, животных, природных сил, демонов), которые доминирую и в мышлении людей, и в культуре. Юнг сравнивает архетип с пересохшим руслом реки, которая определяет направление психического потока, но сам характер течения зависит только от самого потока. Архетипы сами по себе бессознательны, но могут представлены в сознании в виде архетипических образов.

В дальнейшем теория архетипов получила свое  развитие в типологии Майерс-Бригс (MBTI),  работах Керси, Шварца, Берна, Кемпински, Аугустинавичюте, Марк & Пирсон [1.] и других.  В настоящее время теория архетипов Юнга нашла активное применение в деятельности международных рекламных  и исследовательских агентств  (Young & Rubicam, TNS Gallup, VIAG Saatchi & Saatchi, Kantar Media Research, Родная речь [2.]  и др.) и является наиболее действенным инструментом  для создания успешных брендов и эффективной рекламы.

Архетипы обеспечивают недостающее звено между мотивацией клиента и продажей товара. Архетипическая индивидуальность продукта (услуги) прямо обращается к образу, запечатленному в глубинах психики, пробуждая  ощущение осознания и осмысления чего-то знакомого и значимого.

Теория архетипов

Согласно последним исследованиям в области нейрофизиологии, физической химии и кибернетики  - психика человека представляет собой систему обработки внешней и внутренней информации.

Юнг выделил несколько видов восприятия информации: логическое и образное (эмоциональное), сенсорное (акцент на органы восприятия) и интуитивное (акцент на воображение). Кроме того он ввел две установки человеческой психики: экстраверсия (мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, объекту, внимание преимущественно направлено во вне, на объекты внешнего мира) и интроверсия (человек, прежде всего, черпает мотивации изнутри, внимание преимущественно направлено внутрь, на субъект). Другими словами, установки психики показывают, как мы взаимодействуем с окружающим нас миром и куда направляем энергию.

Название установки Символ Описание проявления признака Аналогии
Экстраверсия E Обращенность вовне, больше говорить, общаться Излучение Янь Солнце
Интроверсия I Обращенность вовнутрь, больше слушать, пребывать наедине с собой Поглощение Инь Луна

Название установки Символ Описание проявления признака Аналогии
Логика (Thinking) T Объективность, анализ, ориентация на факты, рациональность Лево- полушарное мышление Конкретность Рассуждение
Чувства (Feeling) F Субъективность, эмоции, ориентация на отношения с окружающими Право- полушарноемышление Образность Переживание

Название установки Символ Описание проявления признака Аналогии
Интуиция (iNtuitive) N Мечты, фантазии, романтика, высшие потребности Интуиция Новизна Информация
Сенсорика (Sensitive) S Практичность, сила, материальные потребности Ощущения Контроль Объект

В физике есть такое понятие  "резонанс" - явление сильного возрастания амплитуды колебаний (электрических, механических, звуковых и т. д.) под влиянием внешних воздействий, когда частота собственных колебаний системы совпадает с частотой колебаний внешнего воздействия.  Подобное происходит и с восприятием человека, когда из общей массы разнообразной информации он вычленяет ту, на которую он настроен, которая им востребована.

Юнг показал, что архетипы являются отражением потребности людей в определенной "информации" (в широком смысле слова). Это позволило описать набор базовых архетипов, как сочетание видов восприятия и психологических установок.

Базовые архетипы

Функции Юнга

Описание

Потребности

Правитель

ES

Экстравертная сенсорика

Власть, статус, контроль

Герой

ET

Экстравертная логика

Победа, профессионализм, предприимчивость

Мудрец

IT

Интровертная логика

Ум, структурирование информации, объективность

Искатель

IN

Интровертная интуиция

Поиск себя, развитие, открытие тайн, индивидуальность

Ребенок

EN

Экстравертная интуиция

Радость жизни, праздник, новые возможности

Любовник

EF

Экстравертная этика

Привлекательность, сексуальность, чувственность

Славный малый

IF

Интровертная этика

Верность, этичность, душевность

Хранитель

IS

Интровертная сенсорика

Комфорт, расслабление, покой

Каждому человеку присущи все эти потребности, а значит и базовые архетипы, но их приоритет индивидуален. Вот примеры расширенного описания проявления базовых архетипов в характере и поведении людей:

Правитель
Если у человека активизируется архетип Правителя, он с удовольствием берет на себя руководящую роль и старается максимально контролировать все происходящее. Размышления о лучшем способе организации деятельности и разработка стратегий и процедур дают ощущение совершенного владения собой и власти над миром, которое приносит огромное удовлетворение.
Люди, у которых сильно выражен архетип Правитель, склонны беспокоиться о вопросах имиджа, статуса и престижа не в силу  своей поверхностности, а потому, что они  прекрасно понимают, как важно для усиления власти внешнее воздействие. В лучших своих проявлениях Правителями движет  желание помочь миру, а в худшем  случае  это выливается в авторитаризм и тиранию.

Герой
Естественное окружение для Героя – это поле битвы, спортивное состязание, улицы, рабочее место или любое другое место, где трудности или вызовы требуют мужественных и энергичных действий. Герой хочет сделать мир лучше. В глубине души он боится потерпеть поражение, не суметь выстоять до конца и одержать победу. Этот архетип воспитывает в людях  дисциплину, сосредоточенность, решительность, целеустремленность.
Наряды и окружающая среда Героя функциональны, а не роскошны. По сути, слишком большой комфорт воспринимается им как опасность, т.к. может размягчить человека. Когда в человеке активизируется архетип Героя, в нем просыпается честолюбие и готовность принять брошенный вызов. Герои защищают тех, кого считают невинными, ранимыми и неспособными помочь себе самостоятельно. В лучших своих проявлениях они совершают великие деяния, а в худших  - страдают высокомерием, жестокостью  и вечным поиском врага.

Основные потребности человека описываются базовыми архетипами, которые содержат как позитивные, так и негативные возможности их реализации. Правитель может превратиться в тирана, Герой – в жестокого карьериста, Хранитель – в консерватора, чуждого всему новому и т.д.

Базовые архетипы проходят красной нитью через все культурное наследие человечества – в сказках, преданиях, религиях. Например, в римской и греческой мифологии архетипы проявлены в божественых персонажах: Правитель – Юпитер, Зевс; Герой – Марс, Арес; Мудрец – Минерва, Афина; Любовник – Венера, Афродита; Хранитель – Церера, Деметра. Поражает тот факт, что сходные образы присутсвуют в культурах практически всех времен и народов.

Постранство архетипов

Три измерения, согласно последним представлениям образуют пространство архетипов: экстраверсия – интроверсия, логика – этика, сенсорика – интуиция.

В плоскости "экстраверсия-интроверсия" и "логика-этика" расположены базовые архетипы, соответствующие типам  темперамента, которые относят еще ко времени античности и связывают с именами знаменитых врачей той эпохи Гиппократа и Галена: Герой (сангвиник), Мудрец (флегматик), Славный малый (меланхолик), Любовник (холерик)
В плоскости "экстраверсия-интроверсия" и "сенсорика-интуиция" расположены базовые архетипы, соответствующие представлениям о "прагматиках" (Правитель, Хранитель) и "романтиках" (Ребенок, Искатель).
Плоскость "сенсорика-интуиция" и "логика-этика" образует матрицу потребностей, идентичную хорошо известной пирамиде потребностей Маслоу. Сначала потребность в достижении результатов действия (Power), затем – в самоидентификации (Identity), потом – в социализации (Community), а после этого – в развитии (Explorer). Бренды позволяют реализовать все эти потребности, последовательно осваивая соответсвующие ниши в коммуникации. Они позволяют человеку делать, быть, принадлежать, становиться лучше.

Данная матрица является основанием для разработанной DMB&B теории Leadership Equity Models [2.] – системы общения бренда с потребителем, включающей не только непосредственно рекламную коммуникацию,  но и дающей  целостный образ бренда, определяющей его поведение на рынке и его атрибуты:

Модель архетипов

Модель бренда

Универсальные потребности

Тип связи с потребителем

ST

Power

Делать

Какое решение наилучшее?

SF

Identity

Быть

Ктоя на самом деле?

NF

Community

Принадлежать

Я хочу осознавать себя частью большего!

NT

Explorer

Развиваться

Я могу достичь большего!

Сложилось представление, что мировые бренды в современном мире взяли на себя отчасти религиозную функцию. Они являются выразителями глубинных потребностей, за которые раньше "отвечали" различные божества. Disney стал символом архетипа Ребенок, Nike – воплощением Героя, Гарвард – симолом Мудреца, а Levi`s - свободы в образе Искателя. Политики, артисты, лидеры компаний, государственные деятели, сумевшие уловить соответствие определенному, востребованному обществом архетипу  стали иконами своего времени. 

Практика показывает, что успешные бренды транслируют ценности ведущего архетипа и дополняют его вспомогательным. Coca -Cola (Все будет Coca-Cola!) – Ребенок + Славный малый, Pepsi (Бери от жизни все!) – Герой + Искатель, Shweppes (Освежает особенно) – Хранитель + Правитель. А вот как выглядит портфель суббрендов Nescafe  через призму архетипов:

Бренд

Слоган

Ведущий архетип

Вспомогательный архетип

Символ

Nescafe Classic

Отличный вкус. Отличное начало.

Хранитель

Герой

IS+ ET

Nescafe Gold

Чтобы вы открыли себя (конфликт)

Искатель

Хранитель

IN+ IS

Nescafe Black Gold

Изысканный выбор истинных аристократов

Правитель

Хранитель

IN+ IS

Nescafe Energo

Зарядись и не останавливайся!

Герой

Ребенок

ET+ EN

Особенностью человека является стремление к наделению антропоморфными свойствами не только живых объектов, природных явлений, но и организаций, брендов, народов. К примеру, многие исследователи отмечают, выраженность у руссских таких архетипов как Славный малый и Искатель, что во много объясняет "загадочную русскую душу".  Американцам же свойственен культ Героя и Правителя, а немцам близок Хранитель и Мудрец.

Брендмейкерам следует так же учесть, что не все архетипы сочетаются в одном образе. Ребрендинг Билайна вызвал неоднозначную реакцию еще и потому, что ценности "старого" Beeline (С нами удобно!) аппелировали к архетипу Хранитель, а новая коммуникативная концепция активно обращается к архетипу Ребенок (Радость общения), что вызывает в сознании потребителей конфликт.

Конфликтные сочетания базовых архетипов

ЕТ

Герой

Славный малый

IF

IT

Мудрец

Любовник

EF

ES

Правитель

Искатель

IN

IS

Хранитель

Ребенок

EN

В условиях "рекламного шума", когда информационная нагрузка на потребителей растет в геометрической прогрессии, древние архетипы позволяют человеку принимать правильные решения и удовлетворять свои потребности.

[1.] Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипа – Марк М., Пирсон К. СПб.Питер, 2005
[2.] Человечный маркетинг – Сергей Коптев, Найджел Кларк и др. М.: Медиадом, 2003

Андрей Иващенко
Специально для Advertology.ru

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article19720.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100