Кто дал команду ФАС на "Билайн" и "Евросеть"?Дата публикации: 11.10.2005 Раздел: Новости В Федеральную антимонопольную службу (ФАС) поступила жалоба на компанию "Евросеть", в салонах связи которой, якобы, посетителей вынуждали подключаться к оператору "Билайн". При этом, как удалось узнать, в основу жалобы, поданной не известным до сих пор обществом по защите прав потребителей, легли результаты опроса 50 посетителей салонов "Евросети", менее половины из которых согласились с тем, что им настойчиво рекомендовали стать абонентами "Билайна". На прошлой неделе Региональная общественная организация "Общество по защите прав потребителей в области связи и телекоммуникаций" распространило сообщение о том, что компания "Евросеть" нарушает право потребителей на информацию о товарах и услугах, предусмотренных ст. 10 закона РФ "О защите прав потребителей", а также принцип свободы договора, предусмотренного п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ, вынуждая посетителей своих салонов подключаться к услугам, предоставляемым оператором сотовой связи "Билайн". Вышеуказанные нарушения стали причиной обращения организации в ФАС.
Как сообщил председатель совета РОО "Общество по защите прав потребителей в области связи и телекоммуникаций" Фарид Ратавин, сведения о нарушениях в салонах связи "Евросеть" они начали получать от друзей и знакомых друзей с мая 2005 года. Г-н Ратавин считает это логичным продолжением реализации подписанного 8 мая 2005 года соглашения между "ВымпелКомом" и "Евросетью" о придании сети салонов сотовой связи статуса национального дилера. По договору между сторонами компания "Евросеть" должна обеспечить предоставление положительных рекомендаций со стороны персонала своих торговых представительств в отношении предлагаемых "ВымпелКомом" продуктов и услуг, а также участие торговых представительств "Евросети" во всех федеральных и региональных акциях "ВымпелКома".
Для того чтобы убедиться в правомерности высказываемых друзьями жалоб, представители "Общества" провели опрос покупателей из нескольких салонов компании "Евросеть", расположенных в центре Москвы. Более двадцати респондентов из приблизительно пятидесяти опрошенных подтвердили факт "настойчивой рекомендации" в пользу оператора "Билайн". На основании полученных данных РОО "Общество по защите прав потребителей в области связи и телекоммуникаций" составило жалобу в Федеральную антимонопольную службу.
В пресс-службе "Билайна" согласны с тем, что совет продавца может оказывать влияние на формирование мнения потенциального покупателя: "Когда покупатель приходит в магазин, то он хочет получить профессиональную консультацию и мнение продавца по поводу того или иного продукта, и в большинстве случаев покупатель полагается на мнение данного продавца, он доверяет его опыту и осведомленности по предлагаемому ассортименту в магазине". Однако продавец действует в интересах покупателя. "Как правило, продавец интересуется потребностями покупателя, критериями, на которые покупатель ориентируется в данной покупке. Здесь обычно выступает основной принцип выбора - соотношение качества и цены, в случае с сотовой связью, еще и возможности, которые может получить покупатель", - отмечают в пресс-службе "Билайна". Тем не менее, в компании абсолютно уверены в том, что "у продавца нет методов давления и, тем более, принуждения покупателя к сделке, которую покупатель не хочет заключать. Право свободного выбора гарантировано наличием продуктов других операторов в салонах связи „Евросеть". И окончательное решение всегда остается за потребителем. Более того, продавец обязан продать покупателю по его требованию любой товар, который находится в торговой точке".
Будучи профессиональным юристом, г-н Ратавин хорошо понимает, что данные "опроса", проведенного его коллегами, вряд ли смогут быть предъявлены в качестве доказательства сговора компаний в ФАС, и поэтому делает основную ставку на договор о статусе национального дилера. "Если анитимонопольная служба не найдет в договоре нарушений условий добросовестной конкуренции, Общество обратится в Арбитражный суд", - заявил он.
В "Евросети" же, в свою очередь, сообщили, что "никакого сговора с „Билайном" нет, никаких жалоб со стороны покупателей в компанию не поступало". В пресс-службе компании также отметили, что компанию не первый раз обвиняют в сговоре с тем или иным оператором, но никаких официальных обращений не было. Интересно, что однажды с аналогичной жалобой на "Евросеть" обращался и сам "ВымпелКом". Оператор даже подавал иск в арбитражный суд Москвы на сеть салонов связи за рекламную компанию по переманиванию клиентов "Би Лайн" к МТС. Тогда "Евросеть" запустила в Иванове и Туле рекламные ролики со слоганом: "Сдай свою старую синюю SIM-карту и получи $15 на счет". Напомним, что до ребрендинга карты у "Би Лайн" были синими. Кроме того, "ВымпелКом" пожаловался на "Евросеть" в антимонопольную службу (ФАС). В результате против "Евросети" было даже возбуждено дело по статье "недобросовестная конкуренция". Однако, как видно, к маю 2005 года все противоречия между компаниями были разрешены.
Учитывая, что в предполагаемом конфликте покупателей и продавцов "Билайн" и "Евросеть" являются заинтересованными сторонами, обозреватель CNews инкогнито обратился к сотрудникам трех салонов "Евросети" с просьбой помочь в выборе оператора. В каждом из салонов были предъявлены разные требования к потенциальной покупке: недорогой качественный роуминг для командировок по России, пакет для частого общения с абонентами Москвы и Московской области, пакет для использования, в основном, неголосовых услуг в виде SMS.
В результате продавцами салона потенциальному покупателю были предложены следующие тарифы: "Один к одному" для роуминга, "Прием деловой" для частого общения, и "Рублевый" для SMS. Все тарифы - от оператора "МегаФон".
Свою версию произошедшего в частных беседах предложили представители салонов связи "Альтаир" и "Связной". Как считают наши собеседники, все дело в обыкновенном отсутствии или наличии в точке продажи SIM-карт того или иного оператора в конкретный момент. Главное для продавцов - выручка, поэтому вне зависимости от предполагаемых указаний руководства компании "Евросеть" продавать "Билайн", продавать будут то, что имеется в наличии. Поэтому если предположить, что причиной (или все-таки поводом?) для обращения в ФАС послужили данные опроса покупателей салонов "Евросети" представителями общественной организации в момент наличия в салоне исключительно SIM-карт "Билайна", все становится на свои места.
В то же время, обращает на себя внимание сам факт внезапного появления Региональной общественной организации "Общество по защите прав потребителей в области связи и телекоммуникаций". По словам г-на Ратавина, ее учредители - профессиональные юристы, оказывающие на протяжении последних двух лет услуги в области защиты прав потребителей на телекоммуникационном рынке. Однако нам не удалось узнать об участии г-на Ратавина в аналогичных делах, в СМИ он также не упоминается. Г-н Ратавин сообщил, что решение о создании подобной организации зрело в течение нескольких лет и было оформлено надлежащим образом 26 июня 2005 года в Минюсте. При этом организация не имеет ни публичного офиса, в который можно обратиться с жалобой, ни хотя бы интернет-представительства с контактами, а в качестве телефона для связи используется личный номер председателя общества. Также обращает на себя внимание тот факт, что опрос был проведен в мае, а его результаты были озвучены только в октябре, а не, например, в июле или хотя бы в августе. Выходит, общество по защите прав потребителей в течение двух месяцев не защищало их права, а решило подождать до осени, - возможно, пока не закончится сезон отпусков. CNews Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article19130.htm |