Российские сервисыВКС продолжают увеличивать присутствие на рынке. Так, из 13 популярных сразу 9 созданы отечественными компаниями. В частности, в Топ-10 они занимают места с третьего по седьмое включительно. Однако зарубежные Zoom и Skype сохраняют лидерство по числу пользователей, «Яндекс.Телемост» идет третьим. При этом максимальный рост в первой пятерке демонстрирует SberJazz и другие российские игроки, в то время как Skype теряет позиции.
ИАА TelecomDaily публикует результаты опроса по использованию сервисов ВКС, в котором приняли участие более 1 тыс. респондентов — граждан РФ, занимающих руководящие должности или владеющих бизнесом, которые активно применяют ВКС в работе.
Онлайн-анкетирование завершилось в апреле 2024. Система отбора пользователей в панели соответствует профессиональным нормам и стандартам ESOMAR.
Результаты исследования:
Согласно прогнозам TelecomDaily, выручка российского рынка ВКС по итогам текущего года вырастет на 25% — с 19,7 млрд руб. в 2023 до 24,5 млрд в 2024. Для сравнения, с 2022 по 2023 его участники нарастили выручку на 31%.
Респонденты назвали 13 сервисов ВКС, с которыми работают в настоящее время, а также те, которыми пользовались 2-3 года назад. Таким образом, динамика зафиксирована с их слов.
На первом месте с долей 67,5% — Zoom. Его рост составил 32% (против доли 51% несколькими годами ранее). Вторым идет Skype (44%), который потерял сразу 22%. «Яндекс. Телемост» занял 19% рынка и вырос на 188% (почти в 3 раза). У «МТС Линк» — 14% рынка. Доля «VK Звонки» — 12,8% (рост на 129%), SberJazz — 10% (рост в 36 раз).
За пределами первой пятерки разместились еще шесть российских сервисов. На седьмом месте – VK Team (9%), на девятом — «КонтурТолк» (8%), на одиннадцатом — Webinar Meeting (4%), на двенадцатом — TrueConf (3,8%) и на тринадцатом — eXpress (2,5%).
Также для сервисов ВКС была выведена интегральная оценка, которая складывалась из баллов, полученных по критериям, которые предъявляли к ним пользователями, а также по широте доступного функционала и его востребованности. Среди Топ-5 популярных сервисов ВКС максимальное количество баллов получил лидер рейтинга Zoom — 77,6 баллов из 100 возможных. Сразу за ним идет российская платформа SberJazz — 69,7 баллов.

У Skype — 63, у «Яндекс. Телемост» — 47,6, у «VK Звонки» — 34,5.
Опрошенные назвали функции ВКС-сервисов на основе искусственного интеллекта, которыми пользуются регулярно. Их значимость также попросили оценить по 5-балльной шкале.

Самым востребованным оказалось интеллектуальное шумоподавление — его применяют 24,5% (оценка — 4,1 балла). С функцией распознавания речи работают 18,8% (4,09 балла), с переводом в режиме реального времени — 18% (4,24 балла), с размытием фона — 15,5% (3,55 балла), с голосовым управлением ПО — 14,8% (3,76 балла).
«Мы видим, что на корпоративном рыке растет недоверие к зарубежным сервисам ВКС. Появляется все больше отечественных приложений, которые без труда находят своих пользователей. Развитие рынка идет сразу по нескольким направлениям — расширяется функционал, подключается все больше В2В-клиентов, увеличивается и длительность работы в приложениях», — прокомментировал итоги исследования генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков.