Алгоритм создания загадок

Дата публикации: 23.06.2005
Раздел: Школа рекламиста

Загадки любят все.  Особенно ,  конечно,  дети.  Прежде всего,  любят загадывать.  Причина - интересно поставить " в тупик" товарища,  а нередко - и взрослого. Детям просто нео- бычно видеть, что родитель или воспитатель что-то не знает! "Как же это ?  Папа не знает !". Восторг пополам с некоторым страхом и изумлением ... "Не знает !". И блестят хитрые глаза - вот она, откадка, такая простая ...

Любят отгадывать. Может быть, дети где-то чувстуют, что отгадывание загадок - это суть жизни человека. Сначала игра, потом жизнь.     

А об  успехе загадок говорит игра "Что?  Где?  Когда?", обоюдные каверзы студентов в КВН`е, родившееся на наших глазах капитал-шоу "Поле-чудес", всевозможные конкурсы и викторины. Чуть не забыл детективный жанр. Там-то сплошь загадки.     Естественно, что  загадки - прекрасный материал для педагога. В занимательной форме дети получают знания:

- о предметах и их связях в живой и неживой природе: морковь-"красна-девица", растет в земле - "сидит в темнице", а ботва над землей - "коса на улице";

- об аналогиях: очень большое небо - "поле не мерено", большое  количество  звезд - "овцы не считаны",  месяц - "пастух рогат";

- о функциях вещей:  книга - рассказывает, часы - показывают время;

- о  характере  процессов и последовательности явлений:  "На болоте родился, три раза крестился, никому не покорился, Героем оборотился" - Ленинград.     

Похоже, что проблемное обучение - по сути, это обучение на загадках !  Поставим в трудное положение,  заставим задуматься ...     

А откуда  берутся  загадки  ?  Как они попали в детские книжки, в конспекты педагогов ? Как хотелось бы самому сочи-
нять их. Ведь мир вещей расширяется буквально с каждым днем. Вокруг нас персональные компьютеры и ведеомагнитофоны, лазеры и космические станции, роботы. Рождаются новые общественные движения,  рождается новое государство.  Когда-то  сочинятся про это все загадки ?!  Способ нужен сегодня,  сейчас, вчера !
п2. Существующие способы создания загадок.

     Старинные загадки стали частью фольклора,  устного  народного творчества. И тут мы сильно не погрешим против исти-ны, если предположим, что загадки создавались испытанным веками способом - методом проб и ошибок (МПИО).
     Так, загадки тесно смыкались с творчеством  скоморохов, часто использовавших иносказания. Острый глаз помогал подметить явление в мире вещей и процессов,  а острый язык -  это выразить в нескольких емких словах-образах. А дело слушателя - догадаться, о чем или о ком идет речь ...
     И отбирались загадки временем,  проверялись на выживаемость.  "Четыре братца под одной крышей стоят", "Два брюшка, четыре ушка",  - кто скажет,  из какого времени пришли к нам эти загадки ?
     Писатели-переводчики дарят  нам загадки других народов. Хорошо известны загадки в переводах К.Чуковского, С.Маршака. 
               

"Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей ..."
                /Губы и зубы во рту/.

"Шалтай-Болтай сидел на стене ..."
                / Яйцо/

"Был белый дом, чудесный дом,
Но что-то застучало в нем ..."
                /Яйцо/

     Это образы   англо-американских   загадок  из  сборника "Сказки Матушки Гусыни".     

Загадки сегодняшнего  дня  приходят  к  нам  в журналах "Мурзилка" и "Веселые картинки", в стихах детских поэтов.
"Я горячее храню, и холодное храню.
Я и печь, и холодильник вам в походе заменю"
                /Термос/

"По небу ходит маляр без кистей.
Краской коричневой красит людей".
                /Солнце/

"Таять может, да не лед.
Не фонарь, а свет дает".
                /Свеча/

"На железной клумбе цветы голубые,
Помогают стряпать кушанья любые".
                /Газовая плита/

"В нашей кухне круглый год
Дед Мороз в шкафу живет".
                /Холодильник/

     Судя по выбору тем-объектов и отсутсвию каких-либо  рекомендаций, можно сделать вывод, что и в настоящее время загадки создаются все тем же методом проб и ошибок. И остаетс уповать на то, что кто-то вновь подметит острым глазом и выразит острым, запоминающимся словом новые вещи и явления нашего быстро меняющегося мира.

п3. Критика существующих способов создания загадок.

1. Бесплановость в работе создания загадок.

     Создание загадок - творческий процесс.  А широко  распространено мнение,  что творчество принципиально непланируемо. Вот придет вдохновение, тогда ...

2. Случайность выбора объектов загадок.

     Объектами загадок становятся чаще всего предметы обихода,  природные явления, школа и ее атрибуты, игрушки, техника.  Но так отстают современные загадки от сегодняшнего мира вещей и явлений!

3. Узок круг объектов загадок.

     Даже после  выбора  объекта  фантазия  не  идет  дальше нескольких предметов этого круга:
- мебель (стол, стул);
- овощи (капуста, лук, морковь);
- транспорт (автомобиль, паровоз, самолет);
- природные явления (дождь, радуга, снег, ветер);
- школа (мел, доска, звонок).

4. Отсутствие системы в выборе качеств (действий) объектов загадок.

     Какие элементы объекта взять для  составления  загадки, какие  его действия описать в завуалированной форме ?  Ответ существующие методы не дают, вся надежда на фантазию.

5. Невозможность научить любого человека "конструированию"
загадок.
     Упование на интуицию и фантазию,  озарение, напрочь отвергают возможность обучения этому искусству.  Есть талант будешь создавать загадки, нет - извини ...

п4. Требования к способу создания загадок.

     Основные требования к способу создания загадок вытекают из  предыдущего раздела с критическими замечаниями.  Естественно, что способ должен обеспечить :
- возможность плановой работы по созданию загадок.  Конечно, вдохновение - вещь хорошая,  но метод должен обеспечить создание 5-ти загадок в час. Шутка, но все же ...
- направленный выбор объектов загадок. Например, представили себе комнату, и об всех предметах (на потолке, стенах, полу, у стен) создали загадки.
- расширение круга объектов загадок. Этот пункт тесно смыкается с предыдущим.  Ну,  куда входит комната ? В квартиру. И теперь квартира - объект загадки.
- выбор всех атрибутов (характеристик) объектов.  Любой объект состоит из элементов,  которые как-то между собой связаны, выполняют какие-то функции; объект как-то развивается вовремени. Именно это и берем.
- возможность научить любого человека  "конструировать"  загадки.  Уже предыдущие пункты показывают,  что их реализация похожа на метод-способ :  берем  объект  с  его  окружением, пристально  изучим  его элементный состав,  связи,  функции, историю.  И опишем простыми словами. Заготовка загадки готова. Ну, можно этому научиться ? Думаю, да.

n5. Что есть для разработки способа создания загадок ?

1. Алгоритм создания загадок , предложенный в мае 1989 года
слушателем НУНТТ-а Шамовым А.
                        ------------------¬
                        ¦  Объект загадки ¦
                        L--------T---------
                    -------------+--------------¬
                    ¦ Стуктурный анализ объекта ¦
                    L------------T---------------
                     ------------+-------------¬
                     ¦  Функциональный анализ  ¦
                     ¦ объекта и его элементов ¦
                     L-----------T--------------
                                 *
                                ***
                              **   **
                             *Есть ли*
              Нет           *сходный O*             Да
        -<-----------------*со сходными*--------------¬
--------+--------¬          *функциями*        -------+------¬
¦ Описание через ¦           **  ?  **         ¦Отрицательное¦
¦    функции     ¦             ** **           ¦  сравнение  ¦
L-------T---------               *             L------T-------
        ¦                                             ¦
        L------------------------T---------------------
                           ------+------¬
                           ¦ Композиция ¦
                           L-----T-------
                    -------------+------------¬
                    ¦ Ритмическая организация ¦
                    L------------T-------------
                            -----+----¬
                            ¦ Загадка ¦  где O - объект
                            L----------
Пример работы по предложенному алгоритму:
а) выбираем объект - очки ;
б) очки состоят из:
   - стекол
   - оправы ( металлической или пластмассовой )
в) стекла исправляют дефект зрения (глаза), оправа
   удерживает очки перед глазами;
г) сходный объект - окно, витрина;

  И сразу появились два варианта загадки :

                    Немного стекляшек,
                    Пластмассы немножко.
                    И вот уж готово
                    Для стекол окошко.

                   Вы бывали в магазине ?
                   Что такое глаз в витрине ?

     Правда, здесь при наличии сходного объекта использовано не отрицательное сравнение типа "есть стекло и рамка,  но не окно", а положительное сравнение "окно для глаза". Аналогично использован сходный объект - витрина.

     Полученные загадки показали  возможность  использования алгоритма. Но в алгоритме есть и недостатки : - использован только структурный, а правильнее сказать, элементный анализ объекта и функциональный анализ;
- указанные операции идут последовательно;
- предлагается при отсутствии сходного объекта давать описание объекта загадки через его функции;
- предлагается  при наличии сходного объекта давать описани объекта через отрицательное сравнение.

2. Для разработки  уточненного  алгоритма  создания  загадок воспользовались опытом создания АРИЗ :
- сбор и обработка информационного фонда;
- выявление закономерностей;
- формализация.


п.6 Процесс  разработки уточненного алгоритма создания зага-
док.

1. В качестве информационного фонда использован сборник  за-
гадок  для детей (Н>Н>Понамарева),  Загадки из книги "Сказки Матушки Гусыни" и др.
2. Загадки  из  ИФ "пропущены через алгоритм Шамова А.,  что помогло выявить недостатки алгоритма.  Недостатки указаны  в
предыдущем разделе.
3. Использован опыт работы по проведению  ФСА:  предлагается сделать параллельный анализ:
- элементный;
- структурный;
- функциональный;
- параметрический;
- генетический.
4. Получена развернутая схема алгоритма, причем схема доста-
точно сложна для работы.
5. Произведено свертывание схемы. В этом варианте она приоб-
рела вид (см рис 2).
6. Проверка схемы с помощью создания загадок.


             Блок-схема алгоритма создания загадок

                       -----------------¬    -------------¬
                       ¦ Объект загадки ¦    ¦ Надсистема ¦
                       ¦       О1       ¦    ¦   объекта  ¦
                       L--------T--------    L-----T-------
                       ---------+-------¬          ¦
                       ¦ _____ анализ *)¦<----------
                       L--------T--------
                                ¦
    -----¬   -------------¬     ¦
--<-+ НЭ +<--+ нарушение, +<----+
¦   L-----   ¦ изъятие    ¦     ¦           ---------------¬
¦            ¦ _____ О1   ¦     *         --+Положительное ¦
¦            L-------------    ***        ¦ ¦описание через+-¬
¦  -----------¬              **   **      ¦ ¦     О2       ¦ ¦
¦  ¦ Описание ¦    нет      *Есть ли*  да ¦ L--------------- ¦
¦  ¦ через    ¦<-----------*О2 с ____* -->¦ ---------------¬ ¦
¦  ¦ _____ О1 ¦             * ___ О1*     L-+Отрицательное +-+
¦  L----T------              ** ? **        ¦  сравнение   ¦ ¦
¦       ¦                       *           L--------------- ¦
¦       ¦                                                    ¦
L-------+------------------------T----------------------------
                           ------+------¬
                           ¦ Композиция ¦
                           L-----T-------
                    -------------+------------¬
                    ¦ Ритмическая организация ¦
                    L------------T-------------
                            -----+----¬
                            ¦ Загадка ¦       рис. 2
                            L----------
*) Виды анализа объекта загадки О1:
- элементный;
- структурный;
- функциональный;
- параметрический;
- генетический;

  Все виды анализа рекомендуется вести параллельно, выделяя:
- элементы, из которых построен объект загадки;
- связи между элементами объекта и связи с надсистемой;
- функции самого объекта и его элементов;
- параметры элементов, связей и функций;
- развитие объекта или его элементов во времени.

Рассмотреть возможность нарушения,  изъятия какого-либо объекта  анализа  (исчезновение  элемента  объекта  загадки, исчезновение связи между элементами,  нарушение функциониро- вания элемента,  нарушение параметра,  нарушение хода разви- тия).  Естественно, что это приведет к какому-то нежелатель- ному эффекту (НЭ). Список НЭ  даст  композицию,  а ритмическая организация  списка даст искомую загадку. Загадка может создаваться по линии выбора объекта О", у которого могут буть сходными с О1 элементы, структура, функ- ции,  параметры,  генезис.  Если такого О2 нет , то описание идет через элементы (структуру и т.д.)  О1.  Если  такой  О2 есть,  то  через его элементы (структуру и т.д.) при положи- тельном описании, и через отрицательное сравнение.
             Пример создания загадки по алгоритму.

------------¬              ------------¬          -----------¬
¦ Человек   ¦              ¦ Пишущая   ¦          ¦   Лист   ¦
¦           +------¬       ¦ машинка   ¦      ----+  бумаги  ¦
L------------      ¦       L-----T------ ФА   ¦   L-----------
ЭА  --------------¦----T--------+-------T----¦--------¬
     ¦             ¦ СА ¦      ----------------     ПА ¦
-----+------¬     -+----+-----¬¦   ------+-----¬   ----+------¬
¦ Клавиши   ¦     ¦ Человек-  +----+ Бъёт      ¦   ¦От чистого¦
¦ ----------+-¬   ¦ литеры    ¦¦   ¦ ----------+-¬ ¦листа к на-
L-+ Литеры    ¦   L-T---------++¬  L-+ Печатает  ¦ ¦печатанно-¦
  ¦ ----------+-¬   ¦ Лист-     +----+           ¦ ¦му тексту ¦
  L-+ Корпус    ¦   ¦ литеры    ¦    L------------ L-----------
    ¦           ¦   L------------
    L------------



                   Я на клавиши нажал,
                   Только музыки не слышу.
                   А послушный мне металл
                   На бумаге буквы пишет.


п.7   Примеры создания загадок.

1. Объект загадки - загадка.
------------¬        ------------¬           ------------¬
¦ Человек   ¦        ¦ Загадка   ¦           ¦ Знание    ¦
¦           ¦        ¦           ¦           ¦           ¦
L------------        L-----T------           L------------
                           ¦
      -----------------T---+-----------T---------------¬
   ЭА ¦           СА   ¦           ФА  ¦           ПА  ¦
------+-----¬    ------+-----¬   ------+-----¬   ------+-----¬
¦ Слова     ¦    ¦Слова связа¦   ¦Заставляет ¦   ¦От развле- ¦
¦-----------+¬   ¦ны в фразы ¦   ¦задуматься ¦   ¦чения до   ¦
L+  Образы   ¦   L-T---------+-¬ L-T---------+-¬ ¦сложного   ¦
¦           ¦     ¦Образы соз-¦   ¦ Учит      ¦ ¦размышления¦
L------------     ¦дают цель- ¦   ¦   думать  ¦ L------------
                   ¦ную картину¦   L------------
                   L------------
...загадка часто похожа на стихи , ритмическая организация помогает придать загадке запоминающуюся форму.

     Хоть похожа на стишок,
     Только действует иначе:
     Развлекая - учит нас,
     Задает уму задачу.

2. Объект загадки - яйцо.
                     ------------¬
                     ¦  Яйцо     ¦
                     ¦           ¦
                     L-----T------
                           ¦
      -----------------T---+---------T---------------¬
   ЭА ¦           СА   ¦         ФА  ¦           ПА  ¦
------+-----¬    ------+-----¬ ------+-----¬   ------+-----¬
¦ Скорлупа  ¦    ¦ Скорлупа  ¦ ¦Служит едой¦   ¦ Долго хра-¦
¦-----------+¬   ¦ Белок     ¦ ¦           ¦   ¦нится в хо-¦
L+ Белок     ¦   ¦ Желток    ¦ L-T---------+-¬ LT-лоде-----+¬
¦-----------+¬  ¦ ----------+-¬ ¦ Дает      ¦  ¦Не хранится¦
L+ Желток    ¦  L-+ Цыпленок  ¦ ¦ Цыпленка  ¦  ¦в тепле    ¦
  ¦-----------+¬   ¦           ¦ L------------  L------------
  L+ Цыпленок  ¦   L------------
   ¦           ¦
   L------------

     Скорлупа похожа на белую стенку, белок - на кисель,
     желток - на солнце

     Если в холоде держать,
     Может целый год лежать.
     А положите в тепло,-
     неожиданно разбиться,
     И на ножках убежать.


     Если в холоде держать,
     Может целый год лежать.
     А в тепле , то будет риск,
     Что услышим скоро писк.


     Желтый шар похож на солнце,
     Вокруг кисель, есть белая стена,
     И нет ни одного оконца.

3. Объект загадки - паутина.
------------¬  ------------¬   ------------¬  ------------¬
¦  Паук     ¦  ¦ Муха      ¦   ¦  Паутина  ¦  ¦Кусты,ветки¦
¦           ¦  ¦           ¦   ¦           ¦  ¦трава      ¦
L------------  L------------   L-----T------  L------------
                                     ¦
     ----------------T-------------T-+------------¬
ЭА  ¦           СА  ¦         ФА  ¦          ПА  ¦
-----+------¬  ------+-----¬  -----+------¬  -----+------¬
¦  нити     ¦  ¦ сеть из   ¦  ¦ ловит мух ¦  ¦нити тонкие¦
¦           ¦  ¦ нитей     ¦  ¦           ¦  ¦           ¦
L------------  L------------  L------------  LT----------+¬
                                              ¦сеть       ¦
                                              ¦  ажурная  ¦
                                              L------------

     Нити похожи на леску для ловли рыбы, на волосы.     

Сеть похожа на кружева, на антенну радиолакатора, на невод, на висячий мост , на сетку-авоську.

     По действию есть сходство с ловлей рыбы, с подстраховкой акробата с помощью сетки.

     Между ветками, кустами
     Лесной строитель вяжет мост ...
     И для мухи-пешехода
     На том мосту - прощай, свобода!

     Я не вратарь , поэтому люблю,
     Когда жужжащий "мяч"
     В сетку влетает мою.

     Кто повесил эти сетки,
     Расчертив траву на клетки ?
     В них pыбки попадаются,
     Жужжат и тpепыхаются.

     Что за стpанный pыбачок
     Влесных кустах забыл сачок ?
     Как pыбки попадутся,
     То жужжат и pвутся.

     Про лесного жителя
     Спросим у ребят:
     С сеткой кто работает,
     Словно акробат ?

4. Объект загадки - иголка.
------------¬  ------------¬ ------------¬  ------------¬
¦ Рука      ¦  ¦ Иголка    ¦ ¦ Нить      ¦  ¦   Ткань   ¦
¦           ¦  ¦           ¦ ¦           ¦  ¦           ¦
L------------  L-----T------ L------------  L------------
      ---------------+-----T---------------¬
ЭА   ¦                ФА  ¦               ¦   ПА
------+-----¬        ------+-----¬     ----+-------¬
¦ Острие    ¦        ¦протаскива-¦     ¦ Блестит   ¦
¦-----------+¬       ¦ ет нить   ¦     ¦           ¦
L¦ Стержень  ¦       L------------     L------------
¦ ----------+-¬
L-¦ Ушко      ¦
   ¦           ¦
   L------------
Игла, протаскивая нить, оставляет след.
Игла похожа на рыбу.

                  Вот так рыбка, чудо-рыбка,
                  Хвост из нитки тянет.
                  То нырнет, то вновь блеснет
                  На волнах из ткани.

5. Объект загадки - снегирь.
------------¬          ------------¬      ------------¬
¦ Ветка     ¦          ¦ Снегирь   ¦      ¦ Мороз,зима¦
¦           ¦          ¦           ¦      ¦           ¦
L------------          L-----T------      L------------
     ------------------------+------------------------¬
ЭА  ¦            СА              ФА             ПА   ¦
-----+------¬    ------------¬   ------------¬  ------+-----¬
¦ Клюв      ¦    ¦  Птица    ¦   ¦ Летает    ¦  ¦Красная    ¦
¦-----------+¬   ¦           ¦   ¦------------¬ ¦  грудка   ¦
L¦  Тело     ¦   L------------   L¦ Свистит   ¦ L------------
¦-----------+¬                   ¦           ¦
L¦  Хвост    ¦                   L------------
  ¦-----------+¬
  L¦ Лапки     ¦
   ¦           ¦
   L------------
     Снегирь похож на яблоко, на красный сигнал светофора, на
     воздушный шарик.

                     Может быть, я прав,
                     Возможно, это шутка:
                     У птицы на морозе
                     Раскраснелась грудка.

                     В зимний сад нельзя войти.
                     Почему ? Готов ответ:
                     Светофор живой на ветке
                     Не дает зеленый свет.

6. Объект загадки - утюг.
------------¬  ------------¬  ------------¬  ------------¬
¦ Рука      ¦  ¦ Шнур      ¦  ¦ Утюг      ¦  ¦  Ткань    ¦
¦           ¦  ¦           ¦  ¦           ¦  ¦           ¦
L------------  L------------  L-----T------  L------------
      ---------------T--------------+--------------¬
ЭА   ¦         ФА   ¦         ПА   ¦         ГА   ¦
------+-----¬  ------+-----¬  ------+-----¬  ------+-----¬
¦ Пятка     ¦  ¦ Гладит    ¦  ¦  Горячий  ¦  ¦От нагрева ¦
¦-----------+¬ ¦   ткань   ¦  ¦           ¦  ¦углями до  ¦
L¦ Подошва   ¦ L------------  L------------  ¦электричес-¦
¦-----------+¬                              ¦кого нагрева
L¦ Острый нос¦                              L------------
  ¦-----------+¬
  L¦ Ручка     ¦
   ¦           ¦
   L------------
     Утюг похож на пароход, на чайник (такая же ручка).

                  Электрический пароход,
                  ТО назад плывет, то вперед.
                  Были волны, - и нет.
                  Остается за мной гладкий след.

                  Я похож на пароход,
                  И на чайник тоже.
                  А горячий мой живот
                  Гладить ткань поможет.

7. Объект загадки - петух.
------------¬       ------------¬       ------------¬
¦ Куры      ¦       ¦ Двор      ¦       ¦ Петух     ¦
¦           ¦       ¦           ¦       ¦           ¦
L------------       L------------       L----T-------
                                             ¦
      ---------------T-------------T---------+--¬
ЭА   ¦         СА   ¦        ФА   ¦        ПА  ¦
------+-----¬  ------+-----¬ ------+-----¬ -----+------¬
¦Голова с   ¦  ¦ Птица     ¦ ¦Поет по ут-¦ ¦Яркий хвост¦
¦ гребнем   ¦  ¦           ¦ ¦рам и вечерам¦-----------+¬
L-----------+¬ L------------ L------------ L+ Красный   ¦
¦ Тело      ¦                              ¦ гребень   ¦
¦ ----------+-¬                            L------------
L-¦ Хвост     ¦
   ¦-----------+¬
   L¦ Ноги со   ¦
    ¦ шпорами   ¦
    L------------
     Петух похож на будильник (по своей функции), по "одеянию"
     - на клоуна, хвост похож на веер.


                     Яркий веер за спиной.
                     Угадайте, кто такой ?

                     Был сначала желтенький комочек.
                     А сейчас на нем узор из полос и точек.

                     Был белый - молчун.
                     Потом желтый - пискун.
                     Теперь разноцветный - певун.

                     Ваш будильник просто ходит,
                     Будит по утру.
                     Наш будильник очень важно
                     Ходит по двору.

                     Я с гребешком, хотя не парикмахер.
                     Со шпорами, хоть не кавалерист.
                     В одежде яркой, хоть я и не клоун.
                     Хоть не певец, но очень голосист.

ЗАХАРОВ А.Н.
ЛЕНИНГРАД 1990 Г.

Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article15689.htm

liveinternet.ru Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100