Разумная экономия в мерчандайзинге: как добитьсяДата публикации: 14.09.2023 Раздел: Статьи О том, какие методы помогут сделать мерчандайзинг эффективным при оптимальных затратах, рассказывают эксперты трейд-маркетингового агентства «Планограмма». Производитель должен понимать, зачем ему нужен мерчандайзинг
Ответ нужно искать на уровне торговой точки. Возможно это отсутствие товара на полке (OOS) или недостаток рекламных материалов. А может быть, дело в том, что не запускаются акции. В зависимости от задач определяются меры, способные устранить конкретную проблему или их комплекс. Отслеживая показатели продаж, производитель будет понимать, есть ли эффект от внедрения мерчандайзинга.
Мерчандайзинг глазами производителя
Потребность в мерчандайзинге зависит от величины компании. Крупные производители могут позволить себе эксклюзивный мерчандайзинг. Здесь принимается во внимание вовлеченность мерчандайзера в работу бренда, когда полевой работник ощущает себя частью компании и заинтересован в ее доходах. Но даже крупные производители находят способы оптимизировать расходы на мерчандайзинг.
К примеру, крупный российский производитель продуктов питания «Эссен Продакшн АГ» поставляет продукцию в пять тысяч торговых точек. Свою адресную программу компания строит согласно сезону. В высокий сезон мерчандайзеры задействуются почти во всех магазинах. В низкий – число торговых точек, где требуется мерчандайзинг, может составлять три тысячи, среди которых приоритет отдается гипермаркетам.
Совмещенный мерчандайзинг как способ экономии для производителя
В экономических условиях, в которых находится мир, явным трендом становится совмещенный мерчандайзинг. Это, конечно, более тяжелая механика – мерчандайзер должен обладать большим объемом информации по всем обслуживаемым брендам и выполнять больше KPI. Сложность при этом заключается в том, что у разных заказчиков они могут отличаться. Конечно, мерчандайзер, при большом числе клиентов не может фокусироваться на одном бренде, но важно то, что основные задачи он выполняет. Совмещенный мерчандайзинг удобен клиенту, так как структура управления находится в руках агентства. На нем и лежит ответственность за результат.
Как торговая сеть может помочь сделать мерчандайзинг эффективней?
Сеть как заинтересованное звено в цепочке производитель/ритейлер/покупатель оценивает мерчандайзинг по цифрам оборота, удовлетворенности и лояльности покупателей. Ритейлер из анализа видит потери от отсутствия товара на полке, выясняет, связано ли это с фейсингом, происходит ли каннибализация SKU внутри бренда или категории. Предоставляет полученные данные производителю и совместно с ним вырабатывает решения по увеличению продаж и, соответственно, получению максимальной прибыли.
Пример рационального подхода к функционированию торговой точки показала сеть «Пятерочка», которая совместно с командой X5 Tech разработала автоматизированную систему управления задачами (АСУЗ). Эта персонифицированная система управления сотрудниками и процессами основывается на оцифрованных показателях и управляющих сигналах. Такой автоматизированный процесс управления магазином повышает операционные и финансовые показатели бизнеса в целом и мерчандайзинга в частности.
Оптимизация затрат на мерчандайзинг агентствами
Недобросовестные компании могут пытаться экономить, нарушая трудовое и миграционное законодательство. Но это путь в никуда, который, как правило, заканчивается при первой проверке контролирующих органов. Есть вполне законные способы сэкономить на мерчандайзинге, привлекая, к примеру, самозанятых сотрудников. Агентство таким образом снижает затраты на персонал без ущерба для качества предоставляемой услуги.
Еще один способ сэкономить – сотрудничество по договорам гражданско-правового характера. Договор ГПХ – это возможность привлечь полевых сотрудников именно в те периоды, когда в них есть острая необходимость.
Задачи мерчандайзинга – оценка представленности и доступности товара, исключение риска виртуальных остатков, соблюдение ценовой политики, знание действий конкурентов, наведение порядка на полке, может выполнять специалист с краудсорсинговой платформы. Принцип его работы достаточно простой: «пришел – увидел – сфотографировал». Держать для такой простой работы штатного специалиста и ждать, пока он понадобится, – это для агентства неоправданный расход.
Как агентства могут экономить на обучении мерчандайзеров?
Использование современных IT-технологий позволяет снизить расходы на обучение и подготовку мерчандайзеров. Агентства имеют арсенал обучающих инструментов в виде видеоматериалов, тестов и тренажеров. Основные понятия и принципы мерчандайзинга будущий специалист может усвоить дистанционно.
Контроль полевых сотрудников как способ сокращения затрат на мерчандайзинг
Контроль мерчандайзеров в режиме реального времени исключает потери времени при посещении торговых точек и выполнении задач. Каждый визит имеет строгий маршрут и тайминг. Мерчандайзинг не может позволить себе искать окольные пути, чтобы «продлить дорогу» в своих интересах – забежать к стилисту «по ноготочкам! или на рынок. Строгое следование маршруту мерчандайзером – это исполнение агентством взятых на себя обязательств, оговоренных с клиентом в договоре.
Автоматизация мерчандайзинга – успех компании
Сегодня в агентствах встретить бумажную форму отчетности – большая «удача». Современные технологии предлагают множество программных продуктов, которые за счет скорости получения актуальной информации, делают мерчандайзинг максимально эффективным. Цифровое ПО распространяется на множество операций. Например, мерчандайзеру можно в режиме реального времени поставить задачу снять остатки, проконтролировать сроки годности, сверить ценники. После выполнения задачи он немедленно формирует отчет и отправляет его ответственному лицу.
В любом бизнесе всегда можно найти возможность без потери эффективности оптимизировать затраты. Мерчандайзинг – не исключение. Просто у каждого участника процесса – свои методы экономии. Advertology.Ru
Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article155838.htm |