"Корпоративный чат - это восьмичасовое собрание 30 человек без четкой повестки": как рабочие чаты убивают продуктивностьДата публикации: 28.07.2022 Раздел: Есть мнение ... 6 лет назад я написал важный пост о том, что корпоративные чаты — зло: рассказал про синхронность, небрежность, иллюзию контроля и эффект свидетеля. С тех пор много чего поменялось в худшую сторону. Телеграм, вацап, дискорд и другие чатики потихоньку вытесняют средства нормальной коммуникации. В глазах среднего офисного работника электронная почта превратилась в аналог Почты России — медленно, неудобно, но зато официально: подходит для общения со внешними подрядчиками, но своим лучше написать в тележеньку.
Единственное, что не поменялось, и вряд ли поменяется в ближайшие десятилетия — это способность человека фокусироваться только на одном контексте в один момент времени. При этом инструменты коммуникации движутся к тому, чтобы стереть все возможные барьеры между контекстами: кажется, следующий уровень развития — это возможность написать «привет как дела» прямо в мозг.
Во всех своих командах я по-прежнему ставлю барьеры, которые мешают отвлекать друг-друга от работы — запрещаю заводить корпооративные чаты, поощряю использование бейскемпа и электронной почты. Судя по отзывам новеньких — это дико непривычно, но при этом удобно: оставляет больше времени и сил на жизнь вне работы.
Вот этот пост.
В разное время я пробовал разные корпоративные чаты — джабер, ирку (кто-нибудь еще помнит?), скайп, группы в популярных мессенджерах. В этой заметке я расскажу, почему все они вредят производительности, а лучшее средство для проектного общения — электронная почта.
Все описанное ниже справедливо для проектных офисов, которые ведут несколько проектов, где менеджеры распределяют время исполнителей. Если вы менеджер по продажам или логист, заметка не для вас.
Осторожно — в заметке много личного опыта. Если в вашей команде чат работает лучше почты, значит вам он подходит. Мне — нет.
Корпоративный чат — это уведомления
Любой групповой чат, включая Слэк с его настройками — это бесконечная куча уведомлений: небрежно поставленные задачи валятся вперемежку с котиками и сообщениями о сборках в Трэвисе. Даже если отключить уведомления, Слэк не отпускает — раз в 10 минут вы с постоянством курильщика открываете чат и проверяете новые сообщения.
Слэк — не первый, так работает фейсбук, Первый канал и Дарья Донцова.
Причина проста: чат кормит мозг упорядоченной лентой событий, которую легко потреблять. Мы привыкаем к ленте, как к алкоголю — пока есть новости, можно не думать о проблемах вроде маленькой зарплаты, непонятной задачи или просроченного отчета.
Так уж устроен мозг — если он видит шанс избежать неприятного дела — он избежит. Если шанс хоть немного похож на работу — еще лучше. Корпоративный чат всегда подскажет, куда сбежать от неприятной задачи: обсудить новый фильм, выбрать роллы на обед или посудачить над коллегами из соседнего отдела.
40 загаженных инбоксов
Важнейшее правило ГТД — единственный, периодически очищаемый инбокс. В Слэке такой чистоты не добиться — вместо аккуратной папки входящих в голову лезут десятки каналов. Если вы счастливый не-пользователь Слэка, и не знаете, что такое каналы — почитайте рассказ Медузы.
В корпоративном Слэке завели 40 комнат для разных предметов обсуждения: брифы, редактура, новые статьи, мониторинг соцсетей. Предполагается, что люди читают только те каналы, которые им важны. Угадайте, как происходит на самом деле? Правильно, участники чата постоянно разгребают 40 папок входящих, 5 из которых — с котиками, а еще 20 не нужны для работы.
Небрежность
За три минуты можно написать одно сообщение электронной почты или десяток сообщений в чат. Обдуманное письмо лучше — в чате вместо задачи получается лающий армейский приказ. Результат вам дадут тоже армейский — задачу или потеряют среди других, или поймут так, что она потеряет смысл.
Если ставить задачу как в армии, результат вы получите тоже армейский — вашу задачу или не поймут, или прое***.
Когда вокруг исполнителя вертится 5 срочных и 10 несрочных задач, он выбирает понятную. Задачи из почты — понятнее. Когда письмо нельзя дописать или отредактировать, мозг включает аккуратность: сужается список получателей, формулировки становятся точнее и лаконичнее, появляются обязательные атрибуты задачи — дедлайн, описание проблемы и следующий шаг.
Одна задача — много исполнителей
В психологии есть понятие эффекта свидетеля — когда толпа людей видит нечто плохое, и никто не вмешивается, потому что ждет, что вмешается сосед. Эффект свидетеля ожидает вашу задачку в любом чате.
Хороший менеджер декомпозирует задачи на кусочки. Кусочек задачи — один шаг одного исполнителя. Такие задачи проще сделывать — нет стимула размазывать ответственность («Ой, а дизайнеры не нарисовали», «Ой, тут пусть сисадмины выкатывают»). Декомпозированную задачу на одного исполнителя уже незачем кидать в чат — нафига отвлекать 30 других человек?
Синхронность
Чтобы сделать важное дело, нужно побыть в одиночестве. Художник пишет картины заперевшись в мастерской, бизнесмен в одиночку запускает новое дело, программист — пишет код. Два дизайнера не сделают одну дизайн-концепцию. Даже в командах люди работают по отдельности — просто периодически синхронизируются.
Идеальная команда разбросана по миру — участники не могут подойти и выдернуть коллегу из потока. Кроме изоляции, распределенная работа провоцирует писать осмысленные письма, которые не требуют немедленного ответа. А когда нет раздражителей — голова работает чище и дольше.
Корпоративный чатик — это восьмичасовое собрание 30 человек без четкой повестки.
Кому-то удобнее работать помидорками, кому-то — циклами по 2 часа. Кто-то работает из круглосуточной шоколадницы или живет в Магадане. Это не важно, когда команда общается асинхронно. Чтобы добиваться результатов, достаточно пересекаться на 15 минут раз в пару дней.
Если команда слаженно работает только сидя в одном помещении или комнате чата — что-то не в порядке. Скорее всего ребята не умеют общаться, и пора усилить команду администратором.
Вывод
Если цените мозговые ресурсы исполнителей — используйте трекер задач. Если ваши проекты не подразумевают вовлечения мозга, вы привыкли к иллюзии контроля или любите быструю реакцию — выбирайте Слэк или Меттермост, они красивые. FEDOR BORSHEV https://t.me/pmdaily/990 Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article153791.htm |