Формат решает все: как выстраивается работа мерчандайзера в зависимости от типа магазинаДата публикации: 21.06.2022 Раздел: Статьи Как сделать так, чтобы товар был востребован и соответствовал запросам покупателей? Вот, казалось бы, есть марка, цена которой оптимально соответствует критерию «цена-качество», есть приличная упаковка, разработаны методы для создания необходимого спроса. Но в этой цепочке не хватает главного – способа продвижения товара в розничной сети. Это то, что в маркетинге называется мерчандайзингом. Его цель – увеличить объемы продаж и привлечь новых покупателей. Продавая больше товара необходимо учитывать степень удовлетворения покупателя. Без учета реакции потребителя есть опасность потерять его, поэтому на мерчандайзера, ложится еще одна обязанность – повысить лояльность покупателя. О том, как добиться этого и правильно выстроить работу в разных форматах торговых точек рассказывают эксперты трейд-маркетингового агентства Планограмма. Основные задачи мерчандайзинга
Это улучшение качества обслуживания потребителя, совершенствование торгово-технологических процессов в магазине, укрепление имиджа компании производителя и создание конкурентного преимущества как магазина, так и отдельных марок.
Задачи мерчандайзинга, можно условно разделить на два основных блока: внешний и внутренний.
Внешний блок предполагает организацию эффективного запаса, так, чтобы для выложенных товаров был, как минимум, трехдневный запас. Заполненная полка мотивирует клиента на покупку, а с пустотами товар воспринимается как остаток. Эффективный запас может находиться на складе распределительного центра оптового торговца, на складе розничной торговой точки. Магазины, торгующие через прилавок, как правило, товарный запас имеют в торговом зале. Производитель товара может хранить запас на принадлежащих ему стеллажах или другом дополнительном торговом оборудовании.
Объем запаса зависит от типа розничной точки. Например, в супермаркете должны быть представлены все товарные группы и единицы продукции, а в павильоне только самые популярные, пользующиеся высоким спросом. Наиболее ходовые товары всегда должны быть в наличии. Мерчандайзеру необходимо их контролировать и определять по минимально допустимому количеству товара.
Важно учитывать расположение торговых марок – от приоритетных к менее приоритетным. Преимуществом будет и достойное оформление товара.
Соблюдение мерчандайзером так называемого «принципа пяти Н»: нужный товар, в нужном месте, в нужное время, в нужном количестве, по нужной цене также помогает в достижении главной цели мерчандайзинга – увеличении продаж.
Внутренний блок– это разработка концепции мерчандайзинга, ее внедрение, формирование структуры и обучение персонала.
В этом корпоративном документе для магазина детально расписываются планировка, товарное соседство, зонирование, торговое оборудование, освещение, дизайн торгового зала, ассортиментная матрица, система ориентирования и выкладка.
Поставщики получают из документа информацию о месте в торговом зале, запасе продукции, ассортименте, полочном пространстве. Для каждого вида магазинов, куда компания поставляет продукцию, составляются мерчандайзинговые планограммы.
Форматы магазинов розничной торговли
Чтобы понять, как организовать мерчандайзинг в торговой точке, необходимо знать ее формат.
Самым масштабным магазином самообслуживания является гипермаркет. Торгует продовольственными и непродовольственными товарами. Площадь его торгового зала должна быть 4000-1000 кв. метров. Площадь склада – до 4500 кв. метров. Количество касс 25-40. Ассортимент – от 30 до 55 тысяч товарных позиций. Как правило, гипермаркеты имеют свои производственные цеха. Количество покупок в день может доходить до 15 тысяч и больше. Гипермаркеты имеют парковку.
Самым распространенным и востребованным, но меньшим по площади в сравнении с гипермаркетом, форматом является супермаркет. Он также торгует продовольственными и сопутствующими непродовольственными товарами на одной площадке. Торговая площадь супермаркета – от 600 до 3000 кв. метров. Ассортимент товара гораздо меньше, чем у гипермаркета – от 12 до 25 тысяч наименований. Если у гипермаркета зона обслуживания достигает 7 километров, то у супермаркета она –1,5-2,5 км. Число покупок в день тоже меньше – от тысячи до трех тысяч. Как и у гипермаркета есть свои производственные цеха.
Замыкает цепочку минимаркет, или магазин у дома. Этот формат остается в России самым распространенным. Целевая аудитория минимаркета – жители окрестных домов. На небольшой площади магазина у дома располагаются товары повседневного спроса – продукты питания и бытовая химия.
Мерчандайзинг в супермаркете/гипермаркете
Маленькому магазину у дома мерчандайзер не нужен – с выкладкой товаров справляются продавцы.
А вот обширный ассортимент больших торговых точек требует постоянного присутствия стационарных мерчандайзеров. Если он может работать с одной компанией в одной или смежной категории, то его называют эксклюзивным мерчандайзером.
Но чаще всего мерчандайзер занимается продукцией нескольких поставщиков. Такой мерчандайзинг называется совмещенным. Число обслуживаемых компаний может варьироваться от 5 до 15. Это усложняет работу, но увеличивает заработную плату мерчандайзера. От совмещенного мерчандайзера требуется умение быстро переключаться с одной позиции на другую, грамотно оформлять отчетность и правильно расставлять приоритеты.
Есть категории товаров, где мерчандайзеру поручают консультирование покупателей. Чаще всего это актуально при продаже сложной бытовой техники, парфюмерии, косметики, товаров для здоровья. Мерчандайзер-консультант получает на 25-30% больше, чем тот, кто занимается только выкладкой.
Постоянно находясь в торговой точке, стационарный мерчандайзер становится для администрации «своим» человеком, неотличимым от сотрудника магазина. И ему начинают поручать не свойственные ему задачи. Можно, конечно, отказаться, но стоит ли из-за небольшой просьбы портить отношения с коллективом, с которым приходится встречаться в ежедневном режиме.
Еще одна востребованная категория – визитный мерчандайзер. Он обслуживает витрины и полки одного поставщика в нескольких магазинах. Происходит это в течение одного дня. В маршрут визитного мерчандайзера может входить от 5 до 15 торговых точек, в каждой из которых он проделает несколько операций: уберет со стеллажей просроченную продукцию, распределит товары по группам и выставит их на витрины, при необходимости заменит ценники на новые. В период промоакций в его обязанности входит размещение POS-материалов. Также обязательны ревизии складских запасов, фотографирование витрин как своих, так и конкурентов. Как итог его дневной работы – составление отчета о продажах и остатках на складе.
Для поставщика визитный мерчандайзер очень ценный сотрудник, способный быстро обновить витрины, проанализировать запасы продукции, подготовить отчеты и предоставить заказчику актуальную в моменте информацию. Для принятия эффективных управленческих решений это очень важно.
Визитный мерчандайзер необходим для компаний, занимающихся сбытом продукции с низким спросом или узким ассортиментом. Нет никакой целесообразности в том, чтобы для часовой работы нанимать промо-сотрудника. Лучший вариант – визитный мерчандайзер, посещающий за день несколько точек и обновляющий витрины в каждой из них.
Общие правила для всех категорий мерчандайзеров
Их не так много, но несоблюдение хотя бы одного, смазывает общее впечатление и ставит под сомнение профессионализм сотрудника.
Итак, мерчандайзер должен:
- соблюдать график посещений;
- быть опрятным, одетым в фирменную одежду с бейджем, иметь инструмент (скотч, блокнот, калькулятор, планшет и др.);
- всегда иметь в наличии документы, удостоверяющие личность, медицинскую книжку и доверенность, если она требуется;
- владеть полной информацией о продукции обслуживаемой компании;
- знакомиться и представляться человеку, уполномоченному ритейлером следить за группой товаров и мерчандайзерами и быть готовым к презентации товара компании;
- выяснять и обязательно записывать пожелания и претензии администрации относительно продукции и качества поставки товаров;
- проверять наличие всех SKU (ассортиментная позиция товара, относящаяся к определенной группе или марке) в торговом зале и особенно на складе;
- проверить сроки годности товара в торговом зале и на складе;
- доставлять продукцию, если необходимо, со склада в торговый зал;
- выкладывать продукцию, в зависимости от норм магазина упаковку возвращать на склад или сдать на утилизацию;
- удалять просроченную и бракованную продукцию из торгового зала;
- уметь документально оформлять возвраты;
- проверять ценники – они должны соответствовать виду товара и быть хорошо видны;
- «держать» свою полку, и при невыгодном месте размещения продукции обслуживаемой компании найти лучшую позицию;
- уметь убедить администрацию в приоритетности своей продукции, если при недостаточном фэйсинге будет необходимость увеличить его, разместив в других зонах продаж;
- проверять качество и состояние рекламных материалов, а испорченные и устаревшие убрать из зоны продаж;
- собирать информацию о конкурентах – знание его сильных мест поможет улучшить свою работу;
- обсуждать с администрацией лучшие возможности для организации мерчандайзинга: это повод завязать более близкие контакты с администрацией, которые помогут решить мелкие проблемы;
- делать точный отчет о посещении точки;
- перед уходом поставить в известность администрацию – могут возникнуть еще вопросы. При прощании неплохо сказать несколько теплых слов.
Труд мерчандайзера, работающего ответственно, всегда виден: полки заполнены, товары на них разложены в соответствии с определенной схемой. Как итог: в магазине возрастают объемы продаж, увеличивается лояльность покупателей и добавляются баллы как к имиджу торговой точки, так и определенных брендов. Advertology.Ru
Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article153611.htm |