Рынок POSM в период санкций: какие категории пострадали, а какие будут развиватьсяДата публикации: 22.04.2022 Раздел: Есть мнение ... В 2022 году экономический кризис внес коррективы в стратегию российских торговых сетей, которые являются основными местами размещения POSm. О том, как в новых условиях изменится структура рынка POSm, рассказывают эксперты агентства технического мерчандайзинга «ТехноМерч». Что пострадало больше всего?
Конечно, премиальные POS-материалы. Поставлялись они, в основном из Европы и Китая. И до кризиса они не были дешевы, а в новых обстоятельствах с изменением курса валют и усложнения логистических цепочек, цены ожидаемо взлетели. Поэтому сохранение люксового сегмента в POSm в обозримом будущем под большим вопросом. Возможно, в маркетинговых целях, для каких-то единичных PR-проектов крупным игрокам они потребуются. Массового применения премиальных материалов ожидать не стоит.
Неожиданно, проблемой стала бумага. При этом, в стране большое количество предприятий, ее производящих. Но есть надежда, что производители найдут способ заместить импортные химикаты, необходимые для производства бумаги, и проблема будет решена. В результате цены на картон и другие виды бумаги, используемые в POSm, станут доступны и упадут в цене.
Оригинальная идея заменит премиальный материал
Высокая цена импортных материалов или их отсутствие может привести к упрощению торгового оборудования и вообще всех POS-материалов. Соответственно, привлечь внимание потребителя и заставить сделать покупку станет сложнее. Как избежать этого? Выход – необычность конструкций. Именно оригинальное решение сделает незаметной дешевизну материала, и желаемая цель – привлечь внимание гостя и перевести его в категорию «покупатель», будет достигнута.
Импортозамещение и параллельный импорт
В производстве торгового оборудования и до кризиса использовалось много российских материалов. Необходимости завозить металл и дерево не было и раньше. Различные виды пластика тоже можно заменить на отечественные аналоги. Нефть, газ и прочее сырье, из которого он производится, в России есть. Недостаток только в красителях. Если даже станет невозможным производить отечественный пластик, то ориентация на Китай все-таки остается. Есть надежда, что поставки оттуда возобновятся и даже увеличатся.
Проблемы могут возникнуть со станками для производства торгового оборудования. Так случилось, что большая часть этого оборудования известных европейских производителей и закупалась за рубежом. Поэтому здесь могут возникнуть сложности с ПО и чисто техническим обслуживанием. Проблему, возможно, решит импортозамещение. В части станков оно уже опробовано – есть неплохие отечественные аналоги. Параллельный импорт, который на некоторое время станет законным, также дает надежду, на то, что компании не останутся без импортного оборудования.
Осознанное потребление
Можно ожидать, что качество торгового оборудования и рекламных материалов будет не совсем высоким. Но необходимость в них все равно не исчезнет. Приоритетом в кризисных условиях может стать их долгосрочное использование. То есть, не утилизировать старое оборудование, а ремонтировать его. Многие компании, занимающиеся техническим мерчандайзингом, скорее всего, пересмотрят свою стратегию в пользу материалов многоразового использования. Так, можно прийти к осознанному потреблению, а параллельно соответствовать еще и некоторым принципам ESG.
Успеть на остатки
Что можно предпринять прямо сейчас, чтобы техническому мерчандайзингу удержаться на плаву до того момента, пока экономическая ситуация не стабилизируется? Нужно исходить из того, что ритейлу POS-материалы нужны даже в эти непростые времена. Чтобы выполнять заказы, которые пусть в меньшем количестве, но будут, можно закупать остатки материалов. На складах у многих компаний их еще достаточно. Цены на некоторые, могут быть еще докризисные.
Свято место пусто не бывает
Популярные зарубежные бренды стали массово покидать Россию, а торговые площадки пустеть. Но это явление временное. Эксперты уверены, что даже если они не вернутся, как обещают, площади в торговых центрах пустовать не будут. На их место придут производители из ближнего и дальнего зарубежья, которым в докризисные времена на российский рынок было сложно пробиться. Кроме того, санкции дадут толчок развитию отечественных производителей. Для технического мерчандайзинга – это возможность, пусть и не с прежними объемами, но продолжать работать.
А пока производители пребывают в некоторой растерянности. Но прошло только два месяца. Рекламные компании большинства игроков на этом рынке заморожены. Чтобы сохранить бизнес, некоторые производители поспешно сокращают персонал, другие переходят на 3-х дневную рабочую неделю, кто-то вынужденно урезает зарплаты. Безусловно – это крайние меры, но, как говорится, ничто не вечно под луной. Найдется выход и из этого кризиса.
Конечно, оптимистичная надежда сохранить свой статус-кво в кризисное время у мерчандайзинговых компаний есть. Понятно это случится не раньше осени. В любом случае будут те, кто выиграет и те, кто не сможет остаться на этом рынке, а кому-то придется изменить профиль производства. Вячеслав Таймазов, PR-специалист агенства технического мерчандайзинга «ТехноМерч» Ссылка на статью: http://www.advertology.ru/article153401.htm |