"THE CAL"™: история самого знаменитого календаря в мире
Дата публикации: 09.08.2021 Раздел: Статьи
«The Cal»™ 2022 года Брайана Адамса (Bryan Adams) – 48 издание знаменитого календаря, официально появившегося на свет в 1964 году. Созданный известным канадским музыкантом и фотографом в Лос-Анджелесе и на Капри, календарь следует за изданием 2020 года, снятым итальянским фотографом Паоло Роверси (Paolo Roversi).
«The Cal»™ стал детищем Pirelli UK Limited – британского подразделения Группы, которое работало над проектом весьма длительное время. В 1964 году британцы в поисках маркетинговой стратегии, которая помогла бы Pirelli выделиться на фоне внутренней конкуренции, поручили арт-директору Дереку Форсайту и британскому фотографу Роберту Фриману, известному своими портретами «Битлз», придумать что-то, что было бы абсолютно новым проектом для своего времени.
В результате появился изящный, эксклюзивный продукт, имевший завуалированный художественный и культурный смысл, который с самого начала выделил его на фоне мира моды и «гламура».
С тех пор в течение 50 лет «The Cal»™ продолжал отмечать преходящее время образами, созданными наиболее востребованными фотографами своей эпохи – улавливая, интерпретируя современную культуру и часто устанавливая новые тренды.
Три эпохи «TheCal»™
Историю Календаря Pirelli можно разделить на три разные эпохи:
Первое десятилетие – с 1964 по 1974 годы, за которым последовал перерыв в издании (на 9 лет) из-за глобальной рецессии, вызванной арабо-израильской войной и нефтяным кризисом;
Второе десятилетие – с 1984 по 1994 годы, когда календарь заново стали издавать, и он становился все более успешным;
С 1994 до настоящего времени, пережив смену тысячелетия, когда «The Cal»™ достиг культового статуса первопроходца.
Десятилетие с 1964 по 1974 годы
Ранние годы «The Cal»™ пришлись на времена «Битлз», рок-музыки и мини-юбок, а также на протестные молодежные движения и мирные демонстрации против войны во Вьетнаме. Календарь вскоре перестал выполнять свою первоначальную роль «корпоративного сувенира» для ключевых клиентов, став эксклюзивным изданием, предназначенным для немногих избранных получателей.
Моделями были в основном молодые и неопытные натурщицы, которых фотографировали в волшебном, шикарном окружении: на фоне экзотических пляжей и на лоне природы. Но даже эти ранние глянцевые образы несли на себе отпечаток истинной эстетической и культурной философии Календаря: «The Cal»™ был призван быть символом меняющихся времен. В 1968 году Гарри Печчинотти вдохновлялся поэзией Элизабет Барретт Браунинг, Алена Гинсберга и Ронсара, а на следующий год он отказался от постановочных поз в пользу более натуральных спонтанных фотосессий, сделанных на солнечных пляжах Калифорнии. В 1972 году Сара Мун стала первой женщиной-фотографом, которая снимала для календаря, попутно нарушая устоявшиеся табу.
Прозвучавшее в марте в 1974 году заявление о том, что издание будет прекращено, вызвало гораздо большую реакцию в британских и международных СМИ, чем сам запуск проекта, – верный знак растущего успеха Календаря Pirelli. В следующее десятилетие ему были посвящены различные книги, собрания и антологии на разных языках, наиболее известным из которых стало издание 1975 года, охватывавшее 10 лет истории «The Cal»™, дополненное ностальгическим предисловием, написанным никем иным как Дэвидом Найвеном.
Десятилетие с 1984 по 1994 годы
В 1984 году наконец состоялось долгожданное возвращение Календаря. Под руководством нового арт-директора Мартина Уолша Календарь вновь вернулся к своим истокам и содержал тонкие, почти подсознательные ассоциации с главной продукцией группы – шинами. На пляжах Багам вместе с прекрасными моделями, снятыми Уве Оммером для календаря 1984 года, на песке появились загадочные следы – рисунок протектора последнего достижения «Pirelli», шин P6. С точки зрения продукт-плейсмента, это было тонким, однако повсеместным присутствием, напоминавшим о технологии, господствующей в ту эпоху.
В 1987 году Теренс Донован создал фундаментальный календарь, в котором фигурировали только темнокожие модели, включая 16-летнюю Наоми Кэмпбелл на заре её карьеры. На следующий год Барри Латеган впервые включил фотографию мужчины-модели в эту традиционную витрину женской красоты. В 1990 году Артур Элгорт создал первый календарь Pirelli полностью в черно-белом свете: он был посвящен Олимпийским играм и немецкому режиссеру Лени Рифеншталь.
С 1994 года до наших дней
В 1993 году вместе с окончанием очередного десятилетия и после смены высшего руководства компании произошел ещё один важный поворотный момент. Pirelli вышла на международную арену, запустив крупные рекламные кампании (включая известный образ спринтера Карла Льюиса в красных туфлях на шпильках), и Календарь стал одним из ключевых инструментов распространения нового имиджа Группы. Художественное направление переехало в миланскую штаб-квартиру компании, и было решено отказаться от любых ассоциаций с шинами. «The Cal»™ вернулся к собственной самостоятельности как художественное издание без запретов и ограничений, накладываемых на своих создателей – за исключением канонов стиля и хорошего вкуса. В конце концов, Pirelli – это международный бренд, который не идентифицируется с одной продуктовой линейкой, а ассоциируется с широким спектром ценностей и смыслов – прежде всего, с приверженностью к инновациям и стремлением к совершенству – силами, всегда вдохновлявшими и создателей Календаря.
В 1994 году Херб Ритц начал новую эпоху «The Cal»™ феноменальной подборкой супермоделей – Синди Кроуфорд, Хелена Кристенсен, Кейт Мосс и Карен Александер. Его календарь под названием «Преклонение перед женщиной» имел своей целью показать «женщин 90-ых и их место в мире – гордых, сексуальных и красивых внутренне». С тех пор творческий талант фотографов и завораживающее обаяние моделей стали краеугольными камнями успеха Календаря Pirelli. Его связь с миром моды и «гламура» стала ещё крепче: для звезд подиума появление в «The Cal»™ означает, что они участвуют в его создании, и конкуренция среди новичков высока.
Среди наиболее значительных имен, украсивших несколько последних изданий прошлого века, – Кристи Терлингтон и Наоми Кэмпбелл (снова) в 1995 (фотограф Ричард Аведон), Карре Отис, Ева Херцигова и Настасья Кински в 1996 (фотограф Питер Линберг) и Инес Састр и Моника Белуччи (первая итальянская модель) в 1997 году. В 1998 году Брюс Вебер посвятил несколько снимков мужчинам – звездам кино и эстрады: Роберту Митчуму, Джону Малковичу, Крису Кристоферсону, Биби Кингу и Боно, а Алек Уэк и Летиция Каста стали лицами 1999 года – фотограф Херб Ритц – и 2000 года – фотограф Анни Лейбовитц.
Двадцать первый век открылся Календарем Pirelli, снятым в Неаполе Марио Тестино, где, помимо других, были сфотографированы Жизель Бюндхен и Фрэнки Райдер. В 2002 году в Календаре появились многочисленные актрисы и две знаменитые внучки – Лорен Буш (17 лет, внучка Джорджа Буша-старшего) и Кира Чаплин (внучка великого Чарли). Подборка 2003 года, созданная вновь Брюсом Вебером, была особенно впечатляющей: три итальянские красавицы (Мариякарла Босконо, Ева Риккобоно и Валентина Стилла) вместе с такими знаменитыми моделями, как Софи Даль, Хайди Клум, Каролина Куркова и Наталья Водянова и мужчинами – звездами кино и спорта (Алессандро Гассман, Стефан Феррара и Ричи Ламонтань).
Издание 2004 года – в сороковую годовщину «The Cal»™ – взяло за основу надежды и мечты таких див, как Катрин Денев и Изабелла Росселини, и было исполнено при помощи технологического креатива Ника Найта. В 2005 году пришла очередь Патрика Демаршелье: в «O espirito do Brazil» он фотографировал моделей уровня Наоми Кэмпбелл и новичков вроде Адрианы Лимы на залитых солнцем пляжах Ипанемы и Копакабаны. Известный англо-турецкий дуэт Мерта и Маркуса руководил изданием в 2006 году, избрав ретро-образы 1960-ых на лазурном побережье и чувственных красавиц вроде Дженнифер Лопес, Кейт Мосс и Жизель Бюндхен. 2007 год стал годом всего лучшего от Голливуда – здесь позировали пять див: Софи Лорен, Пенелопа Крус, Хилари Суонк, Наоми Уотс и восходящая звезда Лу Дуаён, снятые голландской парой Инес и Винуд Матадин в Калифорнии. В 2008 году Патрик Демаршелье снова фотографировал для «The Cal»™, выбрав впервые в истории в качестве места съемок Азию. Подборка фото, целиком снятых в Шанхае, объединила Восток и Запад, включая китайскую актрису Мегги Чен и топ-модель Даутцен Крус.
В 2009 году известный художник Питер Берд привез «The Cal»™ в Ботсвану, где снял востребованных во всем мире моделей, таких как Дарья Вербова, Лара Стоун и Мариякарла Босконо. Берд, который прожил в Кении 30 лет, является одним из величайших в мире фотографов загадочной и очаровательной Африки. Выпуск 2010 года доверили американскому фотографу Терри Ричардсону – «enfant terrible», известному своим небрежным, провокационным стилем, работавшим с вальяжными и дерзкими моделями типа Миранды Керр, Лили Коул, Роузи Хантингтон и Аны Беатриз. За Календарем 2011 года стоял творческий гений Карла Лагерфельда – художника, эстета и многогранной легенды мира моды. В своей парижской студии Лагерфельд создал «Мифологию» – календарь, в котором отразилась его любовь к классической, греческой и римской культуре. Его поразительная подборка мужских и женских образов включала моделей Баптисте Джабикони и Бреда Крёнига и актрису Джулиану Мур. Издание 2012 года было творением Марио Сорренти – первого итальянского фотографа, который выбрал Корсику в качестве декораций для «Беспамятства», где блистали Мила Йовович, Кейт Мосс и Изабели Фонтана.
В 2013 году «The Cal»™ доверили Стиву Маккарри, одному из самых знаменитых в мире фоторепортеров, в чьих снимках для Pirelli отразилась меняющаяся социально-экономическая ситуация в Бразилии. Его подборка включала бразильскую актрису Соню Брага, певицу Марису Монте и моделей Адриану Лиму, Петру Немкову и Саммер Рэйн Оакес – все они занимаются благотворительной деятельностью, поддерживают НПО, фонды и гуманитарные проекты.
Чтобы отпраздновать 50-летие «The Cal», Pirelli приняла решение не выпускать издание 2014 года, а впервые представить календарь Pirelli 1986 года Хельмута Ньютона (Helmut Newton), хранящейся в архивах компании.
В 2015 году пришла очередь Стивена Майзеля (Steven Meisel). В 2016 году автором стала Энни Лейбовиц (Annie Leibovitz). В 2017 году был приглашен Питер Линдберг (Peter Lindbergh) - первый из фотографов, создавший три Календаря Pirelli.
Мероприятия и выставки
С 2006 года Pirelli ежегодно проводит выставку Календаря в Московском Доме Фотографии (МАММ).
Календарь Pirelli: фотографы, места съёмок и модели
1964 Роберт Фриман, Майорка, Испания Джейн Ламб, Сони Фриман Дрейн, Мариза Форсайт
1965 Брайан Даффи, Монако и Лазурный берег, Южная Франци Полин Дюк, Аннабелла, Вирджиния, Полин Стоун, Джаннетт Хардинг
1966 Питер Кнапп, Эль-Хосейма, Марокко Питер Кнапп, Ширли Энн, Сью
1967 Не издавался
1968 Гарри Печчинотти, Джерба, Тунис Улла Рандалл, Элиза Нгаи, Пат Бут, Джил Латур
1969 Гарри Печчинотти, Биг-Сур, Калифорния
1970 Фрэнсис Джакобетти, остров Парадайз, Багамские острова Александра Бастедо, Анак, Пегга, Паула Мартин
1971 Фрэнсис Джакобетти, Ямайка, Большие Антильские острова Кайлин Белл, Анджела Макдональд, Кейт Ховард, Кристин Таусон, Гейл Аллен
2022 Брайан Адамс, Лос-Анджелес, Капри В 2001 году выпуск 48 издания был приостановлен в связи с COVID-19, когда весь бюджет на проект Календаря был направлен на борьбу с пандемией. Издание Адамса будет представлено в ноябре 2021 года.